Причины формирования международной торговли

Дисциплина: Мировая экономика

Лекция

Тема: Мировая торговля

План:

1. Мировая торговля

2. Причины формирования международной торговли

2.1. Разделение труда: значение и сущность

2.2. Международное разделение труда и факторы его развития

3. Формы организации международной торговли

3.1. Биржевая торговля

3.2. Международные торги

3.3. Международные аукционы

3.4. Стандартные операции купли-продажи товаров

3.5. Операции международной аренды

3.6. Международная встречная торговля

Мировая торговля

 

Международная торговля (MT) представляет собой специфи­ческую форму обмена продуктами труда между продавцами и по­купателями разных стран, являющуюся исходным видом мирохозяйственных связей. В рамках данного определения представ­ляется целесообразным обратить особое внимание на четыре следующих обстоятельства:

• во-первых, из приведенного выше определения следует, что далеко не всегда обмен продуктами труда обязательно дол­жен принимать форму торговли, т.е. купли-продажи, что пред­полагает выявление специфических причин, порождающих МТ;

• во-вторых, речь идет о таком виде внешнеэкономической деятельности, при которой за пределы национальной террито­рии переносится только акт реализации произведенного продук­та, но не его полное или даже частичное создание;

• в-третьих, циркулирующие в настоящее время по каналам международной торговли продукты труда достаточно многооб­разны, их наиболее общая классификация предполагает выделе­ние трех принципиально отличающихся друг от друга групп: то­варов, услуг, прав интеллектуальной собственности;

• в-четвертых, и логически, и исторически международная торговля образует тот фундамент, на котором вырастает вся мно­гообразная совокупность современной системы международных экономических отношений, что, в свою очередь, заставляет за­думаться о диалектической взаимосвязи между различными ви­дами внешнеэкономической деятельности.

Понятие «международная торговля» следует отличать от близ­ких ему по значению, нередко в обыденной речи употребляемых в качестве синонима, но вместе с тем отнюдь не тождественных ему (и друг другу) терминов «внешняя торговля» и «мировая торговля».

Первоначально разберемся с последним из них. Оценивая ситуацию на рынке каждой отдельно взятой страны и всей их со­вокупности в целом, мы должны констатировать, что в подавля­ющем большинстве случаев там одновременно представлены как товары, произведенные отечественными компаниями, так и про­дукция зарубежных производителей. Соответственно, сделки купли-продажи заключаются и реализуются и по одним, и по другим изделиям, образуя комплекс обменных операций, имену­емых мировой торговлей. Она, таким образом, больше совокуп­ности отношений, являющейся непосредственным объектом рассмотрения данной темы, на ту их часть, в которую вступают продавцы и покупатели одной страны.

Основное различие между понятиями «международная тор­говля» и «внешняя торговля» заключается в том, что, говоря о последней, мы оцениваем анализируемое явление с точки зре­ния отдельной страны или группы стран (внешняя торговля Рос­сии, внешняя торговля Великобритании, внешняя торговля стран Балтии и т.п.). Здесь все находящееся за пределами нацио­нальной территории выступает как внешнее по отношению к ней. А вот когда речь идет о международной торговле, то мы под­разумеваем деятельность, осуществляемую в рамках всемирного хозяйства. По отношению к неМу внешним могли являться разве что торговые связи с внеземными цивилизациями. Таким обра­зом, получается, что международная торговля представляет со­бой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств и регионов выступает составными элементами международной торговли.

Внешнеторговые операции, рассматриваемые в обобщенном виде, предполагают либо вывоз произведенной продукции за пре­делы национальной территории, либо, наоборот, ее ввоз из-за гра­ницы. Соответственно, говорят об экспорте или об импорте.

Вместе с тем, как экспортные, так и импортные операции, в свою очередь, не являются чем-то гомогенным. Они могут быть разделены на более мелкие группы — разновидности. Чаще всего можно встретиться с классификацией внешнеторговых опера­ций в зависимости от происхождения и назначения произведен­ной продукции. Смысл в данном случае заключается в том, что с точки зрения влияния на экономику стран-участниц междуна­родной торговли различные разновидности внешнеторговых операций неравнозначны.

Следовательно, может варьироваться и степень их государ­ственного регулирования, например, величина взимаемой тамо­женной пошлины или устанавливаемые права и обязанности владельца в части использования циркулирующей по каналам международной торговли продукции. Для этой цели применяют­ся различные виды таможенных режимов1. Среди них, в частно­сти, выделяются:

экспорт — режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вы­возятся с нее без обязательства об обратном ввозе;

реэкспорт — режим, при котором товары, ранее ввезенные в Россию, вывозятся с ее таможенной территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов;

временный вывоз — режим, при котором товары, находя­щиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за ее пределами с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных по­шлин;

специальный режим в отношении вывоза товаров, предна­значенных для предупреждения и ликвидации стихийных бед­ствий и иных чрезвычайных ситуаций. В этом случае предусма­тривается полное освобождение от таможенных пошлин, нало­гов, запретов и ограничений экономического характера.

Если взглянуть на экспорт с точки зрения формирования управленческой и маркетинговой стратегий фирмы, то мы полу­чим как минимум две его возможные классификации. С одной стороны, различают пассивный и активный экспорт. Первый из них предполагает периодический вывоз излишков продукции с таможенной территории страны в случае их возникновения. Вто­рой имеет место тогда, когда фирма не только ставит, но и реали­зует цель расширения масштабов осуществляемых ею операций за счет реализации продукции на конкретном зарубежном рынке или нескольких таких рынках. С другой стороны, различают кос­венный и прямой экспорт. В первом случае предполагается ис­пользование услуг независимых посредников — агентов по экс­порту, сбытовых фирм и т.п. Во втором случае фирма-производитель продукции сама непосредственно осуществляет экспортные операции.

Рассмотрим количественные параметры развития междуна­родной торговли.

Международную (и в равной степени внешнюю) торговлю, прежде всего, характеризуют три важнейших показателя:

1) общий объем (товарооборот);

2) товарная (отраслевая) структура;

3) географическая структура.

Объем товарооборота, оцениваемый на уровне отдельной страны (или группы стран), равен сумме всех экспортных и всех импортных операций.

Для оценки результатов внешнеторговой деятельности очень часто приходится сравнивать данные об объеме товарооборота за несколько лет. В этом случае мы можем использовать два вари­анта расчета: во-первых, расчет товарооборота в фактических (текущих) ценах и, во-вторых, расчет товарооборота в неизмен­ных ценах. Каждый из этих показателей имеет свои преимуще­ства и недостатки, но оба они важны для анализа. Действитель­но, при использовании текущих цен мы имеем представление о той реальной величине денежных средств, которые государство, с одной стороны, получает за счет реализации произведенной продукции за рубежом, с другой — выплачивает поставщикам импортируемых товаров и услуг. Что же касается товарооборота в неизменных ценах, то здесь, абстрагируясь от вызываемых коле­баниями рыночной конъюнктуры изменений цен, мы более чет­ко представляем себе реальную динамику движения товаров и услуг как таковых.

Как уже отмечалось, международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Означа­ет ли это, что, суммировав показатели внешнеторгового оборота государств, образующих всемирное хозяйство, мы получим ве­личину оборота международной торговли? Иными словами, мо­жем ли мы для расчета этого показателя использовать следу­ющую формулу:

 

Так поступать было бы неверно. Дело в том, что в рамках все­мирного хозяйства экспорт одних стран одновременно является импортом других. Это означает, что, воспользовавшись форму­лой (2), мы неизбежно столкнемся с ситуацией так называемо­го повторного счета. Для того чтобы его избежать, необходимо суммировать по всем странам лишь один из видов внешнеторго­вых операций — либо экспорт, либо импорт. Получаем следу­ющую формулу:

Посмотрим, насколько наши теоретические выкладки под­тверждаются данными статистики. Являющаяся наиболее авто­ритетным в данных вопросах учреждением в мире ВТО опреде­ляет общий объем мирового товарного экспорта1 в 2002 г. в 6 240 млрд долл., а в 2008 г. — в 16 127 млрд долл. (включая реэкс­порт). Что же касается мирового товарного импорта, то его вели­чина, по данным ВТО, составляла за эти же годы соответственно 6 500 и 16 415 млрд долл. Аналогичное расхождение имеет место и в данных за другие годы.

Неравенство объемов мировых экспорта и импорта объясня­ется различием в методах статистических оценок внешнеторго­вых операций. Учет экспортных поставок, как правило, осущест­вляется в так называемых ценах FOB (free on board, свободно на борту), включающих все расходы, связанные с доставкой товара до борта корабля и его дальнейшей отгрузкой в порту. При сухо­путных перевозках цене FOB соответствует цена товара на условии «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая также отражает общую сумму расходов по производству и до­ставке товара непосредственно до границы экспортирующей страны. Что же касается импортных поставок, то их учет осу­ществляется, как правило, в так называемых ценах CIF (cost, insurance, freight; стоимость, страхование, фрахт), учитыва­ющих затраты по доставке товара в указанный порт назначе­ния, т.е. включающих расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. Понятие цены CIF при морских перевозках соответствует по­нятию «франко-граница страны-импортера» при сухопутных перевозках.

В определенном смысле такое различие в подходе к опреде­лению объемов экспорта и импорта выглядит совершенно ло­гичным. Действительно, с точки зрения страны-участницы внешнеторговой сделки, именно пересечение таможенной гра­ницы страны в ту или в другую сторону является фактом, опреде­ляющим совершение операции. Конечно, мы можем измерить совокупный объем как экспорта, так и импорта в одних и тех же ценах — FOB, CIF или каких-либо еще. В этом случае данные по­казатели должны совпадать.

Товарная (отраслевая) структура международной (а в равной степени и внешней) торговли показывает нам соотношение раз­личных групп товаров в общем объеме соответствующих опера­ций. В данном случае, особенно применительно к внешней тор­говле отдельно взятых стран, целесообразно говорить и о товар­ной структуре экспорта, и товарной структуре импорта. Сопоставление этих показателей позволяет сделать целый ряд выводов, характеризующих не только внешнеэкономическую деятельность того или иного государства, но и общее экономиче­ское положение страны. Дело в том, что на уровне конкретных национальных экономик товарная структура экспорта и импор­та не совпадают, а в целом ряде случаев различаются принципи­альным образом. Например, в 2003 г. в экспорте Российской Фе­дерации на долю минеральных продуктов приходилось 57,3%, а на долю машин, оборудования и транспортных средств — 9%. Что же касается импорта, то в том же году удельный вес указан­ных товарных групп составлял соответственно 3,8 и 37,3%. Если же говорить о международной торговле в целом, то в этом случае товарная структура экспорта и импорта совпадают.

Несомненную как научную, так и практическую ценность представляет также анализ динамики товарной структуры внешней торговли за определенный период времени. Если до­полнить его сопоставлением с анализом динамики товарной структуры международной торговли за тот же промежуток вре­мени, то можно охарактеризовать изменение конкурентных по­зиций данной национальной экономики в общей системе все­мирного хозяйства.

Географическая структура международной (а в равной степе­ни и внешней) торговли характеризует долю отдельных стран и групп государств в общем объеме соответствующих операций купли-продажи. На уровне всемирного хозяйства это позволяет нам выделить те страны, на которые приходится основная часть экспорта и импорта, изменение соотношения сил между ними. Так, в 2008 г., по данным ВТО, США осуществили 8,1% от об­щего объема товарных экспортных операций в мире, Герма­ния — 9,1%, Япония — 4,9%. В 1996 г. аналогичные показатели составляли соответственно 11,9, 9,9 и 7,9%. На долю Россий­ской Федерации в эти годы приходилось лишь 2,9 и 1,3% миро­вого товарного экспорта. Следует иметь в виду, что географиче­ская структура мирового экспорта и мирового импорта разли­чаются между собой. В частности, в 2008 г. удельный вес США, Германии, Японии и России в мировом товарном импорте со­ставлял 13,2, 7,3, 4,6 и 1,8% соответственно. Объясняется это несовпадением национальных показателей объемов экспорт­ных и импортных операций. У подавляющего большинства стран наблюдается либо дефицит, либо положительное сальдо торгового баланса.

На уровне отдельных государств географическая структура экспорта и импорта также различаются. Анализ этих показате­лей, особенно выполненный в динамике за определенный пери­од времени, способен дать повод для серьезных размышлений и выводов. Действительно, разве не поразителен тот факт, что доля СССР (который с 1980 по 1987 гг. был крупнейшим внешнетор­говым партнером страны Суоми) и его правопреемницы Россий­ской Федерации во внешнеторговом обороте Финляндии сократилась за период с 1982 до 1992 гг. с 26 до 4,8%, отодвинув Рос­сию на шестое место после Германии, Швеции, Великобритании, США и Франции? Видимо, следует серьезно задуматься и над тем, что экспорт Российской Федерации в страны СНГ в ценах в 2003 г. превышал уровень 1997 г. всего на 2,28 млрд долл. В ре­зультате доля этих государств в зарубежных поставках нашей

страны сократилась с 22 до 15,7%.

 

Причины формирования международной торговли

            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: