Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы, что представляется вполне закономерным, если учесть его роль в жизни школы.
Вопросы методической работы постоянно выносятся на педагогический совет СОШ 4, где принимаются решения, связанные, в том числе, и с организацией работы над единой методической темой, внедрением в практику достижений психолого-педагогической науки и передового опыта. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушиваются выступления учителей с материалами из опыта работы.
В нашей школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.
Приведу примеры тематических педсоветов за период 2007 – 2009 годы:
- Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика (2007 год).
- Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся (2007 год).
- Реализация экологического направления в работе педагогов и учащихся (2008 год)
- Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство развития познавательной активности и самостоятельности мышления обучаемых (2008 год)
- Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках реализации программы «Школа здоровья» (2009 год)
- Проектирование информационно-образовательной среды как условие повышения качества знаний (2009 год)
Цель проведения таких педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по поэтапной реализации общешкольной проблемы. Я убеждена, что наши педсоветы во многом помогают решению задач всестороннего повышения компетентности и профессионального мастерства каждого учителя, формирования творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Они выявляют причины низкой результативности работы отдельных учителей. Ведь каждый педсовет – это творчество всего коллектива. А источники творчества – это анализ своей работы, выявление «узких» мест и «западающих» проблем, чтение научной, педагогической, методической, психологической литературы, изучение передового педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного.
Школьный методический кабинет
Центром методической работы в нашей школе является школьный методический кабинет, перед которым стоят следующие задачи:
1. Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
2. Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
3. Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
4. Обобщение передового педагогического опыта учителей.
В школьном методическом кабинете МОУ СОШ № 4 имеются следующие материалы:
ü план работы школы на учебный год;
ü образовательная программа школы;
ü Программа развития школы;
ü планы работы методических объединений;
ü методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
ü материалы по аттестации учителей;
ü материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
ü портфолио и рабочие программы учителей;
ü материалы олимпиад по предметам;
ü учебно-методическая литература в помощь учителю.
Методический совет
Методический совет руководит деятельностью нашего школьного методического кабинета. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений Безсонова Н.Ф., Мазурова Т.А., Кошмякова Е.А., Савилова А.А. и заместитель директора по УВР Ятина А.Ф.
Методический совет осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Методсовет аккумулирует банк данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики. Совместно с педагогическим советом он определяет цели по развитию научно-методической деятельности коллектива и отдельных учителей; организует выполнение плана методической деятельности, работу по единой методической теме, обобщение передового педагогического опыта, осуществляет повышение квалификации учителей через проведение предметных недель, проблемных семинаров, научно-практических конференций, инструктивно-методических совещаний, индивидуальных консультаций.
Методический совет, ориентируясь на проблему школы, разрабатывает проблему «Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений работы школы».
Методический совет определил для работы направления:
1. Информационно - методическая работа по изучению новых методов, технологий, способов учебной, деятельности.
2. Ознакомление педагогических работников с нововведениями и новшествами в образовательном пространстве.
3. Развитие и активизация разностороннего педагогического мышления.
4. Содействие повышению профессионального мастерства на курсах
повышения квалификации.
5. Содействие повышению качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий.
6. Обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
7. Создание банка об учителях, занимающихся инновационной деятельностью.
8. Оказание методической и практической помощи молодым специалистам.
9. Диагностика педагогического мастерства учителя.
10. Содействие повышению качества образования.
Методический совет МОУ СОШ № 4 видит свою работу в следующем:
1) создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
2) включение в экспериментальную, инновационную деятельность отдельных учителей и всего коллектива;
3) информатизация образовательного процесса;
4) сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
Результаты работы методического совета в вопросе повышения квалификации педагогов можно представить в виде диаграммы:
Немаловажное место в работе методсовета занимает работа, направленная на сохранение здоровья учащихся и развития их творческих способностей. Для введения в постоянную практику использования методик по профилактике учебной утомляемости учащихся проводится обмен опытом по применению здоровьесберегающих технологий:
«Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках математики» (Никитина Т.С., 2007 год)
«Развитие у учащихся туристических навыков, как один из способов здоровьсбережения» (Ефанов Г.И., 2007 год)
«Физминутки – как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе» (Шаульская Е.В., 2008 год)
«Экологизация образовательного процесса» (Кошмякова Е.А., 2009 год)
«Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы» (Ятина А.Ф., 2009 год)
Большое значение в своей работе методсовет уделяет работе с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности, а также творчески одаренными учащимися. Опытом работы по работе с одаренными детьми делилась Ломейко М.А. с сообщением «Развитие одаренности на уроках ИЗО». По этому предмету учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах разных уровней.
Как председатель методического совета, я занимаюсь организацией и проведением школьного тура олимпиад, по результатам которого формирую команду учащихся участия в городских предметных олимпиадах.
Неотъемлемой частью методической работы, по моему мнению, является участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».
На одном из заседаний методического совета ежегодно изучаются нормативные документы, регламентирующие проведение конкурсов «Учитель года» и «Самый классный Классный». Эта информация доводится до сведения учителей, рекомендованных для участия в профессиональном конкурсе «Учитель года». Члены методического совета оказывают консультативную помощь участникам конкурсов.