Состояния социальной инфраструктуры: текущая ситуация и сценарии ее развития

 

В задачи исследования входила оценка экспертами и жителями Самары функционирования трех основных составляющих социальной инфраструктуры города: здравоохранения, образования и культуры. Еще раз подчеркнем: при составлении данного доклада учитывалось восприятие значимости проблемы горожанами, поскольку крайне важно понимать какая именно сфера городской жизни воспринимается жителями Самары как наиболее проблемная, а значит, и требующая первостепенного вмешательства. Ни образование, ни здравоохранение при наличии критических замечаний, не получили единодушно негативных оценок. Это свидетельствует, во-первых, об относительной удовлетворенности горожан и экспертов сложившейся ситуацией в этих областях. Во-вторых, эта проблема затрагивает лишь часть населения города. В-третьих, население в настоящее время сталкивается с более острыми проблемами (транспорт и ЖКХ).

Исключение составляет оценка состояния дел в сфере культуры: здесь отрицательно оценивалось, прежде всего, состояние культурного наследия и архитектурной среды города. 

Образование в Самаре: оценка и перспективы совершенствования

Школьное и вузовское образование, предлагаемое учебными заведениями города, единодушно признается горожанами качественным и конкурентноспособным. Об этом свидетельствуют как высокие показатели ЕГЭ, так и востребованность выпускников самарских школ и вузов на российском образовательном рынке и рынке труда, а также высокие показатели конкурсов в самарские вузы, привлекающие абитуриентов из других областей и регионов РФ. Вместе с тем относительно благополучное школьное и вузовское образование имеет ряд проблем. Особенно важно в этом случае рассмотреть школьное образование, ведь именно оно финансируется из городского бюджета и находится в непосредственном подчинении муниципальных структур.

Основными проблемами самарских школ эксперты назвали недостаточность и непрозрачность финансирования, связанные с отказом от перехода школ города на нормативную модель распределения средств (расчет средств по количеству учащихся в школе). Следствием финансового дефицита является недостаточная комфортность ряда школ, нехватка необходимого оборудования и технологий, снижающих качество образования, недостаточная квалификация педагогического состава, а также перенесение бремени финансовых расходов, связанных с ремонтом и благоустройством школы на плечи родителей (вступительные взносы, ремонт классов и пр.).

Еще одним недостатком считается ярко выраженное расслоение самарских школ: существенный разрыв между образовательными учреждениями, дающими качественное образование и открывающими перед выпускниками богатый спектр возможностей выбора будущей профессии, и школами, предлагающими крайне низкий уровень образовательных услуг, основная задача которых заключается не столько в образовании, сколько в социальном контроле над проблемными учениками:

·   Вместе с тем в школах произошло следующее: то есть, есть группы элитных учреждений высокого результата, есть группы школ с очень, с очень стабильным качеством образования, вот которые четко, на хорошем уровне, ну, со средним, чтобы было привычно, со средним, так сказать, баллом 3,5–4 балла. Безусловно, есть и кластер школ, ну, которые выполняют совсем другую функцию – не социально лифта, а социального сейфа. То есть, это школы, которые, ну, дай бог, чтобы не все на «2» это называется, да? Но там другая функция перед ними стоит – это, наверное, правильно. Вот поэтому для системы образования такая задача стоит – все время отслеживать ситуацию и стараться нивелировать разницу результатов очень высокую. У нас вот эта вилка между самым высоким и самым низким чрезвычайно высока в Самаре (Надежда Колесникова, руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области).

Наиболее тяжелым признается положение дошкольных образовательных учреждений. Их основная проблема - дефицит мест, связанный с закрытием и перепрофилированием детских садов вследствие демографического кризиса 1990-х – середины 2000-х:

· «Но опять же у нас рядом и садики есть, и школы есть. Наверное, так и пошли бы по этому пути. Но ряд садиков у нас, конечно, закрылся. В том числе и где наша дочь была. То есть близлежащих, наверное, 3-4 садика закрылось. Это минус большой. Это все знают» (групповые интервью с жителями).

Недостаточность мест в муниципальных детских садах не компенсируется сегодня ни действием муниципальных структур – строительством новых садов, ни рыночных механизмов - появлением доступных частных детских садов или услуг нянь. Дефицит мест заставляет родителей принимать невыгодные условия, существующие в детских садах – платить большой вступительный взнос или взятку за поступление ребенка в садик и, кроме того, регулярно совершать платежи на нужды детского сада:

· «Детский сад не даёт, абсолютно, никаких средств... На плаву держится за счёт родителей только. За счёт родительских денег. На ремонт - родители, на игрушки – родители. И всё прочее. Всё, всё, родители, абсолютно» (групповые интервью с жителями);

· «Проблема детских садов. У меня маленький ребёнок. В садик благо дело устроила. Но как бы проблема такая жёсткая стояла. Когда ребёнок только родился. В какой садик устроить? Много детских садов. Всякие там центры «Семья», всякие частные фирмы, частные лавочки и туда и сюда, и т.д. и т.п. И садиков-то осталось вот по пальцам пересчитать. Ну, там единицы какие-то. Открылись частные садики, за которые, конечно, нормально рядовому, даже не среднестатистическому, ну, нормальному рядовому жителю, ну, конечно, не по карману заплатить. Так что попасть в садик, там, и взятки и туда и сюда. То есть садов очень мало» (групповые интервью с жителями).

Можно предположить, что через несколько лет дефицит мест в детских садах обернется недостатком школьных мест, обостряя и без того сложное положение с качеством школьных условий.

Основная стратегия, направленная на изменение ситуации, должна быть связана с диверсификацией предложения: увеличением доступности муниципальных детских садов (строительством новых, возвращением старых), а также созданием массового и доступного рынка частных детских садов и услуг по уходу за ребенком на основе льготных условий ведения бизнеса.

Если оценивать другие уровни образования с точки зрения их стратегической ценности и способности быть не только проблемой, но и ресурсом развития города, особенно важными становятся учреждения высшего образования. Именно с их развитием можно связывать успешность Самары как образовательного и интеллектуального центра. По оценкам экспертов, они вполне конкурентноспособны в российском образовательном пространстве и могут обеспечивать приток образованной и квалифицированной рабочей силы, а также столь необходимых городу инвестиций.

Превращение Самары в образовательный центр должно подкрепляться созданием специальной инфраструктуры и более современными условиями ведения образовательной деятельности и образовательными технологиями.


Самарское здравоохранение: оценка текущего состояния и перспективы развития

Здравоохранение, также как и образование, преимущественно является предметом интереса только специалистов, работающих в этих сферах, а также для жителей города, для которых в настоящее время актуально получение соответствующих услуг. Состояние здравоохранения в Самаре, таким образом, не являлось предметом массового интереса, что, по мнению эксперта, достаточно типично для общего восприятия ситуации – здравоохранение также не является приоритетной статьей городского бюджета или приоритетной сферой реализации инноваций:

· «Ну и вот по опыту моей работы вот, как сейчас, конечно, трудно и надеяться на то, что проблемы здравоохранения выйдут на 1-е место, но как бы вот мудрость руководства в том-то и должна состоять, что надо найти вот тот минимум, даже не минимум, оптимальный, максимум мы не получим никогда, система здравоохранения не ждет этого от тех, кто выделяет эти ресурсы, что они будут выделены по максимуму. А вот тот оптимальный объем, меньше которого нельзя дать здравоохранению, вот этого, конечно, мы от власти бы хотели» (Ольга Чертухина, Главный консультант управления здравоохранения, управления первичной медико-санитарной помощи реализации проектов Департамента реализации медицинской помощи населению Самарской области).

Горожане констатируют несовершенство самарского здравоохранения вследствие «проблем в организации медицинского обслуживания, в материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении» (Ольга Чертухина). Указанные проблемы достаточно типичны для российской ситуации в целом.

Жители города низко оценивают качество общедоступной помощи, предоставляемой муниципальными структурами, отмечая несоответствие самарской медицины современному уровню развития системы здравоохранения: 

· Поэтому до этого уровня мы не дотягиваем, это основная причина проблем, которые есть в здравоохранении. В первую очередь это материально- техническое обеспечение, устаревшее оборудование, транспортный парк, нет денег на ремонт лечебно-профилактических учреждений, и соответственно не те условия, санитарные условия, и просто эстетический вид наших лечебных учреждений страдает, да, ну а самое главное, конечно, что не обновляются технологии, с помощью которых осуществляется медицинская помощь. Для этого нет денег, нет оборудования, нет расходных материалов, вот из-за дефицита финансовых ресурсов (Ольга Чертухина, Главный консультант управления здравоохранения, управления первичной медико-санитарной помощи реализации проектов Департамента реализации медицинской помощи населению Самарской области).

Диверсифицированность предложения медицинских услуг – основное обстоятельство, позволяющее горожанам, преодолевать несовершенства муниципального здравоохранения и получать услуги желаемого качества. Именно медицина становится одной из наиболее коммерциализированных социальных сфер, гибко и преимущественно качественно реагирующих на потребности клиента. Кроме того, существование медицинских учреждений ведомственной подчиненности (например, железнодорожной больницы) также позволяет горожанам получать медицинские услуги более высокого качества по сравнению с муниципальными учреждениями:

· «Железнодорожная больница, там современно всё сделано. И там огромное количество специалистов, тех же самых терапевтов, которых в обычных медсанчастях, в обычной медсанчасти, там, очередь, там, до самого туалета. А здесь не больше двух человек перед тобой в очереди сидит. То есть никогда не бывает очереди. Потом на входе обязательно там проходишь через турникет, обязательно надеть бахилы. Бахилы нужно покупать самим, но обязательно там бахилах нужно проходить. Очень чисто, очень всё хорошо сделано, современное оборудование» (групповое интервью с жителями).

Вместе с тем, горожане замечают, что качество обслуживания отличается и среди муниципальных медицинских учреждений, среди которых существуют более и менее клиенто-ориентированные учреждения и отдельные специалисты:

· В плане бесплатной медицины. Медсанчасть 14, которая на заводе Тарасова находится. Там в последнее время, за последние 2 года сделали ремонт и он продолжается. Ааа, как сказать автоматизированная система у них стала. То есть приходишь, как в банках, нажимаешь к какому врачу тебе надо, и тебе автоматически выходит талончик. У тебя время указано. Либо ты можешь из дома позвонить и записаться. Вот. Это огромный плюс. Но это может быть частный, на самом деле, случай (групповое интервью с жителями)

Наибольшее число прозвучавших оценок горожан было связано с деятельностью поликлинических учреждений, то есть тех структур, в которые горожане обращаются наиболее часто. Особенно оговорим, что наш анализ работы медицинских учреждений – это не исследование специфики обращения людей, имеющих хронические заболевания или инвалидность, и соответственно предъявляющих высокие требования к качеству и регулярности получаемой помощи. В данном докладе описываются трудности «среднестатистического» горожанина, более или менее регулярно обращающегося за медицинскими услугами.

Обозначим основные проблемы, по мнению горожан, наиболее остро стоящие перед муниципальными медицинскими учреждениями и их пациентами:

1. Неориентированность медицинской системы на пациента:

· «Больничный легко дают. Очень легко. С полпинка. Это я могу подтвердить точно. Абсолютно. И выписывают тут же. Тут же. Легко. Никому ты не нужна, абсолютно» (групповое интервью с жителями).

2. Непрозрачность предоставления медицинских услуг, затрагивающее, прежде всего, систему обязательного медицинского страхования и целевые программы (например, ориентированные на работающее население). В частности, пациенты не оповещаются о реестре бесплатных медицинских услуг или бесплатных диагностических процедурах в рамках программ. Эта ситуация, по словам горожан, нуждается в кардинальном изменении. Осознается потребность в создании механизма оповещения об общедоступных услугах, покрываемых действием ОМС, задействования многочисленных информационных каналов (радио, телевидения, прессы и пр.) для распространения информации о доступных медицинских услугах:

· «Если, допустим, у нас есть у каждого медицинская страховка. Приходишь в больницу и не знаешь, что там, что вот это, это, это тебе делают бесплатно. Должен висеть список. Об этом тоже никто не знает. Заходишь сюда, ой, это уже надо платить. Кто что должен платить? Если выделяют, я не помню, по-моему, 120 тысяч на человека. Да, кто у нас вообще туда ходит. Зубы, там, нужно поставить за те же деньги, никто же ничего не знает» (групповое интервью с жителями);

· У меня знакомая тоже. Она пошла, говорит: буду бить на принцип. Пришла в больницу, говорит, у меня там стали зубы что-то крошиться. Ей отвечают: ойййй, вот это бесплатно, а это за денюжки. Ну, ладно, сделали бесплатно коронку. Вылетела опять. В общем, она дошла до заведующей и говорит: «Вы мне предоставьте мои услуги, которые за меня оплачивает государство страховое. Что мне должны бесплатно делать? Она, наверное, целый час искала этот список, дала. В общем, ей всё сделали бесплатно. Ой, пожалуйста, пожалуйста, приходите, вот, мы записали» (групповое интервью с жителями);

· сейчас идёт президентская программа. Но она, к сожалению, для тех, кто работает. Вот человек, действительно, да. У меня знакомая просто работает, она говорит, вот, по этой программе прошли, ну, шикарные анализы. То есть они очень дорогостоящие анализы и это всё они прошли бесплатно при всём при этом. Недавно, недавно, буквально, было объявление. По нашему значит, нашему телевидению, по местному. Что вот, ээээ, есть такие сейчас услуги, у нас предоставляются, абсолютно, бесплатно. А люди не идут, опять не знают. Опять мы не знаем, куда идти, зачем идти (групповое интервью с жителями).

3. Коммерциализация медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения и как следствие – уменьшение доступности качественной медицинской помощи различным социальным слоям:

· «В том плане: сколько ты заплатишь, столько ты и получишь. То есть ты пришёл по полису, получил, я извиняюсь, комбинацию» (групповое интервью с жителями);

· «Я не говорю сейчас про платную медицину. Я говорю о том, что бесплатно. Вот у меня мама, была потребность в операции. Ей говорят: мы Вам можем предоставить вот такой набор услуг. Это бесплатно. То есть бесплатно, это значит распахать от подбородка до пупка, кое-как зашить, может что-нибудь зашить. И потом Вы будете валяться в общей палате, и к Вам раз в день будут приходить, градусник ставить. Или Вы нам заплатите вот такую вот сумму денег, мы Вам сделаем две дырочки, и через неделю Вы домой пойдёте» (групповое интервью с жителями).

4. Неудобный график работы медицинских учреждений (особенно профилактических), совпадающий с рабочим графиком трудящихся:

· Обсуждение:

«А там в рабочее время что ль идти?

 В рабочее время.

Ну, после работы.

 Ну, после 7-ми то поликлиника не работает. Ну, после 7-ми в поликлинику не попадёшь. (групповое интервью с жителями)

5. Низкое качество медицинского обслуживания, связанное с нехваткой квалифицированных и постоянно повышающих квалификацию «узких» специалистов в муниципальных учреждениях:

· «То есть вот в частную клинику приходим мы. Мы знаем, что мы там можем получить помощь, потому что врачи, там, уже идут в ногу со временем. Они постоянно проходят обучение, у них достойная зарплата. Держатся за это место. И ты понимаешь, что тебя там оближут и всё скажут нормально. Возьмём наши поликлиники, где врачи получают, такие узкие специалисты. Они получают где-то, примерно, ну, копейки, меньше 10-ти тысяч. Я говорю про обычные клиники, про узких специалистов. Всё равно это нужно обучаться, нужно повышать свою квалификацию, потому что мы не стоим на месте. Вот это острая проблема. Мне кажется, нужно какие-то средства выделять. Я, конечно, не знаю, с некоторыми врачами общалась, они говорят, что просто сидишь за эту копеечную зарплату и, там, никуда не двинешься. Как там у меня одна девочка говорит, я сижу, для того, чтобы пока получить опыт. Хожу на повышение квалификации. Потому что я не хочу потом отстать, я хочу потом пойти в частную клинику, опять же, работать. И получать нормальные деньги и постоянно совершенствоваться» (групповое интервью с жителями).

6. Неудобство получения услуг: долгие очереди, хамское отношение к пациентам:

· «Меня раздражает больше всего не то, что даже нужно сходить за этой справкой, а то, что просто хамское отношение, даже в регистратуре. Вот я пошла в частную клинику, вот. И этот же день пошла в нашу больницу. Вот. И просто, там, и музычка играет, там и все такие девушки, прям, щебечут. А в нашу зашла, сидит какая-то тётка с прожжёнными волосами, с какой-то химией отвратительной. И чёкает: чё Вам, чё?» (групповое интервью с жителями).

Учитывая прозвучавшие оценки жителей города, сформулируем основные направления совершенствования медицинской поликлинической системы.

Необходимо повышение ориентированности учреждений на пациента, а именно, учета особых потребностей различных социальных групп:

- большее внимание потребностям работающего населения: адаптация графика работы медицинских учреждений к графику работающих пациентов,

- создание автоматической или интернет системы записи на прием к врачу,

- обеспечение наличия в поликлиниках узких специалистов,

- упрощение принципов оказания медицинской помощи узких специалистов (возможность получения услуг в порядке очереди, минуя консультацию терапевта);

- повышение качества обслуживания,

- развитие системы эффективного информирования населения о доступных медицинских услугах (информационных центров при поликлиниках, размещение информации на интернет-сайтах, в социальных киосках, созданных Министерством здравоохранения и социального развития).

Состояние культурной сферы: оценка сохранности архитектурного наследия

Наибольшую обеспокоенность горожан вызывает состояние городской архитектурной среды, в частности, исторического центра города. В случае Самары, исторический центр – это территория, имеющая особое значение: она значима для местных жителей как место, формирующее локальный патриотизм (приверженность самарцев городу, сплачивающее их общей историей и досуговыми возможностями):

· «Вот и получается, что это не просто красивые домики, это некая такая идеология. У нас патриотическое воспитание военно-патриотическое. А вот, например, я считаю, что охрана памятников и знание истории родного края – это очень патриотично. Мне кажется, что оно вызывает любовь и гордость за Родину, гораздо большую, чем некие военные победы советского государства» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета по спасению старой Самары).

Сохранность исторического центра крайне важна для развития туризма, являясь «визитной карточкой» города. Городское сообщество солидарно в оценке современного состояния исторического центра как недопустимого:

· «Я езжу, смотрю по улице Венцека, по улице Фрунзе, по Самарской, по Ленинской – это Сталинград, ужасная разруха» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

По мнению горожан, произошло необратимое разрушение исторического облика города вследствие уплотнительной застройки центра, надстройки зданий при реставрации, массовых поджогов. Исторический центр, по общему признанию, находится в упадке, темпы реставрационных работ не соответствуют существующим потребностям, провоцируя разрушение объектов исторического и культурного значения, являющихся визитной карточкой Самары (дом Курлиной, дом Шахобаловых и др.) и имеющих особое значение для горожан. Невнимание к историческому облику города проявляется и в отсутствии стратегии сохранения советского архитектурного наследия (как отдельных зданий – фабрики-кухни, так и районов концентированной застройки – районы улиц Победы, площади Кирова и др.).

Обеспокоенность городского сообщества разрушением исторического центра проявляется в создании инициативных объединений (например, Комитета по спасению старой Самары), направленных на защиту и сохранение архитектурного наследия, мобилизацию жителей города и организацию регулярных и массовых компаний, цель которых - привлечь внимание властей и населения к недопустимому состоянию памятников архитектуры, инициировать создание реестра памятников архитектуры. Подобные общественные движения постепенно становятся политической силой и действенным механизмом коллективного действия:

·  « Организованные действия по решению местных вопросов легко превращаются в решение политических вопросов, потому что рано или поздно воспринимаются они политически. Вот, например, чем мы занимаемся в Комитете, мы организовываем общественность в первую очередь. И только в этом случае она становиться некой силой, которая позволяет решать те задачи там по спасению памятников культуры и так далее, потому что есть люди реальные, которые ходят на наши мероприятия и власть может убедиться и увидеть, что блин там народ» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета по спасению старой Самары).

Способами преодоления сложившейся ситуации и горожане, и эксперты считают:

1. Создание реестра архитектурных памятников, обеспечивающего защиту зданий от сноса;

2. Контроль властными структурами (как областными, так городскими) и общественностью эффективности освоения средств, выделяемых на реставрацию, в том числе и с помощью механизма общественных запросов органам власти;

3. Внедрение жесткой системы ответственности, исключающей использование поджогов как способа присвоения дефицитной недвижимости в центре, например, заимствование опыта Томска, использующего механизм восстановления сгоревшей недвижимости за счет средств мэрии:

· «Две недели назад я был в Томске, стоят деревянные здания, весь центр состоит из деревянных зданий, я говорю: «А почему они у вас стоят?» – «А потому что наш губернатор сказал, если здание сгорит, его будут восстанавливать и восстанавливать за деньги мэрии». И дома в центре города гореть перестали. У нас как горели, так и горят» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

4. Ужесточение контроля архитектурными комиссиями процедуры согласования на застройку и реконструкцию зданий в историческом центре города.

5. Создание концепции более полного использования пространства исторического центра для нужд горожан – развитие культурных центров, выставочных пространств, публичных пространств, кафе, предназначенных для общения и творческих активностей различных социальных групп. Развитие прогулочных маршрутов. Формирование привязанности горожан к центру должно основываться не только на признании его исторической ценности, но и включенности в жизнь современного горожанина, тогда центр приобретет еще большую ценность и позволит сплотить городское сообщество.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: