Оценка состояния ЖКХ и благоустройства города

 

Анализ ситуации убедительно показывает, что тональность оценки ЖКХ и благоустройства (положительная или отрицательная) во многом задает общее восприятие городской жизни. Оценка состояния ЖКХ важна тем, что именно она сегодня в значительной степени определяет не только групповое видение городской ситуации (восприятие происходящего жителями определенных домов, районов города), но и отношение горожан к Самаре в целом:

· «город теряет свое лицо. Я не хочу хвалить, что мы раньше жили красиво, хорошо, но за это время все города сделали что-то вперед. Мы, мое ощущение, сделали шаг назад, нет изюминки в городе. Если раньше любого, кто говорил: «У нас красавица Волга», «У нас красивый зеленый город», то сегодня нечем похвалиться. Грязь везде, сплошь и рядом, летом невозможно – пыль, неубранные улицы, и все забито летящими бумагами, все эти контейнеры. Город превращается если не в свалку, то теряет свои позиции. Это лицо города, и мне, как жителю города обидно. Это, по-моему, самая главная проблема... Люди становятся добрее, красивее, когда рядом цветы, когда убраны улицы, когда можно пройти нормально, а то пройдет грузовик или автобус по центру города, клубы дыма. Вот что обидно. А мы любим, искренне любим свой город, и очень обидно, когда он теряет свои позиции» ( Владимир Водолазов, бывший директор Трамвайно-троллейбусного управления г. Самары ).

Состояние ЖКХ становится не только «головной болью» жителей отдельных домов, но и общей заботой горожан, основой формирования определенного образа города. Отметим, что внешняя эстетика города, его «красота» выступает своеобразным знаком успешности современного города. Наряду с этим именно благоустроенность и обеспечение комфортной среди проживания является проявлением дееспособности городских властей, их ориентированности на заботу о городе и горожанах. Между тем, положение дел в сфере ЖКХ в Самаре не позволяет, по мнению ее жителей, говорить ни о процветании, ни об эффективном управлении, ни о внимании властей к нуждам отдельных жителей и горожан в целом. «Обшарпанный», «неубранный» и «нерасчищенный» город – таково обобщенное представление жителей о Самаре.

Вместе с тем, по словам самарцев, ситуация может существенно отличаться в различных районах и даже микрорайонах города. Так, районы завода Металлург и пос.Мехзавод считаются более ухоженными и благоустроенными по сравнению с другими частями Самары, в то время как, например, Зубчаниновка, 116-ый километр признаются если не зонами бедствия, то местами крайне неблагоустроенными и неудобными для жизни.

· «На нашу Зубчаниновку просто махнули рукой. Конечно, администрация там вообще ничего не делает. Ни один трактор не проехал, не прочистил нашу дорогу. А если он прочистил, он намёл такие сугробы. Вот человек идёт до остановки, да, идти абсолютно негде. Идёт, под машину того гляди попадёт. Тротуаров нет. Вот в чём дело. Нет тротуаров даже элементарно» (групповые интервью с жителями),

· «Мы на Металлурге живём. Как бы там сложилась инфраструктура удачная для нас… Ну, то есть коммунальное хозяйство, если брать. Оно, то есть у нас, как бы, оно регулярно у нас всё вывозит. У нас всегда более-менее чисто. То есть тротуары чистятся регулярно. Пусть с боем, но как-то вот, до остановки можно дойти. Нет снега большого» (групповые интервью с жителями).

Проблемы в сфере ЖКХ весьма разнообразны и затрагивают различные аспекты организации обслуживания и благоустройства города. Обобщая проблемы, касающиеся состояния ЖКХ и благоустройства города, сформулируем основные «претензии»:

1. Неэффективность существующего управления жилищным фондом, при котором: а) минимизирован контроль горожан за действиями управляющих структур; б) муниципальные структуры заинтересованы в сохранении текущего положения вещей, не позволяющего наладить качественное управление жилищным фондом; в) муниципальные структуры неспособны наладить эффективное взаимодействие по вертикали «область - город».

2. Непрозрачность механизма действия управляющих организаций, ответственных за и содержание жилого фонда и благоустройство прилегающей территории.

3. Отсутствие планомерной работы муниципальных властей по осуществлению собственниками выбора способов управления своими многоквартирными домами.

4. Практическое отсутствие информированности жителей по вопросам реформирования ЖКХ, тарифообразования, их прав и обязанностей как собственников и нанимателей жилья.

5. Превращение собственного жилья и окружающей его территории в проблему. Уменьшение комфорта и удобства повседневной жизни горожан, в связи с неэффективной работой структур по поддержанию порядка и благоустройству. Наиболее часто горожане упоминали отсутствие необходимых ремонтных работ, неубранность подъездов и придомовых территорий, особенно обострившуюся зимой в связи с обильными осадками, проблемы с вывозом мусора, недостаточность освещения, неблагоустроенность и неэстетичность внешнего вида домов. Подчеркнем, что данные проблемы в разной степени затрагивают жителей разных районов города и домов разного возраста. Они максимально актуальны для жителей ряда периферийных районов Самары, проживающих в старых домах.

Совокупность указанных проблем формирует у населения общее недоверие властным структурам, недовольство собственной жизнью в Самаре, депрессивные настроения. Жилье – важная часть повседневной жизни человека и архитектурного облика города. Сложившаяся ситуация не позволяет оценить существенную часть жилья в Самаре ни как удобную для горожан, ни как эстетически ценную архитектурную среду, способную стать предметом радости для горожан или достойной визитной карточкой города.

Большинство горожан предпочли сфокусироваться на описании недостатков и несовершенств муниципальных жилищно-коммунальных хозяйств: неоправданно высоких тарифов на услуги, несопоставимых с величиной зарплаты, низком качестве оказываемых услуг, безответственности должностных лиц различного уровня, отсутствии конкуренции в предложении услуг, абсолютной непрозрачности тарифов, абсолютной непрозрачности тарифов и отсутствием информации об их повышении:

· «Коммунальные платежи выросли. Но мне кажется, это не соответствует уровню жизни нашему. Возьмём ту же самую Москву, у них там, ну, как-то более сбалансированнее. А у нас всё это не знай к чему приведёт» (групповые интервью с жителями);

· «Мне не понятно, что входит в обязанности ЖКХ, так если разобраться… Должны быть списки вывешены вообще, что входит в их обязанности. Потому что мы отвечаем за то, что платим за квартиру» (групповые интервью с жителями);

· «А по поводу ЖКХ у меня такое ощущение складывается, что ЖКХ предназначена только для одного – драть кварплату. Собрать деньги» (групповые интервью с жителями).

Жители города, говоря о проблемах ЖКХ, признают изношенность жилищного фонда, наличие большого количества ветхого жилья в городе и, соответственно, отсутствие ресурсов на кардинальное изменение ситуации. В то время как жители аварийных домов «живописуют» свои повседневные трудности, эксперты констатируют как ограниченность средств на исправление текущего положения дел, так и неумение городской администрации своевременно воспользоваться имеющимися возможностями:

· «Там всё рвётся… Дома старые. Там такой запах заходишь. У меня сестра там живёт. В этом доме. Заходишь туда, как будто, я не знаю, крематорий. Всё в разные стороны. В подвальные помещения заходить не рекомендуется. В некоторых домах, в подъездах комары живут даже зимой» (групповые интервью с жителями);

· «В сегодняшней ситуации мы новое жилье еще хоть как-то поддерживаем, потому что на него больших затрат не надо, там эти средства в жировую прослойку образуются. То в том жилье, которое мы называем муниципальным, этой жировой прослойки нет» ( Владимир Василенко, бывший руководитель департамента городского хозяйства г.о. Самара );

· «Вот возьмите эту историю по предоставлению документов по ветхому жилью с целью получения московских денег. Начиная с осени прошлого года с интервалом в неделю-две непрерывно область говорила, кричала, высмеивала – «дайте документы!» потому что мы не получим денег. Наконец, когда подошли к критическим срокам, по-моему, 15 февраля это было, где-то дней за 10 до этого срока выступали опять какие-то большие областные начальники, я сейчас не помню, кто, выступали «ну вы хоть за эти дни посидите, ну ночью посидите и сделайте документы, город останется без денег, он не войдет в московский план!». Чем кончилось, я не знаю, но сама ситуация более чем показательна» ( Евгений Молевич, заведующий кафедрой Социологии и политологии Самарского государственного университета ).

Детализируем ряд обозначенных городских проблем. Горожане указывают на неэффективность управления городской системой ЖКХ. При этом одним из ведущих вопросов выступает вопрос об эффективности управления. Если специалисты поднимают проблему идентификации оптимальной формы управления ЖКХ, распределения ответственности субъектов за обслуживание жилья и его благоустройство, горожане чаще говорят о недоступности, несвоевременности и неэффективности (по соотношению цена-качество) услуг, предоставляемых действующими муниципальными структурами.

Вопрос об оптимальных формах управления жильем ставится как вопрос сравнения эффективности деятельности ТСЖ и управляющих компаний. Эксперты достаточно единодушны в признании ограниченной эффективности управляющих компаний – их бюрократизированности, неоперативности, заинтересованности в собственной выгоде, а не решении проблем населения. По словам одного из участников подготовки доклада, «последнее наше исследование показало, что до 80% населения города недовольны обслуживанием своих много квартирных домов. Проблема в чем? Работа управляющих компаний. Люди недовольны тем, как обслуживаются их дома». Возможным способом преодоления неблагоприятной ситуации является развитие ТСЖ:

· «ТСЖ создаются не благодаря, а вопреки деятельности муниципалитетов. Люди понимают, что управляющие компании, которые сейчас существуют, заинтересованы лишь в сборе денег, и от них необходимо избавляться. Лучше самим заниматься управлением своего дома» ( Виктор Часовских, председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области );

· «Психологию развернуть, чтобы люди не ждали, а брали, перспектива за ТСЖ» ( Владимир Василенко, бывший руководитель департамента городского хозяйства г.о. Самара ).

Однако выбор ТСЖ, как способа управления, по мнению, представителей региональных и муниципальных структур, НГО и профессиональных аналитиков не всегда совпадает с намерениями муниципальных структур, стремящихся сохранить «статус кво» и не допустить оттока денежных средств из управляющих компаний. В то же время, когда встает вопрос о получении федеральных средств на производство капитальных ремонтов многоквартирных домов, муниципальные власти идут на многообразные ухищрения, чтобы представить определенный процент домов, создавших ТСЖ. Это знаменитые «ложные» районные ТСЖ районов города.

Жители нечасто рассматривают ТСЖ в качестве осознанной альтернативы существующим жилищно-коммунальным структурам, отмечая их молодость, недостаточную правовую регламентацию их деятельности, невысокий профессиональный уровень сотрудников, неблагоприятное отношение властей к ТСЖ:

· «Если попадается, там, нормальный коллектив собирается, что-то ещё получается. Но это не выгодно работать. Опять же не сложилась та нормальная структура, которая должна всё это регулировать. Стихийно как при диком капитализме, это невозможно будет. Это будет либо обдираловка, то что, в принципе, мы сейчас имеем. Или же будет, буквально, ну, как Вам сказать, те кто будет нормально работать, их будут возвращать обратно. ТСЖ, которые начинали нормально работать, они, буквально, так как у них начали появляться хорошие результаты, к ним начали идти, их начали разваливать, разрушать» (групповые интервью с жителями).

Жители города отмечают существенные препятствия в процессе перехода к новым способам управления – отсутствие утвержденной городом процедуры передачи технической документации, ее неоправданную бюрократизированность и непрозрачность:

· «Попытка создать ТСЖ была. Совет жильцов, инициативные люди были. Но два года назад, когда они попытались всё это. Всё это вырвалось. Причём Вы знаете как интересно, там они якобы, образно говоря, придумывали, что в месяц. В течение месяца мы должны собрать справки. Но пока Вы в течение месяца собираете одну справку, у Вас просрочивается другая справка. И на основании только той справки Вам могут дать третью справку. У нас всё упирается вот в эти сбор справок. Всё сделали для того, чтобы. Потом обвинили, что дом не хочет ТСЖ. И отдали его управляющей компании. Причём одна компания меняется за другой компанией. Почему-то. Профессионалы, которые работали в домоуправлении, их всех подсократили почему-то» (групповые интервью с жителями).

 

Способами преодоления сложившейся ситуации горожане считают:

- увеличение эффективности городского менеджмента за счет создания эффективных долговременных стратегий в области ЖКХ и обеспечения их реализации профессиональной командой:

· «Нет поступательного движения вперед, на долгосрочную перспективу работать… Должна подбираться сильная команда, сильные люди, не в зависимости от личной преданности, а по принципу специалиста, который может, знает и может это делать. А то у нас – возьмите меня и я буду делать. Вопрос в другом – а что ты можешь делать? При этом просто сегодня в данной ситуации, профессионалы, которые есть, их вернуть, и внятные правила игры» ( Владимир Василенко, бывший руководитель департамента городского хозяйства г.о. Самара );

- важным принципом решения назревших проблем считается отказ от политики «латания дыр» и устранения отдельных несовершенств в пользу последовательных действий, подразумевающих радикальное изменение ситуации, реализацию масштабных программ. Для реализации стратегических действий важным считается изжитие у городских чиновников «психологии временщиков», являющейся следствием преобладания значимости личных связей и личных отношений над профессиональными качествами работников, и обусловливающих отношение к работе как к временному занятию, целиком и полностью зависящему от нахождения во власти поддерживающего тебя руководителя:

·  «Но они этого не делают, потому что принцип временщика, знают – завтра придет другой градоначальник, придут другие» ( Владимир Василенко, бывший руководитель департамента городского хозяйства г.о. Самара );

- переход к новым формам управления ЖКХ, в том числе создание благоприятных условий для новых инвестиционных проектов, изучение и распространение всех способов управления многоквартирными домами. Возможным способом преодоления неблагоприятной ситуации может явиться поддержка других способов управления многоквартирными домами кроме управляющих компаний (непосредственное управление и ТСЖ при сохранении успешно работающих управляющих компаний). В рамках данного направления некоторые специалисты указывали на целесообразность разработки городских проектов, стимулирующих инициативы граждан (ТОС-инкубаторы, домовые комитеты, отбор и обучение активных жителей для создания ТСЖ). Развитие этих альтернативных форм, безусловно, предполагает анализ и проработку законодательных механизмов осуществления прав и возможностей распоряжения ресурсами, контроля над имеющимися ресурсами.

- контроль за деятельностью управляющих компаний. Горожане указывают на проблему создания так называемых «левых» управляющих компаний, ориентированных на получение прибыли, нежели на решение проблем потребителей. На сегодняшний день можно констатировать: городские власти не считают себя ответственным за те многоквартирные дома, которые управляются управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК. Поэтому, по мнению специалистов, данная проблема может быть решена посредством закрепления контролирующих функций за муниципальными органами власти, а также депутатским корпусом Самарской городской думы.

Среди предложений была обозначена возможность разработки примерного договора между управляющей компанией и потребителем, в котором бы четко обговаривались и закреплялись права и обязанности обеих сторон;

- информационная прозрачность и доступность сведений о способах управления домами, тарифами на жилищные и коммунальные услуги широким слоям населения. Такие меры обеспечат более активное включение горожан в управление собственностью, превратив их из пассивного потребителя в компетентного и информированного распорядителя собственностью, принимающего более продуманные и заинтересованные решения в отношении своей собственности;

Сегодня явно востребованы проекты «коммунальная карта многоквартирного дома», «общественный рейтинг управляющих компаний».

  - обучение жителей города основам жилищной политики, т.е. разработка и принятие программы «домоуправ», которая научит их правам и обязанностям, связанным с управлением своих многоквартирных домов;

- открытость и прозрачность городского бюджета, обеспечивающая его контролируемость со стороны общественности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: