2.1.
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединятся несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.
|
|
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.).
|
|
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл.
Цель оценки бизнеса состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.
Оценка бизнеса осуществляется для:
· повышения эффективности текущего управления предприятием;
· купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
· принятия обоснованного инвестиционного решения;
· купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
· установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) договора или смерти одного из партнеров;
· реструктуризации предприятия;
· разработки плана развития предприятия;
· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
· страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;
· налогообложения;
· принятия обоснованных управленческих решений;
· инвестиционного проектирования развития бизнеса.
Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например, недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.
Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится в случаях:
· продажи какой-либо части недвижимости;
· получения кредита под залог части недвижимости;
· страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;
· передачи недвижимости в аренду;
· определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;
· оформления части недвижимости в качестве вклада в уставной капитал другого создаваемого предприятия;
· оценки при разработке бизнес плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;
· оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.
Оценка стоимости оборудования необходима при:
· продаже некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавится от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатится с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;
· оформлении залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;
· страховании движимого имущества;
· передаче машин и оборудования в аренду;
· организации лизинга машин и оборудования;
· определении налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;
· оформлении машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;
· оценке стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.
|
|
Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) проводится при:
· их перекупке, приобретении другой фирмой;
· предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
· определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
· использовании их в качестве вклада в уставной капитал;
· определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценке стоимости предприятия.
Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д. Кроме ситуаций, в которых оценка является реализацией права государства, субъектов Федерации, муниципальных образований или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. К таким случаям относятся сделки с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично России, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям.
На сегодняшний день в России деятельность оценщиков на федеральном уровне регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской федерации». Онопределяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. В законе даны понятия оценочной деятельности, как деятельность субъектов оценочной деятельности направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, определены понятия субъектов оценочной деятельности и объектов оценки. Определены права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов, кроме этого определены права и обязанности оценщика, требования к лицензированию оценочной деятельности.
|
|
Перечисленные функции выполняются государством через органы его исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации» от 20 августа 1999 г. №932 таким органом определено Министерство имущественных отношений РФ.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, установлены Законом от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.
Исходя из общих целей стандартизации, основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:
· обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки имущества;
· формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;
· установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;
· создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;
· гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июля 2001 г. №519 определены стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об объекте как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:
· рыночная стоимость объекта оценки- наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
· стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
· стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
· стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и целей его использования;
· инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
· стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов;
· ликвидационная стоимость объект оценки – стоимость объекта оценки, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
· утилизационная стоимостьобъекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
· специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах.
Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки. Данная зависимость представлена в Таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Цель оценки | Вид стоимости |
Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену | Рыночная стоимость |
Определение целесообразности инвестиций | Инвестиционная стоимость |
Обеспечение заявки на получение ссуды | Залоговая стоимость |
Определение налогооблагаемой базы | Рыночная стоимость или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством |
Определение суммы покрытия по страховому договору или обеспечение требований в связи с потерей или повреждением застрахованных активов | Страховая стоимость |
Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия | Ликвидационная стоимость |
Также в Стандартах дается определение трех основных подходов к оценке: доходного, сравнительного и затратного.
Согласно требованиям Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандартах как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов результатов определяет итоговую величину объекта оценки, при этом согласно требованиям Стандартов итоговая величина стоимости оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.
Статья 20 Стандартов устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины объекта оценки для целей совершения сделок, что является дополнительным фактором защиты государства и гарантией соблюдения его интересов как хозяйствующего субъекта при отчуждении им своего имущества. При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие:
· спрос;
· настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса;
· затраты на создание аналогичных предприятий;
· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;
· риск получения доходов;
степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.