Цена продукции на складе поставщика | Расходы по доставке продукции на станцию отправления | Расходы по погрузке в вагоны на станции отправления | Расходы по транспортировке продукции до станции назначения | Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения | Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя |
Франко-склад поставщика | |||||
Франко-станция отправления | |||||
Франко-вагон станция отправления | |||||
Франко-вагон станция назначения | |||||
Франко-станция назначения | |||||
Франко-склад потребителя |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 мая 1999 г. № 255-З О ценообразовании.
Принят Палатой представителей 13 апреля 1999 года Одобрен Советом Республики 26 апреля 1999 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 80-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1177)
Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 317-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414)
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 397-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 175, 2/1494)
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании
Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Статья 3. Основные понятия и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения:
цена – денежное выражение стоимости единицы товара;
тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;
ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица*, и другими субъектами ценообразования;
______________________________
*В дальнейшем – предприниматель.
свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на пенообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования;
регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;
фиксированная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;
предельная торговая надбавка (скидка) – ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;
предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;
декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Статья 4. Субъекты ценообразования
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:
юридические лица и предприниматели;
республиканские органы государственного управления;
областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Статья 5. Основные принципы ценообразования
Основными принципами ценообразования являются:
определение основ государственной политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
ГЛАВА 2
СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).
ГЛАВА 3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Сфера применения регулируемых цен (тарифов)
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 8. Способы регулирования цен (тарифов)
Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном
законодательством.
ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ; ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 9. Определение государственной политики в области ценообразования
Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.
Статья 10. Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием
Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:
республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Статья 11. Полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием
Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием:
вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию в республике;
определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;
координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;
осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;
принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);
дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;
дает предписания другим республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполнительным и распорядительным органам об отмене или изменении принятых ими решений по вопросам регулирования и контроля за ценообразованием, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательными актами Республики Беларусь.
Другие республиканские органы государственного управления Республики Беларусь, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики в соответствии с законодательством.
Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-территориальных единиц:
обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования;
осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и контроль за применением установленного порядка ценообразования, а также иные полномочия, возложенные на них законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Статья 12. Права юридического лица, предпринимателя в области ценообразования
Юридическое лицо, предприниматель имеют право:
самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;
обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.
Статья 13. Обязанности юридического лица, предпринимателя в области ценообразования
При установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны:
выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Статья 14. Ответственность юридических и должностных лиц, предпринимателей за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании
Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:
нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;
применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;
нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);
нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).
Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 15. Ответственность должностных лиц государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием
Должностные лица республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих в соответствии с настоящим Законом регулирование и контроль за ценообразованием, несут в соответствии с законодательством ответственность за разглашение представляемой им информации, являющейся коммерческой тайной субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), а также за нарушение законодательства о ценообразовании.
Статья 16. Порядок принятия и обжалования решений государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием
Принятие решений по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования ценообразования, применения административных взысканий к субъектам ценообразования (юридическим лицам, предпринимателям) за нарушение ими законодательства о ценообразовании, а также обжалование этих решений осуществляются в установленном законодательством порядке.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Статья 18. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА.
| |||||||||||||||||
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания | Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании | Дифференциация цен по стадиям ценообразования | Дифференциация цен по транспортной составляющей |
| Дифференциация цен по характеру ценовой информации |
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Оптовые цены на продукцию промышленности | Рыночные цены | Оптовые цены изготовителя | Цены франко-склад поставщика |
| Аукционные цены |
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства | Свободные цены | Оптовые отпускные цены | Цены франко-станция отправления |
| Биржевые цены |
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Цены на продукцию строительства | Монопольные цены | Оптовые цены закупки | Цены франко-вагон станция отправления |
| Цены фактических сделок |
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Тарифы грузового и пассажирского транспорта | Демпинговые цены | Розничные цены | Цены франко-вагон станция назначения |
| Справочные цены |
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Цены на потребительские товары | Регулируемые цены | Цены франко-склад потребителя |
| Ценовые индексы |
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Тарифы на услуги | Фиксируемые цены |
| Ценовой индивидуальный индекс |
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Внешне торговые цены | Предельные цены |
| Ценовой свободный индекс |
| |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||
Экспортные цены |
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||
Импортные цены |
|
|
|
|
| ||||||||||||