Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, являются методические объединения (МО), способствующие повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В нашей школе работают цикловые МО, которые строят свою работу в контексте общей методической темы:
Название МО | Проблема | Состав |
МО учителей предметов гуманитарного цикла | «Освоение и внедрение в практику инновационных технологий для повышения качества по гуманитарным дисциплинам» | Савилова А.А. – рук-ль, Четвергова Ю.С., Ушкало Н.А., Романенко Г.А., Юдичева В.С. |
МО учителей предметов естественно-математического цикла | «Возможности применения инновационных технологий в предметах естественно – математического цикла с целью повышения качества обучения» | Кошмякова Е.А. - рук-ль, Старкова Н.И., Никитина Т.С., Ятина А.Ф., Сухарева Н.С. |
МО учителей начальной школы | «Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования разных УМК на основе личностно - ориентированного подхода» | Безсонова Н.Ф. – рук-ль, Плесова Н.С., Кузьменко Е.Н., Тужилкина Т.А. |
МО учителей обществоведческого цикла | «Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений школы» | Мазурова Т.А. – рук-ль, Петрик Н.И., Ломейко М.А., Ефанов Г.И., Пыхтина И.Н., Шидловская О.Н. |
Задачи МО:
|
|
ü направить деятельность учителей на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка, сохраняют его здоровье в соответствии с методической темой школы и МО;
ü выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса (учитывается передовой опыт коллег, пропагандируется имеющийся);
ü учиться глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессионального роста педагога как пути самообразования;
ü начать осуществление перехода от эпизодической творческой деятельности к системе инновационной работы на личностно-ориентированной основе, от инновационной деятельности к исследовательской, экспериментальной.
На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
обязательный минимум содержания образовательных программ, работа с образовательными стандартами;
аттестация членов М/О;
|
|
организация мониторинга результативности образовательного процесса в школе;
здоровьесберегающие педагогические технологии;
анализ урока с позиций здоровьесбережения;
информационная технология обучения – как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий;
вопросы рациональной организации урока;
использование потенциальных возможностей своего предмета в здоровьесберегающей педагогике;
анализа личностно- ориентированного урока;
адаптация учащихся 1, 5, 10 классов к новым условиям обучения;
интеграция предметов в системе экологического образования;
урок - основная форма учебной деятельности. Современные подходы к методике подготовки и проведения различных типов уроков;
методика работы с одаренными детьми и детьми, требующими педагогической поддержки;
участие школьников в олимпиадах, интеллектуальном марафоне, конкурсах и исследовательской деятельности;
методики создания и систематизация дидактического материала уровневого контроля (тесты);
формы и методы итогового контроля (тестирование, собеседование, творческие отчеты, проекты).
Руководители школьных методических объединений создают портфолио МО, которые находятся в нашем школьном методическом кабинете и используются в работе каждого учителя.
Члены методических объединений организовали взаимопосещение уроков, на которых изучаются и апробируются инновационные технологии преподавания, анализируются уроки.
Так, в течение последних трех лет были показаны открытые уроки:
- Плесова Н.С. – урок чтения «Барсучий нос» К.Г. Паустовский;
- Старкова Н.И. - урок физики «Физика за чайным столом»;
- Мазурова Т.А. – урок истории «Аграрная реформа Столыпина»;
- Ломейко М.А. — урок ИЗО «Архитектурный образ» и т.д.
Работа ШМО не ограничивается проведением уроков и заседаний: учителя получают «домашние задания»:
ü моделирование урока (целиком или фрагментарно);
ü разработка системы уроков по теме или курсу;
ü разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;
ü подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
ü составление контрольных материалов, тестов;
ü составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
ü разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
ü посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
ü представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
ü работа над темой по самообразованию;
ü подготовка докладов по определённой проблеме;
ü подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
ü защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
ü творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;
ü демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.
Работа методических объединений показала определенные результаты. Одним из показателей является уровень обученности учащихся:
2006 – 2007 | 2007 - 2008 | 2008 – 2009 | |
Всего учащихся | 365 | 366 | 339 |
Аттестовано | 365 | 366 | 339 |
Освоили стандарт | 365 (100 %) | 366 (100%) | 339 (100%) |
Оставлены на второй год | - | - | - |
Переведены условно | - | - | - |
Окончили на «4» и «5» | 130 (39 %) | 134 (40%) | 126 (41%) |
Отличники | 16 (5 %) | 17 (5%) | 14 (5%) |
Получили аттестат особого образца | - | 2 | 2 |
Получили медаль | 1 (серебро) | 3 (серебро) | Нет 11-го класса |
В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждением человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.
|
|
Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.