После проведения данной работы в течение 1 года нами был проведён контрольный эксперимент.
Вторичное обследование детей группы по методикам, используемым во время констатирующего эксперимента, показало наличие тесной взаимосвязи между всеми составляющими уровней развития коммуникативной деятельности: специфическими особенностями решения заданий методик и участием детей в различных игра после проведённой педагогами работы.
III уровень (высокий) развития коммуникативной деятельности демонстрирует наибольшее количество детей – 60% детей.
Дети на этом уровне практически не затрудняются в создании игры, проявляя инициативность и активность в поддержании коммуникативных контактов с играющими, а также доброжелательно помогал товарищам в решении общих проблем сюжета.
II уровень (средний) – 25% детей.
I уровень (низкий) – 15% детей.
Сводная таблица уровней развития коммуникативной деятельности
| Уровень развития | % | |
| начало года | конец года | |
| высокий | 30 | 60 |
| средний | 40 | 25 |
| низкий | 30 | 15 |
Вывод
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в формировании, обогащении и развитии коммуникативной деятельности и навыков общения у дошкольников с нарушением зрения при условии участия их в коллективных играх.
Большая часть детей (85%) стала иметь высокий и средний уровни развития. Значительно повысились результаты у Эмира, Тони, Полины, Арсения, Ильи.
Успешность коррекционной работы зависит от активной позиции взрослого в процессе взаимодействия с детьми по поводу создания и реализации творческого замысла игры.
Заключение
В данной работе изучена проблема развития коммуникативных способностей у нормальновидящих и у детей с нарушениями зрения через игру.
На основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы раскрыты теоретические основы развития коммуникативных способностей дошкольников; раскрыто значение игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; изучена проблема общения дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности.
На основании анализа психолого-педагогической литературы сделаны выводы:
1. Главное условие психического развития детей дошкольного возраста – общение со взрослыми и сверстниками.
2. Важнейшее содержание общения – совместная игровая деятельность.
3. Существующее недоразвитие сенсорной сферы, вследствие зрительной патологии и вызванные ей отклонения в психическом развитии, существенно затрудняют процесс коммуникации детей с нарушением зрения.
4. Для развития и коррекции недостатков общения дошкольников необходимо опираться на потенциальные возможности игровой деятельности, создающие благоприятные условия для реализации в практической коммуникативной деятельности знаний и умений, полученных в процессе коррекционных игр и упражнений.
Основываясь на выводах, результатах экспериментального исследования проведена работа по созданию условий, разработке перспективного планирования, подбору игр и упражнений, разработке методов и приёмов работы с детьми, способствующих развитию коммуникативных способностей, учитывая индивидуальные особенности, характеры, возраст, зрительные диагнозы.
После проведённой работы полученные результаты позволяют говорить о несомненно положительной роли разных видов игр, включаемых в педагогический процесс, в развитии общения детей с нарушениями зрения.
Таким образом, развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения происходит успешнее и легче в игровой деятельности, опираясь на собственный опыт детей с коррекцией взаимоотношений взрослыми, которые раскрывают возможности иного, более доброжелательного, социально одобряемого общения.
Список литературы
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками: Семинар-практикум для воспитателей // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – С. 51 – 61.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 144с.
3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288с.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: изд. Центр Владос, 2000. – 240с.
5. Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера, 200. – 448с.
7. Островская Л.Ф. Почему ребёнок не слушается: Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 111с.
8. Психология детей дошкольного возраста / АПН РСФСР, Инст-т психологии; Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М., 1996. – 336с.
10. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада / Авт. В.А. Петровский и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.
11. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С. 10-29.
Приложение
Приложение 1
1. Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения.
2. Общителен ли ваш ребёнок?
а) очень
б) не очень
в) совершенно замкнутый
3. Общителен ли ваш ребёнок с детьми?
а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми
б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один
в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми
4. Если ваш ребёнок общительный, то предпочитает ли он играть:
а) с детьми старше себя по возрасту
б) с ровесниками
в) с младшими детьми
5. Как ведёт себя ваш ребёнок в игре?
а) умеет организовывать детей для совместной игры и для других занятий, берёт на себя в игре только ведущие роли
б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчинённые, второстепенные роли
в) чаще всего в игре берёт на себя второстепенные роли, подчиняясь другим
6. Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?
а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми
б) часто конфликтует
7. Делится ли ваш ребёнок игрушками с другими детьми?
а) охотно делится
б) иногда делится
в) не делится
8. Сочувствует ли ваш ребёнок другим людям?
а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчён, пытается его утешить, пожалеть, помочь
б) иногда сочувствует, иногда нет
в) почти никогда не сочувствует
9. Обижается ли ваш ребёнок других детей?
а) часто обижает
б) иногда обижает
в) никогда не обижает
10. Часто ли ваш ребёнок жалуется взрослым?
а) часто
б) иногда
в) никогда
11. Обидчив ли ваш ребёнок?
а) очень обидчив
б) иногда обидчив
в) не обидчив
12. Справедлив ли ваш ребёнок?
а) всегда справедлив
б) иногда справедлив, иногда нет
в) чаще всего не справедлив
13. Всегда ваш ребёнок говорит правду?
а) всегда
б) иногда говорит, иногда нет
в) чаще обманывает и говорит неправду
14. Всегда ли ваш ребёнок ведёт себя вежливо?
а) всегда
б) иногда
в) почти никогда не ведёт себя вежливо
15. Всегда ли ваш ребёнок послушен?
а) всегда
б) иногда послушен, иногда нет
в) почти никогда не бывает послушным
16. Самостоятелен ли ваш ребёнок?
а) вполне самостоятелен, любит и делает всё сам
б) иногда самостоятелен, иногда нет
в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него всё делали другие.
17. Настойчив ли ваш ребёнок?
а) всегда настойчив, и старается дело доводить до конца
б) иногда настойчив, иногда нет
в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся
18. Трудолюбив ли ваш ребёнок?
а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу
б) иногда любит трудиться, иногда ленится
в) чаще всего проявляет лень, не любит работать
19. Уверен ли ваш ребёнок в себе?
а) вполне уверен
б) иногда уверен, иногда нет
в) не уверен
В качестве экспертов, оценивающих ребёнка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребёнка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребёнка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.
Приложении 2






