Городские ресурсы и их возможность стать основой развития города

 

Ревизия и грамотная оценка ресурсов развития – одна из основных составляющих разработки стратегии развития Самары. В данном докладе под ресурсами понимаются материальные и нематериальные средства, которые могут быть задействованы для развития города. 

Говоря о ресурсах развития, необходимо, во-первых, оценить имеющиеся у города ресурсы, а во-вторых, определить структуры, которые несут ответственность за их использование.

При анализе ситуации были рассмотрены следующие городские ресурсы:

1. Финансовые ресурсы – денежные средства, инвестируемые в развитие города. Вопрос о структурах, ответственных за ресурсы, в сознании горожан связан с движением финансовых потоков. По мнению жителей города, городские проекты разного масштаба могут финансироваться из различных источников: наиболее масштабные и стратегически важные для города – из федерального бюджета, менее масштабные и требующие более скромных инвестиций – из городского бюджета. При этом отмечается, что только превращение города в стратегически важный пункт в масштабах Поволжского федерального округа или РФ, а также нивелирование конфликта городских и областных властей будет способствовать привлечению весомых инвестиций из федерального бюджета:

· Если наш город станет стратегически важным для страны. То тогда, может быть, кто-то и зашуршиться, как говорится. И что-то у нас может измениться (Групповые интервью с жителями);

· Нас спасёт возврат Самары на прежние позиции, встраивание её в нормальную властную вертикаль, экономическую вертикаль. Вот если мы станем столицей макроэкономического региона, тогда да. Если начнут выделять бюджетные деньги на спасение нашей «столичности», в течение продолжительного времени значительные средства (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»);

· «В Самаре самый маленький бюджет из всех городов-миллионников. Откуда в других городах эти миллиарды берутся? Они берутся из областных и федеральных средств. Но эти средства получает только то теля, которое двух маток сосет… И одно из ожиданий, которое связывается с Сазоновым – при нем такого не будет. Он может стать таким теленком, который очень хорошо подоит и область, и республику. Причем не в свой карман подоит, а в карман города. Это будет очень удачно» (Евгений Молевич, заведующий кафедрой Социологии и политологии Самарского государственного университета);

· «Если в ближайшей будущей перспективе, если Россия будет участником чемпионата Европы. То Самара входит в этот город, где будут проходить игры, а соответственно, город вылизывается. Строятся новые здания, инфраструктура увеличивается гораздо» (Групповые интервью с жителями).

.

2. Законодательные – правовая база, необходимая для совершения изменений или их легализации. В данном случае важным считается как принятие законов, помогающих осуществить необходимые преобразования, так и обеспечение эффективности выполнения уже действующих или готовящихся к принятию законов:

· «И это нормируется СНИПами, градостроительным законодательством. Только не соблюдается в принципе в России. Поэтому, если спроектировать и создать такую единую сложную конфигурацию, особо охраняемую природную территорию под названием «Рекреационно-экологический каркас Самарской области», с прописанным правовым режимом, то такие проблемы можно было бы решить. Любое изменение этой территории потребует проведения экологической экспертизы. И уже экологическая экспертиза, эксперты которой несут юридическую ответственность за обоснованность своего решения. Вот тогда будет реальный механизм, который сможет противостоять всем этим процессам, которые происходят» (Сергей Симак, председатель Комиссии по охране окружающей среды и экологической безопасности Общественной палаты Самарской области);

· «Законы, они, кстати, сейчас совершенствуются и планируется принять общие законы, но, к сожалению, для нашей страны вообще характерно, что мы далеко не такое законопослушное население… Да, среди других, не исполняется….Поэтому, как будут реализованы эти законы, в понимании их, как будут выделены приоритеты это важно» (Ольга Чертухина, главный консультант управления здравоохранения, управления первичной медико-санитарной помощи реализации проектов Департамента реализации медицинской помощи населению Самарской области).

 

Важность наличия и действия четких законодательных и нормативных механизмов будет способствовать увеличению прозрачности городской системы управления в целом, что положительно скажется и на профессиональных управленцах, создавая необходимость следовать логике системы, а не правилам личной преданности, так и на горожанах – делая возможным эффективный контроль работы властей через гарантированные законом механизмы:

· «Точно знает директор школы – если у него столько учащихся, да, он получит вот такие деньги, чтобы содержать здание. К сожалению, в городском округе Самара вот таких прозрачных ситуаций совершенно… как бы… они совершенно отсутствуют. Вот это обращает на себя внимание и говорит о том, что опять вот этот принцип: хочу – не хочу, люблю – не люблю. В городе должны быть сеть, то есть должна быть серия нормативных актов, которые в рамках тех средств, которые есть, они не свалятся ниоткуда. Должны быть разработаны прозрачные понятные принципы, сколько кто должен получать. И в это должны быть уверены и руководители, и школа. Это решаемый вопрос» (Надежда Колесникова, руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области);

· «У нас есть закон об информации, о том, что любой гос. орган нам в течение 30 дней должен предоставить достоверную информацию. Либо прислать мотивированный отказ. А отказ может быть только в том случае, если информация не в их ведомстве, либо является государственной тайной. Либо коммерческой тайной. Ну, какие коммерческие тайны могут быть? Например, информация о памятниках. Мы пока не наталкивались ни на одну. То есть, мы пишем, чтобы нам предоставили информацию о выделении бюджетных средств на реставрацию какого-то здания» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета спасения старой Самары).

 

3. Управленческие – квалифицированный менеджмент, компетенции которого соответствуют требованиям управления городским хозяйством как сложной социальной системой. Жителями города неоднократно подчеркивалось влияние неквалифицированного менеджмента на погружение города в кризисное состояние. Для изменения ситуации и перехода от сложившегося положения к развитию необходимо принципиальное изменение состава управленческих кадров. Политическая или личная лояльность не должны более служить основными критериями отбора на руководящие должности, к кандидатам должны быть применены строгие требования соответствия – от них должны требоваться компетенции, необходимые для управления городом. Кроме того, важным свойством городского управленца является совмещение стратегической (ориентированной на будущее) и тактической (направленной на решение повседневных проблем) деятельности, умение сочетать интересы различных социальных групп, способствуя компромиссу общего и частного интересов:

· «Должна подбираться сильная команда, сильные люди, не в зависимости от личной преданности, а по принципу специалиста, который может, знает и может это делать» (Владимир Василенко, бывший руководитель департамента городского хозяйства г.о. Самара);

· «Ну… вот такого системного подхода у меня ощущения нет. Может быть, просто на людей навалилось большая, большое количество проблем общегородских, да? Их же большое количество. Но для того, чтобы уметь и справляться с этими проблемами текущими, и для того, чтобы выстраивать развитие системы, для этого нужен достаточно серьезный управленческий опыт... Но профессиональной команды, единой, которая последовательно знает, что делать, как развивать город, как закрывать такие проблемы сегодняшнего дня и как решать завтрашнего – этого не видно» (Надежда Колесникова, руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области).

Другой важной чертой городского менеджмента является установление четкой управленческой вертикали и ее прозрачность в плане распределения ответственности при принятии решений:

· «Мы не видим вертикали, мы не видим точки решения вопросов, мы не видим решения каких бы ни было проблем. Точнее мы видим, если при Лиманском был замедлен темп развития, то при Тархове у меня есть ощущение, что идёт деградация города» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

 

4. Стратегические – наличие одобренной стратегии будущих действий, рассчитанной на ближайшее будущее (минимум 5 лет) и обеспечивающей преемственность действий властей различного уровня. Все горожане неудовлетворенны действующей на сегодня логикой «залатывания дыр» и исправления мелких недостатков. Для изменения ситуации необходимы масштабные проекты, ориентированные на принципиальное изменение положения дел в городе.

Нельзя игнорировать и иной вид ресурсов, связанный с активностью местных сообществ и социальных групп и представленный:

1. Локальным патриотизмом – эмоциональная привязанность к месту жительства (городу, району), основанная на признании его личной и общественной ценности и наличии самоидентификации с этим местом (например, мы – самарцы, мы – жители н-ского района и пр.). Локальный патриотизм способен стать основой коллективного действия – сплочения людей для достижения совместных действий. По итогам анализа можно говорить, что в Самаре существует локальный патриотизм: горожане любят и ценят свой город, осознают его исключительность, поддержание которой считают обязанностью власти.

Ослабление города переживается и негативно оценивается горожанами. При этом оно рассматривается как демонстрация неспособности власти к эффективным действиям. Особое значение в поддержании локального патриотизма играют собственно идеи, места или структуры, становящиеся предметом гордости – их утрата переживается особенно болезненно:

· «За эти годы область с 3-4 места скатилась на десятые и десятые позиции??? В десятках. По всем показателям. Был субъект федерации со своим лицом, а сегодня - заштатная провинция российская провинция» (Евгений Молевич, заведующий кафедрой Социологии и политологии Самарского государственного университета);

· «Те же нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Саратов. Я вижу, что в последние 8 лет они просто обновились, они совершенно по-другому выглядят. Мне летом в Самаре нужно будет организовать крупную всероссийскую конференцию, я поездил по стране, смотрю, что люди показывают, и сейчас у меня в голове сидит проблема – что показать в городе? Только посадить на пароходик и покатать по Волге, потому что везти их по историческому центру города мне страшно. Я езжу, смотрю по улице Венцека, по улице Фрунзе, по Самарской, по Ленинской – это Сталинград, ужасная разруха. Вот чисто фасады – я не знаю, что там внутри, я не знаю, что там ЖКХ и текут ли крыши, но как пиарщик скажу за внешний вид, он ужасен» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

 

Наиболее ощутимыми проявлениями локального патриотизма в недавнее время стали действия болельщиков в защиту футбольного клуба «Крылья Советов», который позиционировался как САМАРСКИЙ клуб, играющий важную роль в истории и нынешней жизни города, борьба за сохранение областной библиотеки им. Ленина, фабрики-кухни

2. Опытом и традициями коллективного действия – наличие опыта инициативных совместных действий горожан, направленных на решение локальных проблем.

Способность к коллективному действию, традиция действия различных общественных объединений в защиту своих интересов, интересов города в целом – важнейший потенциал, который может быть задействован в городском развитии. Инициативы общественности как способ привлечения внимания к властей к определенным недостаткам становятся все более важными для жизни города с его неповоротливой бюрократической структурой, ограниченной в действиях рядом нормативных положений:

· «Чтобы город развивался, общественность должна быть, потому что чиновники и депутаты, которые тоже стали чиновниками в современных условиях, они повестку дня актуальную составить в принципе не могут» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета спасения старой Самары).

Самара обладает успешным опытом действия ряда НГО и инициативных групп, направленных на реализацию интересов как отдельных групп населения, так и города в целом, поэтому способность властей разного уровня выстроить диалог с общественностью и задействовать существующие формы солидарности для решения городских проблем – одно из важных условий эффективного развития города:

· «Общественное участие нарастает. Что бы мы ни говорили, но все усилия по созданию гражданского общества – они не пропадают даром. Очень много, достаточно большое количество, людей, которые приходят и говорят: «Давайте порешаем проблему школы». И называют вполне вещи такие, очень ответственные. Иногда наиболее активные председатели, да, попечительских советов, советов школ, но они вообще уровня… Я уже про себя думаю: «О, классный был бы директор школы!» Вот. И привлечение таких людей – это, ну, безусловно, один из таких серьезных потенциалов. С этими людьми можно работать более эффективно. Несмотря на свою занятость, они всегда найдут время и всегда найдут… как бы силы, чтобы высказать свою позицию. И эти общественные ресурсы, безусловно, должны использоваться в полной мере и в полном объеме» (Надежда Колесникова, руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области);

· «У меня есть такое желание, чтобы мы более тесно совместно действовали. В принципе у нас есть ресурс в каком плане, что у нас есть люди, и очень многим из этих людей, им эти проблемы не безразличны. Т.е. просто нужно донести до них информацию, что нужно просто действовать в этом направлении. Есть возможность включиться в такую-то акцию, в такую-то программу» (Валерий Студенников, председатель Спортивно-туристического клуба «ВелоСамара»).

 

И, хотя уровень включенности общественности в решение проблем города остается еще невысоким, тем не менее, успешные опыты коллективных действий формируют стремление людей объединяться для решения проблем, создают ощущение эффективности коллективных усилий:

· «Активную позицию занимает подавляющее меньшинство. Но, темнее менее, есть довольно много инициативных групп. Вообще сама по себе социальная активность для Самары, Самарской области, я должен сказать, значительно выше, чем в других регионах России. Уровень активности людей, уровень ответственности за себя и за то, где люди живут, у нас низкий, но по моим оценкам выше, чем где-либо в России… Причем, уровень самоорганизации, уровень готовности людей как-то участвовать в решении проблем заметно возрастает. Наверное, без ложной скромности могу сказать, что это отчасти и с нами связано» (Сергей Симак, председатель Комиссии по охране окружающей среды и экологической безопасности Общественной палаты Самарской области).

 

Признавая наличие коллективных действий, направленных на защиту интересов отдельных категорий горожан и города в целом, необходимо подчеркнуть, что нередко идея благоустройства города как основа для мобилизации горожан используется в предвыборных манипулятивных технологиях, подрывая доверие коллективным объединениям, увеличивая изоляционизм горожан.

В целом в городе назрела потребность в компромиссе общего и частного интереса – соединение интересов и потребностей отдельных групп и городского сообщества. Это, прежде всего, предполагает недопустимость ущемления интересов городского сообщества для достижения интересов отдельных групп, как, например, это происходит с приватизацией и коммерциализацией городской земельной собственности. Другое измерение данного компромисса – это возможность решения общественных проблем за счет частного интереса и инициативы, например, использования рыночных механизмов решения городских проблем (например, развитие коммерческого транспорта, возможности на конкурентной основе выбирать управляющую компанию и пр.).

Ситуацию осложняет рассогласованность двух уровней власти: регионального и муниципального. Жители единодушны в том, что существующее противостояние городской и областной власти исчерпало себя. Оно становится барьером развития города, лишая его столь необходимых инвестиций для развития и изменений.

Другой вопрос, который задавался в ходе подготовки доклада - может ли в развитии города быть задействован крупный капитал, помимо федеральных средств? Мнения участников опроса по этому вопросу диаметрально противоположны: одни считают вполне возможным реализацию крупных проектов за счет бизнес-инвесторов, другие – весьма иронически оценивают подобную возможность:

· «Можно было настолько сделать прекрасную рекреационную зону, можно было из этой части города сделать город-сад с прекрасными спусками к Волге, с прекрасными набережными, с прекрасным пляжем. И в принципе, это можно было бы сделать без каких-то огромных внешних денег, т.е. если план грамотно продумать, грант найти, каких-то инвесторов» (Валерий Студенников, председатель Спортивно-туристического клуба «ВелоСамара»);

· «Вопрос: насколько ситуацию в городе может изменить крупный проект, не обязательно связанный с политикой? Ответ: Костя Дзю приехал и уехал. Что-нибудь изменилось? Ничего. Очень большие деньги нужны, очень большие и долгоиграющие вложения нужны, чтобы изменить город. Цена вопроса миллиарды. Один чемпионат нас не спасёт. нужно делать нас столицей олимпиады» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

 

В целом, подводя итог описанию ресурсов, которые могут быть задействованы в развитии города, необходимо отметить их разнородность, требующую диалога различных структур и компромиссов в реализации поставленных перед городом целей.



Заключение

Жители города отмечают необходимость сочетания стратегических (долговременных, затратных, подразумевающих радикальное изменение ситуации) и тактических действий (ориентированных на повседневное решение типичных проблем, не требующих привлечения значительных ресурсов). Особенно востребованы в настоящее время стратегические действия, затрагивающие интересы большинства горожан, делающие ощутимыми усилия власти по благоустройству города. К числу наиболее важных стратегических мер можно отнести: совершенствование системы общественного транспорта - строительство метро или другого неуличного вида транспорта, обеспечивающего скоростное передвижение горожан, ремонт всей сети самарских дорог, масштабную реставрацию городского центра – создание ухоженного и благоустроенного центра города, развитие рекреационных территорий – продление очередей городской набережной и др. 

В то же время развитие каждой их систем городской жизни требует особых действий и мер, направленных на развитие города.

В сфере ЖКХ

Стратегические действия:

- переход к новым формам управления системой ЖКХ, в том числе создание благоприятных условий для новых инвестиционных проектов;

- развитие конкуренции на рынке управления и обслуживания жилья;

- развитие системы информирования горожан о преимуществах и недостатках существующих способов управления и эксплуатации жилья;

- эффективное привлечение и освоение средств по программам «Капитальный ремонт МКД» и «Переселение из аварийного жилья».

 

- обеспечение соответствия уровня оплаты объемам потребляемых услуг.

 

Тактические действия:

- определение наиболее проблемных районов города и принятие специализированных программ развития и ремонта инфраструктурных объектов (жилья, дорог, тротуаров). В качестве критических зон по итогам анализа названы: Юнгородок, 116-ый километр, Зубчаниновка. Необходимо продолжение диагностики состояния районов города (в том числе и с учетом жалоб и обращений граждан в городские органы власти) и разработка адресных программ;

- необходимость разработки типового договора между управляющей компанией и потребителем, в котором бы четко обговаривались и закреплялись права и обязанности обеих сторон, в том числе порядок отчетности перед потребителями;

- реализация программ «Коммунальная карта многоквартирного дома», «Общественный рейтинг управляющих компаний», «Домоуправ».

В транспортной сфере:

Стратегические действия:

- развитие неуличного транспорта (метро и пр.);

- изменение дорожной сети Самары и маршрутов движения городского транспорта, появление новых остановок в соответствии со строительством новых жилых кварталов (Солнечный), появлением важных инфраструктурных объектов (торговые центры). Продолжение исследования изменения потребностей горожан в общественном транспорте в связи с активным строительством и освоением новых территорий в Самаре;

- обеспечение связанности городских магистралей – появление эффективных транспортных связок (Московское шоссе – ул. Ново-Садовая) и развязок (Карла Маркса);

- согласование с общественностью дальнейшей стратегии развития городского транспорта основанной на выборе приоритетов: общественный транспорт или личный транспорт, для минимизации протестных действий;

- изменение графика движения городского транспорта: увеличение часов работы, более поздние рейсы, возможность ночного транспорта;

- развитие транспортной инфраструктуры: паркингов, подземных и надземных переходов, оптимизация действующей системы светофоров, продумывание развития эффективных транспортных потоков за счет одностороннего движения;

- развитие доступного пригородного транспорта;

- развитие конкуренции перевозчиков на рынке транспортных услуг при следовании приоритетам: скорость, безопасность, удобство маршрутов, доступность;

- прозрачность формирования тарифов.

Тактические действия:

- регулярный ремонт транспортных сетей;

- обновление парка общественного транспорта (особенно трамвайно-троллейбусного).

В социальной сфере:

1) Сфера образования:

- строительство и обеспечение доступности детских дошкольных учреждений (центры воспитательной работы, детские и оздоровительные центры, спортивные и культурные комплексы и клубы и др.), создание рынка доступных услуг по уходу за детьми (частных детских садов, услуг нянь);

- повышение уровня заработной платы педагогическому составу;

- обеспечение безопасности образовательных учреждений;

- повышение качества медицинского обслуживания образовательных учреждений (обязательный мониторинг состояния здоровья учащихся, индивидуальный подход и рекомендации по уровню физической нагрузки и специфике питания).

2) Система здравоохранения:

- развитие эффективной системы информирования населения о доступных медицинских услугах (ОМС, специализированных программах);

- адаптация графика работы поликлиник к трудовому графику работающего населения;

- сокращение временных затрат на посещение поликлиник за счет сокращения времени записи на прием (интернет, автоматизированные системы записи) и ожидания у врача;

- устранение дефицита «узких» специалистов в поликлинических учреждениях города, упрощение процедуры получения услуг «узких» специалистов (минуя необходимость посещения терапевта и получения направления к узкому специалисту);

- повышение качества и культуры обслуживания населения в медицинских учреждениях.

3) Сфера культуры:

- сохранение архитектурного облика города;

- составление реестра памятников, подлежащих охране и восстановлению;

- эффективный контроль органов власти и общественных организаций за сохранностью архитектурного наследия и его реконструкцией (например, финансовая ответственность мэрии за утрату памятника – расходы на его реконструкцию, развитие системы общественных слушаний, информационных запросов и других форм общественного контроля, ужесточение процедуры согласования застройки или реконструкции центра);

- создание в центре города общественных культурных, коммуникативных, творческих центров, способствующих более активному использованию горожанами возможностей исторического центра. Формирование условий и образа Самары как культурного, спортивного и туристического центра (проведение значимых мероприятий – выставок, творческих событий (театральных фестивалей), способных привлечь зрителей из других городов и регионов; развитие муниципальных театров, поддержка и повышение стандартов обслуживания в музеях, библиотеках, развитие зимних и летних видов спорта и обеспечение их доступной инфраструктурой, близкой к месту жительства (стадионы во дворах).

В сфере благоустройства города:

- нахождение компромисса между общественным и частным интересом, создание действенного механизма предотвращения приватизации общественных территорий (уплотнительной застройки, присвоения дворового пространства, присвоения рекреационных зон города) за счет общественного контроля использования городских территорий и ресурсов (например, расширение возможностей и эффективности экологической экспертизы, формирование традиции проведения реальных общественных и публичных слушаний, расследование и недопущение в дальнейшем случаев фальсификации таких слушаний, в том числе с использованием подкупа их участников), а также контроля силами средств массовой информации и правозащитных организаций;

- развитие доступных публичных пространств – скверов, площадок и пр. как мест коммуникации и творческой активности городского населения;

- принятие законодательного проекта «Рекреационно-экологический каркас Самарской области»;

- максимальный учет особых потребностей различных социальных в организации городской среды - законодательная защита интересов «маломобильного населения» путем эффективной и действенной процедуры согласования строительства новых объектов с органами социальной защиты на этапе подготовки проектной документации.

- поддержка и внедрение программ капитального ремонта жилья; а также «Самара – чистый город»;

- анализ возможностей пространственного развития города;

- развитие инфраструктуры и повышение уровня комфортности удаленных от центра районов.

В сфере поддержки гражданских инициатив и деятельности общественных организаций:

- необходимость регулярного диалога власти и общественных организаций, особенно доказавших эффективность своей деятельности и ведущих активную общественную работу;

- востребованность общественных организаций для привлечения внимания власти и населения к проблемам и несовершенствам городской жизни;

- использование ресурса общественных организаций (экспертного и организационного опыта НГО, возможности мобилизовать горожан для решения определенных проблем).

В сфере оптимизации ресурсов городского развития:

Развитие города может быть основано только на сочетании различных ресурсов и эффективном взаимодействии власти и населения. Наиболее значимые ресурсы, которые могут быть предоставлены властью: финансовые потоки, законодательные решения, направленные на реализацию определенных стратегических мер. Основные ресурсы населения: локальный патриотизм, привязанность к территории и готовность участвовать в ее изменении, опыт коллективных действий по защите и развитию территорий.

Важным направлением развития Самары выступает создание условий для поддержки бизнес-структур, в частности, развитие конгрессной, выставочной деятельности, деловых центров Самары. В перспективе это позволит выйти на мировой уровень по условиям и стандартам жизнедеятельности города.

 

В целом проведенный анализ позволяет говорить о целесообразности продолжения деятельности рабочей группы Общественной палаты по сбору предложений по совершенствованию жизни города. Рабочая группа по-прежнему должна учитывать интересы разных социальных групп, НГО, представителей бизнес-структур и органов местного самоуправления.

Результаты работы будут направлены в Правительство Самарской области, Самарскую Губернскую Думу, в администрацию и Думу городского округа Самара с тем, чтобы повысить эффективность коммуникации между общественностью и органами власти, а также способствовать оперативному решению острых проблем населения.

Накануне предстоящих выборов Главы городского округа актуальность собранной информации, возможности ее приложения не вызывает сомнений. В связи с этим одним из возможных способов реализации предложений, сформулированных в данном докладе, выступает информирование о результатах проведенного анализа, как представителей органов местного самоуправления, так и возможных кандидатов на пост первого руководителя города.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: