Общие сведения о результатах экзаменов выпускников средней ступени общего образования (количественные показатели даются в сопоставлении с показателями 2-х предыдущих лет)

 

Среднюю (полную) школу закончили 303 ученика, участвовали в ЕГЭ 302 человека (99,7%), так как 1 выпускник проходил ИА в форме ГВЭ. 289 выпускник (95,7%) успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ. 

 

Учебный год

Всего обучающихся, окончивших среднюю школу

Число выпускников, не допущенных до ИА

Число выпускников, проходивших ИА

Число выпускников, проходивших ИА в форме ГВЭ

Число выпускников, окончивших школу на 4 и 5

Число выпускников, окончивших школу со справкой

Число медалистов

«золото» «серебро»
2010-2011 303 0 303 100% 1 0,3% 107 35,3% 13 4,3% 9 3% 7 2,3%
2009-2010 919 7 0,8% 896 97,5% 5 0,5% 232 25,2% 65 7 % 12 1,3% 18 1,95%
2008-2009 1020 6 0,6% 1005 98,5% 6 0,6% 253 24,8% 74 7, 3% 6 0,6 % 20 1,96 %

 

Данные таблицы свидетельствуют о стабильности как количественных (формальных) показателях результата образования так и стабильности состояния системы. Количество участников ЕГЭ снизилось к 2011 году, что связано с общей демографической ситуацией. Показателями качества результата являются и увеличившийся процент (на 10%) выпускников, окончивших школу на «4» и «5», и растущий процент выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», а также отсутствие в 2010-2011 учебном году обучающихся, не допущенных до государственной (итоговой) аттестации и не явившихся на ЕГЭ.

Все выпускники 11х классов сдавали два обязательных письменных экзамена по математике и русскому языку, экзамен по выбору из числа предложенных. Диапазон выбираемых учебных предметов у выпускников 11х классов в течение трех последних лет, несомненно, связан с предметами, которые прогнозировали выбор высшего учебного заведения.

 

Со вступлением в 2009 году ЕГЭ в штатный режим ежегодно увеличивается процент обучающихся, определяющих в качестве экзамена по выбору предметы обществознание, физику, биологию, химию.

В отличие от прошлого года в 2011 году:

- увеличился процент выпускников, выбравших физику (на 18,8%), обществознание (на 10,7%), историю (на 4,1%), химию (на 3,9%), географию (на 2,7%), биологию (на 2,4%), информатику (на 1,8%);

- уменьшился процент выпускников, выбравших литературу (на 0,6%), английский язык (на 1%).

Согласно протоколам государственной экзаменационной комиссии результаты выпускников школ 2010-2011 гг. распределились следующим образом:

- 300 выпускник успешно сдал ЕГЭ по русскому языку, что составило 99,3%. Доля выпускников, не преодолевших минимальной границы баллов по русскому языку по городу, составила 0,7%; тогда как доля выпускников, не прошедших минимальную границу баллов по Свердловской области в 2011году – 5,9. В 2010г. данный показатель по городу составлял 1,1%.

Средний балл по предмету по школам города составил 59 баллов по всем категориям выпускников. По школам Свердловской области средний балл по русскому языку – 57,1.

 Более 70 баллов по итогам экзамена получили 68 человек, что составило 22,4%. Одна выпускница МБОУ СОШ №15 набрала 100 баллов.

 Таким образом, наблюдается положительная тенденция в формировании качества образования у выпускников школ городского округа средствами русского языка.

- математику сдавали также 302 выпускника, это 46 обучающихся вечерней школы №19 и 256 обучающихся дневных школ. 291 выпускник всех школ прошёл это испытание успешно, что составило 96,4%. 11 человек не преодолели минимальный порог баллов по математике. Количество выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов по математике по школам города, составило 3,6%. По итогам ЕГЭ 2010 года этот показатель в количественном измерении был равен 7%, т.е. наметилось уменьшение доли выпускников, не справившихся с обязательным экзаменом по математике в форме ЕГЭ.

Средний балл по предмету по школам города составил 44 балла. Более 70 баллов набрал 21 выпускник, что составило 8,17%. «Сто балльников» не было.

Одним из важнейших показателей результатов ЕГЭ является доля участников экзамена, не набравших минимальный балл. Особое значение этот показатель имеет в случае таких предметов, как русский язык и математика, так как именно они определяют возможность получения аттестата о среднем (полном) общем образовании.

Доля выпускников ОУ, не набравших минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике и номера общеобразовательных школ, в которых были такие обучающиеся:

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Русский язык Математика Русский язык Математика Русский язык Математика
4,3 4,8 1,1 4,6 0,7 3,6
ОУ № 5,15,26,29,В-19 ОУ № 1,3,5,10,15,16,22,29,В-19 ОУ № 12,35,В-19 ОУ № 3,9,10,12,16,22,28,29,35, В-19 ОУ № 10,20 ОУ № 9,10,36,В-19

Данные таблицы показывают:

- доли участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог по математике и русскому языку с каждым годом уменьшается. Наибольшее число экзаменуемых, не справившихся с заданиями ЕГЭ, наблюдалось в 2009 году.

- несмотря на то, что в 2011г. количество выпускников было значительно меньше предыдущих лет, и не во всех школах были выпускники 11 классов, сохраняются школы, в которых вот уже третий год обучающиеся не преодолели минимальный порог по математике - МБОУ СОШ № 9, 10, МВСОУ ОСОШ № 19. Педагогические проблемы в данных учреждениях даже если и сформулированы, то не выработаны стратегия и тактика по их выполнению.

Если рассматривать процент выпускников, не набравших минимальный балл по всем предметам, в сравнении с областным и российским показателями, то можно увидеть из ниже представленной диаграммы, что по предметам: русский язык, математика, информатика, история, география, немецкий и французский языки городской показатель лучше областного и российского. На один предмет меньше: физика, химия, биология, английский язык, обществознание, литература, вот те предметы, по которым городской показатель хуже и областного, и российского. Стоит отметить, что это наиболее выбираемые предметы: обществознание, физика, химия, а значит наиболее «мотивированные» обучающиеся сдавали данные экзамены. Противоречие на лицо.

[1] без дней пересдачи, [2] с учетом пересдачи, [3] без дней пересдачи.

Если сравнивать городской показатель среднего балла с областным показателем в процентном отношении, то можно увидеть из ниже представленной диаграммы, что городской показатель выше на 4,7% по географии, на 2,5% по химии, на 2,1% по математике. Однако, гораздо больше предметов, по которым городской показатель ниже областного: по немецкому языку на 21,4%, по литературе на 6,8%, по физике на 3,6%, по английскому языку на 3,4%, по обществознанию на 2,9%, по информатике на2,2%, по биологии на 1,3%, по истории на 0,6%, по русскому языку на 0,3%.

[1] без дней пересдачи, [2] с учетом пересдачи, [3] данные за 2010 год

 

 

Выпускники одиннадцатых классов проявили достаточный уровень освоения учебной информации образовательных программ за курс средней школы. Это выразилось в умениях проявить:

 - полноту и глубину имеющихся знаний, умение логически правильно выстроить письменный ответ в части С, установить элементарные причинно-следственные связи, сделать выводы;

- хороший уровень сформированности общеучебных и предметных умений, владение примами самостоятельной работы, способностью использовать основные способы познавательной деятельности;

- наличие развитых коммуникативных и речеведческих навыков, умений работать с информацией, классифицировать ее, обобщать, выявлять закономерности, аргументировать и высказывать собственную точку зрения по излагаемой теме;

- деятельностно – коммуникативную составляющую результата образования выпускников в грамотном оформлении заданий, в использовании рациональных методов решения, в умении применять «язык предмета».

 

 Из диаграммы видна стабильность показателя процент выпускников, набравших 70 и более баллов по результатам ЕГЭ, в сравнении за три года по таким предметам как обществознание, математика, скачкообразность в предметах физика, история, английский язык. Необходимо отметить отсутствие в течение трёх лет выпускников, набравших 70 и более баллов, по немецкому языку, в течение последних двух лет по географии. По данному показателю можно констатировать факт прироста по таким предметам как русский язык, биология, химия. Очевидно, разницу в результате определяют такие факторы, как различия в учебных планах, квалификации педагогов, мотивации учащихся к обучению и другие. Данный показатель свидетельствует об умении выпускников показать систему знаний, аналитических умений и умения сконцентрироваться в ситуации экзамена, а так же систематичности в работе педагогов по обобщению знаний и результативности повышения их квалификации в области подготовки и проведения экзаменов в форме ЕГЭ.  

Одним из важных показателей, используемых для дифференциации участников экзамена по качеству и уровню подготовки, а также для оценки их готовности к продолжению обучения в учреждениях высшего профессионального образования, являются результаты выполнения заданий с развернутым ответом (часть «С»). Задания этого типа включены в контрольные измерительные материалы по всем общеобразовательным предметам и позволяют выявить наиболее успешных в изучении дисциплины выпускников. Осознанность выбора предметов ЕГЭ и освоение программ профильного изучения этих предметов является основным фактором повышения результативности экзаменов по выбору:

 

предмет

Процент выполнения части С

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
физика 15 7 23 5 8 15 - - - - -
химия 75 79 58 54 42 - - - - - -
информатика 52 22 35 0 - - - - - - -
биология 33 51 49 56 36 31 - - - - -
история 69 79 83 43 45 40 43 36 - - -
обществознание 90 83 72 69 38 52 61 51 62 56 54
география 50 44 38 38 50 25 - - - - -
литература 100 75 92 67 92 92 83 83 83 - -
английский язык 84 84 76 72 68 72 72 68 - - -
немецкий язык 100 100 0 50 50 50 50 50 - - -
французский язык 100 100 0 0 0 0 0 0 - - -

 

«Лидирующими» предметами по выполнению части С можно назвать литературу, английский язык, обществознание, химию.

В качестве общих положительных тенденций и выявленных проблем локального характера можно отметить следующее:

1. В городе сложилась определенная система по созданию условий, обеспечивающих качественную организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации, соблюдаются все процедурные вопросы, создана нормативно-правовая база, как на уровне управления образования, так и на уровне образовательного учреждения. Имеет место переход от частичного к комплексному созданию нормативных, организационно-содержательных, методических и информационных условий реализации прав обучающихся в ходе государственной (итоговой) аттестации.

2. Экзаменационные материалы разрабатываются в соответствии с федеральной и региональной идеологией, позволяют выпускнику проявить свою позицию, высказать свою точку зрения, показать свои интеллектуальные умения. Практическая и теоретическая части заданий ориентированы не столько на воспроизведение учебного материала, сколько на возможность построения конструктивного ответа. Формулировки учебных задач билета не ограничиваются, как принято в федеральном компоненте ГОС, одним предложением, а являются развернутыми и ориентируют учащихся на структуру и направление ответа. В перечень предметов, выбираемых выпускниками 9х классов на государственную (итоговую) аттестацию, входят все предметы учебного плана. В этом году отмечается высокое качество экзаменационных материалов в ОУ №№ 5,6,22,28,40;

3. Практически по всем предметам (химия, физика, информатика, история, литература, география, биология), выносимых на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся 9 классов, разработаны рекомендации по оцениванию уровня достижений выпускников. Проводится мониторинг качества образования на уровне администрации и педагогов. Например, наряду с традиционным оцениванием обучающихся, в лицее №21 разработаны и реализуются личностно-ориентированные процедуры оценки. Как и в прошлом учебном году, была выдержана процедура подготовки и защиты экзаменационных рефератов: проводится критериальная оценка экзаменационных рефератов до экзамена (содержание и оформление) и на экзамене (защитное слово и ответы на вопросы).

4. Экзаменационные комиссии, в большинстве школ, организуют свою деятельность профессионально. Оцениваются ответы по единым критериям, обсуждения проходят конструктивно, строго соблюдаются процедурные, этические нормы. Вопросы членов комиссии экзаменующимся направлены на выявление не столько на усвоенные «предметные» знания, сколько на усвоенные способы деятельности, умения сделать выводы, обобщить, использовать разнообразные способы предъявления учебной информации. Вместе с тем, есть попытка подменить экзамен «диалогом» ученика и экзаменующего учителя, придать экзамену некую «обучающую» направленность и субъективизм в оценке уровня достижений выпускника по тому или иному учебному предмету (в ОУ № 1,3,7,12).

5. Информационное обеспечение государственной (итоговой) аттестации дает основание говорить, что в ОУ, в основном, сформирована устоявшаяся практика предъявления родительскому, ученическому и педагогическому сообществу данных о состоянии образования через ежегодные доклады на родительских собраниях, педагогических советах, выставления на школьных сайтах публичных отчётов. Вместе с тем имеет место формальное доведение информации до пользователя, без необходимой её интерпретации.

6. Эксперты отмечают также, что есть проблемы, связанные с обеспечением эффективности и результативности сложившихся подходов управления итоговой, текущей и рубежной аттестацией обучающихся, и как следствие возникают проблемы в получении качественного образования отдельными учащимися, особенно основного общего образования в конкретных образовательных учреждениях (ОУ № 32,36,в-19, где от 1 до 2 обучающихся 9 классов оставлены на повторное обучение).

7. Во всех общеобразовательных учреждениях, имеющих право на организацию профильных классов или классов с углубленным изучением отдельных предметов (ОУ №№ 4, 5, 7, 10, 15, 21, 32) были проведены экзамены по «профилирующему» предмету в соответствии с реализуемой образовательной программой.

В целом система образования в городе была готова к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9х, 11х классов 2010-2011 учебного года, о чем свидетельствуют перечисленные выше данные о созданном комплексе условий для её осуществления и отсутствие обращений и жалоб обучающихся и их родителей в муниципальную конфликтную комиссию или непосредственно в управление образования в период организации и проведения государственной (итоговой) аттестации.

В то же время остаются противоречия:

– между востребованностью предметных знаний на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ГИА и необходимостью развития метапредметных умений и применением знаний в практических ситуациях с целью формирования способности к постоянному саморазвитию обучающихся и дальнейшего профессионального роста выпускников;

– между использованием педагогами традиционных форм и методов обучения и недостаточностью времени на методическую организацию процесса обучения (закрепление, актуализация и обобщение знаний и умений).

– между имеющейся базой стандартизированных заданий по различным предметам и недостаточным уровнем развития умений «слабоуспевающих» обучающихся анализировать и выполнять нетипичные задания.

– между необходимости сотрудничества школы и родительской общественности в вопросах повышения качества образования и недостаточным уровнем компетентности родителей (законных представителей) в вопросах системы оценки качества образования школы.

 Исходя из выявленных противоречий перед школами города на 2011-2012 учебный год стоит задача по решению следующих проблем:

– в повышении квалификации педагогов в области современных технологий оценивания предметных и метапредметных результатов образования, проблемного диалога, продуктивного чтения;

– в организации проведения административных работ по предметам учебного плана с использованием заданий стандартизированной формы и метапредметных заданий с целью оценки уровня качеств образования на каждой ступени обучения;

– в организации подготовки к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов по обязательным предметам;

-- в отсутствии желания отдельных родителей нести ответственность за образование ребенка и принимать участие в организации совместной деятельности по повышению качества образования.

Реализация жизненных планов выпускников 9,11 классов ОУ города

Завершили обучение в 9-ом классе 1383 учащихся. Из них: 1354 учащихся средних общеобразовательных школ и 29 девятиклассников сменной вечерней школы. Из 1383 обучающихся продолжают получать образование 1372 человека (99,2%):

· 768 человек (55,5%) в 10-х классах средних общеобразовательных школ;

· 25 человека (1,7%) в сменной вечерней школе;

· 579 человек (41,8%) продолжают обучение по программам НПО и СПО;

· 1 человек продолжает обучение за рубежом;

· 5 человек (0,3%) трудоустроены;

· 6 человек (0,3%) не определились.

В сравнении с 2009-2010 учебным годом количество обучающихся 9-х классов, продолжающих обучение в десятом классе, уменьшилось на 5,3% (2008-2009гг. – 63%, 2009-2010гг. – 60,8%, 2010-2011гг. – 55.5%).

Сравнение количественного показателя по определению девятиклассников на дальнейшее получение образования отображено в таблице:

 

Показатель

Годы

2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Доля обучащихся 9-х классов, продолжающих получать образование (%) 100% 100% 99,3% 99,2%

 

По итогам 2010-2011 учебного года 6 человек из числа девятиклассников (0,3%) не продолжают получать образование.

За последние 3 года прослеживается уменьшение числа девятиклассников, продолжающих обучение в 10-х классах общеобразовательных учреждений. Увеличивается число девятиклассников, поступающих на обучение в учебные заведения начального и среднего профессионального образования (2009-2010гг. – 38,8%, 2010-2011гг. – 41,8%). Возможной причиной данного факта может быть введение в штатный режим новой формы государственной итоговой аттестации в 11 классе (ЕГЭ).

Количество выпускников 11-х классов, прошедших в 2011 году государственную итоговую аттестацию - 293 человека. После завершения обучения по программам среднего (полного) общего образования дальнейшее определение учащихся состоялось по следующим направлениям:

получают образование - 260 человек (88,7%). Из них:

· по программам высшего профессионального образования – 208 человек (70,9 %) и по программам НПО и СПО – 52 человека (17,7%);

· обучаются на курсах – 2 выпускника (0,7%);

· обучаются за рубежом - 2 ученика (0,7%);

· трудоустроены – 29 человек (9,8%);

 

Выводы:

1. Наибольшее количество выпускников 11-х классов определяет свой дальнейший выбор в получении высшего профессионального образования.

2. В 2010-2011 учебном году нет выпускников, которые не определились с направлением своей деятельности.

Рейтинговая диаграмма между образовательными учреждениями по количеству выпускников, продолживших обучение в ВУЗах:

 

Традиционно выпускниками 11-х классов определяется следующий выбор высших учебных заведений г. Екатеринбурга: Уральский федеральный университет, Государственный профессионльно-педагогический университет, Университет путей сообщения, Уральский государственный педагогический университет, Институт связи, Экономический университет, Сельско-хозяйственная академия, Горный университет, Юридическая академия, Архитектурно-художественная академия, Медицинская академия, Лесотехнический университет, Финансово-юридический институт и др.

Учреждения начального и среднего профессионального образования, которые выбирают выпускники 11-х классов для получения профессии:

Первоуральский металлургический колледж, Медицинский колледж (г. Ревда и г. Екатеринбург), Колледж предпринимательства и социального управления, Экономический, Железнодорожный колледж, Педагогический колледж, колледж им.Ползунова, транспортного строительства, монтажный, радиотехнический, архитектурный, торгово-экономический и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: