Отбор сопоставимых компаний

Отбор сопоставимых компаний осуществляется в несколько этапов. На первом – определяется круг «подозреваемых»: в него входят максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости на первом этапе достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли.

На втором этапе составляется список «кандидатов». Критерии оценки должны соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, который позволит оценщику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации.

Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком.

К основным критериям отбора можно отнести:

1. Отраслевое сходство – список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.

На этом этапе учитываются следующие дополнительные факторы:

· уровень диверсификации производства;

· характер взаимозаменяемости производственных продуктов;

· зависимость от одних и тех же экономических факторов;

· стадии экономического развития оцениваемой компании и аналогов.

2. Размер – важный критерий, оцениваемый аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д.

3. Величина прибыли

· географическая диверсификация;

· количественные скидки;

· ценовые различия по сходным товарам.

4. Перспективы роста – оценщик определяет фазу экономического развития предприятия, поскольку она отражается на распределении чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия.

5. Финансовый риск, который оценивается следующими способами:

· сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств;

· оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами;

· анализируется кредитоспособность фирмы, или способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

6. Качество менеджмента – наиболее сложный фактор, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

 

Характеристика ценовых мультипликаторов

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом базируется на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия, или акции, и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо используется средняя величина между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 мес., либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

 

Формирование итоговой величины стоимости

Этот процесс состоит из трех основных этапов:

· выбора величины мультипликатора;

· взвешивания промежуточных результатов;

· внесения итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора – наиболее сложный этап, требующий особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Оценщик исключает экстремальные величины и рассчитывает среднюю величину мультипликатора по группе аналогов. Затем проводится финансовый анализ, причем оценщик для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором. Результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: