Школьные методические объединения

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, являются методические объединения (МО), способствующие повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают цикловые МО, которые строят свою работу в контексте общей методической темы:

Название МО Проблема Состав
МО учителей предметов гуманитарного цикла «Освоение и внедрение в практику инновационных технологий для повышения качества по гуманитарным дисциплинам» Савилова А.А. – рук-ль, Четвергова Ю.С.,   Ушкало Н.А., Романенко Г.А., Юдичева В.С.
МО учителей предметов естественно-математического цикла «Возможности применения инновационных технологий в предметах естественно – математического цикла с целью повышения качества обучения» Кошмякова Е.А. - рук-ль, Старкова Н.И., Никитина Т.С., Ятина А.Ф., Сухарева Н.С.
МО учителей начальной школы «Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования разных УМК на основе личностно - ориентированного подхода» Безсонова Н.Ф. – рук-ль, Плесова Н.С., Кузьменко Е.Н., Тужилкина Т.А.
МО учителей обществоведческого цикла «Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений школы» Мазурова Т.А. – рук-ль, Петрик Н.И., Ломейко М.А., Ефанов Г.И., Пыхтина И.Н., Шидловская О.Н.

Задачи МО:

ü направить деятельность учителей на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка, сохраняют его здоровье в соответствии с методической темой школы и МО;

ü выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса (учитывается передовой опыт коллег, пропагандируется имеющийся);

ü учиться глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессионального роста педагога как пути самообразования;

ü начать осуществление перехода от эпизодической творческой деятельности к системе инновационной работы на личностно-ориентированной основе, от инновационной деятельности к исследовательской, экспериментальной.

На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:

— обязательный минимум содержания образовательных программ, работа с образовательными стандартами;

— аттестация членов М/О;

— организация мониторинга результативности образовательного процесса в школе;

— здоровьесберегающие педагогические технологии;

— анализ урока с позиций здоровьесбережения;

— информационная технология обучения – как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий;  

— вопросы рациональной организации урока;

— использование потенциальных возможностей своего предмета в здоровьесберегающей педагогике;

— анализа личностно- ориентированного урока;

— адаптация учащихся 1, 5, 10 классов к новым условиям обучения;

— интеграция предметов в системе экологического образования;

— урок - основная форма учебной деятельности. Современные подходы к методике подготовки и проведения различных типов уроков;

— методика работы с одаренными детьми и детьми, требующими педагогической поддержки;

— участие школьников в олимпиадах, интеллектуальном марафоне, конкурсах и исследовательской деятельности;

— методики создания и систематизация дидактического материала уровневого контроля (тесты);

— формы и методы итогового контроля (тестирование, собеседование, творческие отчеты, проекты).

Руководители школьных методических объединений создают портфолио МО, которые находятся в нашем школьном методическом кабинете и используются в работе каждого учителя.

Члены методических объединений организовали взаимопосещение уроков, на которых изучаются и апробируются инновационные технологии преподавания, анализируются уроки.

Так, в течение последних трех лет были показаны открытые уроки:

- Плесова Н.С. – урок чтения «Барсучий нос» К.Г. Паустовский;

- Старкова Н.И. - урок физики «Физика за чайным столом»;

- Мазурова Т.А. – урок истории «Аграрная реформа Столыпина»;

- Ломейко М.А. — урок ИЗО «Архитектурный образ» и т.д.

Работа ШМО не ограничивается проведением уроков и заседаний: учителя получают «домашние задания»:

ü моделирование урока (целиком или фрагментарно);

ü разработка системы уроков по теме или курсу;

ü разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;

ü подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;

ü составление контрольных материалов, тестов;

ü составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

ü разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

ü посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

ü представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

ü работа над темой по самообразованию;

ü подготовка докладов по определённой проблеме;

ü подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

ü защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

ü творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;

ü демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.

Работа методических объединений показала определенные результаты. Одним из показателей является уровень обученности учащихся:

 

  2006 – 2007 2007 - 2008 2008 – 2009
Всего учащихся 365 366 339
Аттестовано 365 366 339
Освоили стандарт 365 (100 %) 366 (100%) 339 (100%)
Оставлены на второй год - - -
Переведены условно - - -
Окончили на «4» и «5» 130 (39 %) 134 (40%) 126 (41%)
Отличники 16 (5 %) 17 (5%) 14 (5%)
Получили аттестат особого образца - 2 2
Получили медаль 1 (серебро) 3 (серебро) Нет 11-го класса

 

В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждением человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: