Обзор методов сравнительного подхода: условия применения, этапы расчета

 

Сравнительный подход, или подход компании-аналога, базируется на утверждении, что рыночная стоимость компаний, находящихся в одной стране и относящихся к одной отрасли, а также имеющих сходные производственные и финансовые характеристики, будет различаться незначительно. Подход компании-аналога предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых обращаются на фондовом рынке, или информации о сделках купли-продажи бизнеса целиком.

Этот подход основан на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в сходную компанию, либо в оцениваемую. Поэтому данные о сопоставимых предприятиях при использовании необходимых корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Специфика применения данного подхода в российской практике заключается в том, что корректировки акций отечественных предприятий в силу экономического кризиса и неразвитости фондового рынка сильно занижены.

Под компаниями-аналогами понимаются компании, которые представляют собой базу для сопоставления с оцениваемой компанией. Информация об аналогах может поступать как с отечественного, так и с зарубежного фондовых рынков, но в случае использования зарубежных аналогов в расчетах должна быть учтена поправка на различный уровень странового риска.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Основным преимуществом сравнительного подхода служит то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятий на основе расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретро информации и отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

Другим преимуществом сравнительного подхода выступает реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Кроме того, необходима открытость рынка или доступность финансовой информации, требуемой оценщику.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех методов:

· метод компании аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.

· метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода – оценка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.

метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.

Вместе с тем подход предполагает внесение корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Должны быть определены приоритетные критерии сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

1. Сбор необходимой информации;

2. Составление списка аналогичных предприятий;

3. Финансовый анализ;

4. Расчет оценочных мультипликаторов;

5. Выбор величины мультипликатора;

6. Определение итоговой величины стоимости;

7. Внесение итоговых корректировок.

Основная информация для отбора предприятий-аналогов

При сравнительном подходе к оценке бизнеса используются два типа информации: рыночная и финансовая.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, сходных с оцениваемой компанией. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие нужную сопоставимость. Дополнительная информация позволяет правильно применять стандарты системы национальных счетов, выявлять излишек или недостаток активов, вносить поправки на экстраординарные события и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: