Специфика бизнеса как объекта оценки. Цели оценки и используемые виды стоимости

2.1.

 

Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединятся несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.).

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл.

Цель оценки бизнеса состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.

Оценка бизнеса осуществляется для:

· повышения эффективности текущего управления предприятием;

· купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

· принятия обоснованного инвестиционного решения;

· купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;

· установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) договора или смерти одного из партнеров;

· реструктуризации предприятия;

· разработки плана развития предприятия;

· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

· страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;

· налогообложения;

· принятия обоснованных управленческих решений;

· инвестиционного проектирования развития бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например, недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится в случаях:

· продажи какой-либо части недвижимости;

· получения кредита под залог части недвижимости;

· страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;

· передачи недвижимости в аренду;

· определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;

· оформления части недвижимости в качестве вклада в уставной капитал другого создаваемого предприятия;

· оценки при разработке бизнес плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;

· оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

Оценка стоимости оборудования необходима при:

· продаже некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавится от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатится с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;

· оформлении залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;

· страховании движимого имущества;

· передаче машин и оборудования в аренду;

· организации лизинга машин и оборудования;

· определении налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;

· оформлении машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;

· оценке стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) проводится при:

· их перекупке, приобретении другой фирмой;

· предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

· определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

· использовании их в качестве вклада в уставной капитал;

· определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценке стоимости предприятия.

Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д. Кроме ситуаций, в которых оценка является реализацией права государства, субъектов Федерации, муниципальных образований или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. К таким случаям относятся сделки с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично России, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям.

На сегодняшний день в России деятельность оценщиков на федеральном уровне регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской федерации». Онопределяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. В законе даны понятия оценочной деятельности, как деятельность субъектов оценочной деятельности направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, определены понятия субъектов оценочной деятельности и объектов оценки. Определены права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов, кроме этого определены права и обязанности оценщика, требования к лицензированию оценочной деятельности.

Перечисленные функции выполняются государством через органы его исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации» от 20 августа 1999 г. №932 таким органом определено Министерство имущественных отношений РФ.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, установлены Законом от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.

Исходя из общих целей стандартизации, основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:

· обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки имущества;

· формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;

· установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;

· создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;

· гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июля 2001 г. №519 определены стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об объекте как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

  В Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:

· рыночная стоимость объекта оценки- наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

· стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

· стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

· стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и целей его использования;

· инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

· стоимость объекта оценки для целей налогообложения стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов;

· ликвидационная стоимость объект оценки – стоимость объекта оценки, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

· утилизационная стоимостьобъекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

· специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах.

Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки. Данная зависимость представлена в Таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Цель оценки Вид стоимости
Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену Рыночная стоимость
Определение целесообразности инвестиций Инвестиционная стоимость
Обеспечение заявки на получение ссуды Залоговая стоимость
Определение налогооблагаемой базы Рыночная стоимость или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством
Определение суммы покрытия по страховому договору или обеспечение требований в связи с потерей или повреждением застрахованных активов Страховая стоимость
Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия Ликвидационная стоимость

 

Также в Стандартах дается определение трех основных подходов к оценке: доходного, сравнительного и затратного.

Согласно требованиям Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандартах как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов результатов определяет итоговую величину объекта оценки, при этом согласно требованиям Стандартов итоговая величина стоимости оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Статья 20 Стандартов устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины объекта оценки для целей совершения сделок, что является дополнительным фактором защиты государства и гарантией соблюдения его интересов как хозяйствующего субъекта при отчуждении им своего имущества. При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие:

· спрос;

· настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса;

· затраты на создание аналогичных предприятий;

· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

· риск получения доходов;

степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: