Рекомендации по применению оценки эффективности функционирования цепи поставок ООО «Марс»

Управление цепями поставок предполагает, что организации-участники располагают средством, позволяющим оценивать эффективность цепи поставок в целом, что дает им возможность более успешно удовлетворять запросы конечного потребителя. Эффективность цепи поставок – это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества ее функционирования при заданном уровне общих логистических расходов. Средством оценки эффективности является использование количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI (Key Performance Indicators) – ключевых показателей эффективности.

К сожалению, в компании ООО «Марс» оценка эффективности цепи поставок не осуществляется, т.е. у менеджеров есть только общая картина функционирования цепи, но из-за отсутствия системы ключевых показателей невозможно оценить его качество. Поэтому в последней части своей работы я собираюсь кратко рассмотреть подход к оценке эффективности цепи поставок компании ООО «Марс» и определить основные показатели, которые, на мой взгляд, являются для нее наиболее важными.

По моему мнению, среди критериев оценки цепи поставок ООО «Марс» можно выделить расходы на транспортировку оборудования, удовлетворение потребителей/качество, время транспортировки, а также расходы, связанные с персоналом.

Расходы. Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций в наибольшей мере отражает результаты логистической деятельности. В данном случае речь идет о затратах на транспортировку, который, как правило, выражается или общей денежной суммой расходов, или денежной суммой в расчете на единицу продукции (удельные расходы).

Удовлетворение потребителей/качество. Следующая группа логистических показателей относится к обслуживанию потребителей. Эти показатели характеризуют способность фирмы достичь полного удовлетворения запросов своих клиентов.

К итоговым показателям этой группы относятся совершенный заказ, удовлетворение потребителей и качество продукции.

Совершенный заказ – это самый высокий критерий качества логистических операций, поскольку «совершенный заказ» выступает показателем общей эффективности всей интегрированной деятельности фирмы, а не отдельных функций. Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, т.е. насколько налажен весь многоэтапный процесс управления заказом и не возникают ли в нем сбои.

Совершенный заказ – это организация работы, которая отвечает следующим нормативам:

1) доставка в необходимый потребителям срок с допустимым отклонением ±1 день;

2) полное и аккуратное ведение документации по заказам;

3) идеальное соблюдение согласованных условий поставок (правильный процесс перевозки, готовность к использованию и отсутствие повреждений).

Удовлетворение потребителя оценивается его восприятием сроков выполнения заказа, элементов совершенного выполнения заказа и способности фирмы реагировать на состояние заказа и выдвигаемые запросы (претензии). Важными показателями удовлетворения потребителей являются:

– доставка к назначенному сроку – доля заказов, выполненных к назначенному сроку или раньше;

– расходы гарантийного обслуживания – уровень средних фактических расходов на гарантийное обслуживание в доходе;

– время реакции на претензии потребителей и их удовлетворения: время реакции на претензии – средний срок между поступлением заявки от клиента и его контактом с соответствующим представителем компании; время удовлетворения претензий – средний срок до полного удовлетворения требований клиента.

Качество продукции характеризуют: частота повреждений оборудования, стоимость поврежденной техники, количество претензий.

Время. Временные показатели являются мерой способности фирмы быстро отвечать на запросы потребителей. Ключевым показателем времени выполнения заказов для ООО «Марс» является длительность цикла от размещения заказа до момента поставки оборудования конечному потребителю.

Что касается расходов, связанных с персоналом, то в данном случае к показателям эффективности цепи поставок можно отнести производительность персонала, доход на одного сотрудника и текучесть персонала.

 Для измерения эффективности цепи поставок часто применяют финансовые показатели, которые пользуются большой популярностью, потому что просты в расчетах, выглядят убеждающее, позволяют системно подходить к анализируемым проблемам и проводить сопоставление полученных результатов. Однако у них есть свои недостатки, в первую очередь связанные с тем, что они скорее отражают прошлые результаты, а не текущие, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов и не учитывают важные аспекты логистики. Иногда финансовые показатели могут показать, что что-то идет не так, но не показывают, что именно идет не так или как это можно скорректировать.

Поэтому в последние годы значительный интерес привлек к себе новый подход к определению эффективности цепи поставок – концепция «диаграмм сбалансированных преимуществ». Эта концепция основана на учете ключевых показателей эффективности, в большинстве случаев не обязательно финансовых, которые предоставляют руководству компании более совершенные средства достижения стратегических целей по сравнению с методами, которые используют традиционные оценки, в значительной мере ориентированные на измерение финансовых показателей. При этом ключевые показатели эффективности определяются непосредственно стратегическими целями компании. Таким образом, смысл в данном случае состоит в том, что диаграмма сбалансированных преимуществ обеспечивает текущие ориентиры в тех критически важных областях, где, возможно, будет необходимо применение мероприятий, необходимых для достижения этих целей. Для компании ООО «Марс» такой областью является процесс транспортировки оборудования.

Для построения такой диаграммы предлагается использовать четырехступенчатый процесс:

1) формирование стратегии управления цепью поставок;

2) выявление реально измеряемых параметров успеха;

3) определение процессов, которые влияют на конечный результат;

4) определение основных драйверов эффективности этих процессов.

В рассматриваемом примере цепи поставок ООО «Марс» предусматривается, что тремя основными проявлениями успеха являются качество поставляемой техники, скорость доставки, а также минимальные расходы на транспортировку (рис. 15[18]). Эти цели имеют большое значение из-за того, что объединяют в себе оценки эффективности с точки зрения уже собранных в компании данных о представлении покупателей о качестве с внутренними показателями функционирования цепи поставок.

 

 

Рис. 16. Построение диаграммы логистических преимуществ

Еще один подход к оценке эффективности цепи поставок состоит в понимании структуры логистических процессов. Такой подход состоит в составлении карты процесса – схемы потоков, которые возникают при поступлении заказа от покупателя и оканчиваются поставкой товара.

Составление карты процессов, происходящих в цепи, является первым шагом на пути к пониманию возможностей повышения их эффективности за счет реинжиниринга, в основе которого лежит идея о существовании времени, «которое увеличивает ценность» (время, затраченное на выполнение действий, которые создают выгоды для потенциальных покупателей), вместе с существованием времени, «которое не увеличивает ценность» (время, затраченное на осуществление деятельности, отказ от выполнения которого не приведет к снижению выгод для покупателя).

Исходя из этого, можно составить приблизительную схему, которая наглядно показывает, сколько времени тратится на операции, которые обеспечивают или не обеспечивают увеличение ценности.

Эффективность логистической цепи в соответствии с этим методом может быть определена следующим образом:

 

 

где ЕЛЦ – эффективность логистической цепи;

ВЦ – время, которое увеличивает ценность;

ВЛЦ – временная длина цепи поставок.

Эта величина часто составляет менее 10%. Для повышения данного показателя эффективности, прежде всего, необходимо добиться всестороннего понимания анализируемых логистических процессов и сократить время, которое не увеличивает ценность.     

 

 

Заключение

В ходе выполнения данной работы были сделаны следующие выводы.

Сегодня организации все лучше понимают, что они работают не изолированно от других структур бизнеса, а входят в цепь поставок, цель которой – удовлетворение запросов потребителей. Концепция Supply Chain Management эволюционировала настолько, что само понятие «управление цепями поставок» считается намного более широким, чем «логистика» и с каждым годом все больше специалистов в области логистики посвящают свои работы именно этой теме.

Приведенный подход к оценке эффективности данной цепи поставок свидетельствует о том, что в настоящее время реализация оценки эффективности функционирования цепи поставок крайне важна для любой организации и может значительно повлиять на результаты ее деятельности. Тем не менее, довольно сложно определить конечный вклад отдельно взятого участника цепи поставок в достигнутый результат, соответственно, для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать индивидуальную систему экономических показателей и постоянно проводить учет и анализ полученной информации с целью повышения эффективности цепи поставок.

Подводя итог данной работе, следует еще раз отметить, что современный мир – мир стремительно глобализирующейся экономики с усилением конкуренции на рынках и усложнением потоков информации, товаров и услуг, людей и капиталов. Большинство компаний сталкиваются с ростом неопределенности внешней среды и сокращением жизненного цикла своего производства. Чтобы быть конкурентоспособными, им нужно быстро и качественно отвечать потребностям клиентов, быть гибкими и инновационными. Для этого требуется отлаженное взаимодействие бизнес-процессов.

Логистика и управление цепями поставок включают в себя процессы анализа, прогнозирования и планирования, внедрения и координации рационального движения товаров, услуг, финансовых и информационных потоков в цепи поставок с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиента.

В России спрос на качественно подготовленных сотрудников в сфере логистики существенно превышает предложение. В этой сфере деятельности не хватает знаний по оптимизации процессов, тогда как на других этапах создания ценности в большинстве случаев подобные вопросы уже решены.

Нехватка сотрудников в области логистики в России и в мире связана в большей мере с высоким уровнем профессиональных требований к подготовке специалистов, что обусловлено большим комплексом решаемых ими проблем.

От профессионала в логистике ждут не только практических навыков и опыта решения логистических задач, но и наличия систематизированных знаний в области математического моделирования и статистического анализа, понимания бизнес-процессов на предприятии и владения управленческими методиками. Помимо этого для успеха в логистике и управлении цепями поставок важны личные качества, инициативность и умение принимать решения, ответственность и способность делегировать полномочия, навыки общения с клиентами и ведения переговоров, готовность обучаться и внедрять инновации в бизнесе. В условиях роста взаимозависимости и высокой динамики меняющегося мира конкуренции все больше компаний выходят за границы осуществления деятельности только внутри своей страны, что требует от их персонала новых знаний и понимания международной специфики, умения работать в условиях межкультурного взаимодействия, разбираться в международных транспортных и таможенных правилах.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что с учетом сложившейся конъюнктуры российского рынка уборочной техники, а также анализа цепи поставок компании ООО «Марс», можно выделить следующие особенности построения цепи поставок в рассматриваемой отрасли:

1. все организации, занимающиеся продажей уборочной техники в России, являются дилерами зарубежных компаний, поэтому основное внимание в управлении ими своей цепью поставок уделяется процессам транспортировки и сервисного обслуживания;

2. затруднен поиск новых клиентов, и проблема срыва поставок стоит довольно остро;

3. также существует проблема координации и интеграции цепи поставок, т.к. дилеры и потребители не связаны между собой общим информационным полем (низкий уровень рекламы, практически отсутствует обратная связь), а также все компании-участники цепи поставок рассматриваются как независимые организации, а не участники единого логистического процесса

Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить еще раз актуальность выбранной для исследования темы, т.к., на мой взгляд, поиск решения перечисленных в работе проблем лежит именно в правильной организации цепи поставок и применении различных методов для повышения ее эффективности, начиная от грамотного планирования цепи поставок и поиска квалифицированных специалистов и заканчивая разработкой математических методов оценки логистической деятельности.

Что касается рассматриваемой в бакалаврской работе компании ООО «Марс», в целом можно утверждать, что это стабильно развивающаяся организация, предлагающая разнообразный и современный ассортимент продукции, и только начинающая внедрять в свою логистическую систему принципы управления цепями поставок. Несмотря на то, что существует ряд важных проблем, требующих быстрого разрешения, у компании нет серьезных ограничений в осуществлении ее деятельности.

 В ООО «Марс» работает дружный коллектив профессионалов, главный принцип которых – предоставление качественной продукции и ориентация на потребителя. Менеджеры компании успешно справляются с возникающими трудностями. После прошедшей в середине апреля 2010 г. выставки в комплексе «Ленэкспо» им удалось собрать много новых контактов потенциальных покупателей и получить несколько предложений по созданию рекламных брошюр и помощи при транспортировке грузов.

В ближайшее время компания «Марс» планирует провести маркетинговое исследование российского рынка клининговой техники, а также принять участие в тендере на поставку уборочной техники в рамках стратегии развития коммунального хозяйства Санкт-Петербурга на ближайшие три года.

 

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список использованной литературы

1. Авдеева М. Рынок клининга в России // http://www.newchemistry.ru

 

2. Алексеева Н.В. Интегрированная система развития взаимодействия поставщика и промышленного предприятия. – СПб., 2007. – 134 с.

 

3. Архипкин О.В. Организация интегрированного логистического сервиса в регионе. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2006. – 233 с.

 

4. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. – М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2001. – 640 с.

 

5. Бочкарев А.А. Планирование и моделирование цепи поставок. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 191 с.

 

6. Бубнов С. О проектировании логистических систем и цепей поставок // Логистика. – 2008, № 2

 

7. Вовчик Е.А. Полезные цепи: конкурентные преимущества интегрированной логистики в цепях поставок // Российское предпринимательство. – 2007, № 5(1)

 

8. Гаджинский А.М. Основы логистики. – М., 1996. – 122 с.

 

9. Гамильтон С. Управление цепочками поставок с Microsoft Axapta. – М.: Альпина бизнес букс, 2005. – 348 с.

 

10.  Глуховская А. Продавцы чистоты // http://www.cleannow.ru

 

11. Гогин Д.Ю. Рейтингование субъектов интегрированного рынка для установления деловых связей. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1998. – 22 с.

 

12.  Душулин Р. KPI как средство контроля и мотивации // www.klerk.ru

 

13. Заборов В.Б. Построение и реализация логистических цепей в промышленном комплексе. – СПб., 1997. – 124 с.

 

14. Иванов Д.А., Иванова М.А. Управление событиями в цепях поставок (Supply Chain Event Management) // Логистика и управление цепями поставок. – 2008, № 6(29)

 

15. Измайлов В. Клининг по-российски. Эра чистоты. – М.: Феникс, 2007. – 320 с.

 

16. Кеннет Л. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. – М.: ИНФРА-М, 2005, 795 с.

 

17. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок. – Питер, 2005. – 315 с.

 

18. Кроли О.А. Логистика в сетевой розничной торговле: управление цепями поставок и инновации. – СПб.: Новый век, 2008. – 188 с.

 

19. Кротов К.В. Управление цепями поставок: изучение концепции в контексте теории стратегического управления и маркетинга // Логистика сегодня. – 2009, № 1

 

20. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. – М.: Кн. мир, 2005. – 432 с.

 

21. Лебедев Ю.Г. Логистика: теория гармонизированных цепей поставок. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 446 с.

 

22.  Мальков С.С. Логистика и управление цепями поставок в розничных торговых сетях. – СПб., 2006. – 179 с.

 

23.  Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок. – М.: «Экзамен», 2003. – 254 с.

 

24.  Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 271 с.

 

25.  Новиков О.А. Производственно-коммерческая логистика. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1993. – 94 с.

 

26.  Нос В.А. Стратегические партнерства в торговых сетях. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2005. – 199 с.

 

27.  Просветов Г.И. Математические методы в логистике. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 304 с.

 

28.  Проценко И.О. Цепочки поставок и оптимальные управленческие решения // Российское предпринимательство. – 2009, № 2(2)

 

29.  Сергеев В.И. Логистическая интеграция и координация – путь к оптимизации ресурсов компании // Логистика и управление цепями поставок. – 2009, № 1(30)

 

30.  Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистке. – М.: Филинъ, 1997. – 772 с.

 

31.  Сергеев В.И. Новое видение системы контроллинга логистических бизнес-процессов в цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2007, № 5(22)

 

32.  Ситосенко Е.А. Управление заказами в системе программ 1С: Предприятие 8.0. – М.: 1С-Паблишинг, 2005. – 218 с.

 

33.  Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: интеграция и таможенное администрирование. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов, 2009. – 158 с.

 

34.  Уваров С. Управление цепями поставок: не только новые возможности, но и проблемы // Логистика. – 2007, № 2

 

35.  Уваров С.А. Логистика в системе организации предпринимательской деятельности коммерческих структур. – СПб., 1997. – 31 с.

 

36.  Уотерс Д. Логистика: управление цепью поставок. – М.: Юнити, 2003. – 503 с.

 

37.  Хэндфилд Р.Б., Николс Э.Л., мл. Реорганизация цепей поставок. – Издательский дом «Вильямс», 2003. – 403 с.

 

38.  Шевалье Ж. Логистика: новые принципы менеджмента и конкурентоспособности. – М.: Консалтбанкир, 1997. – 108 с.

 

39.  Шехтер Д. Логистика: искусство управления цепочками поставок. – М.: Претекст, 2008. – 230 с.

 

40.  Шматалюк А. Управление цепями поставок: правильное время для наведения порядка // http://smart-person.ru


[1] Роберт Б.Хэндфилд, Эрнест Л.Николс, мл. Реорганизация цепей поставок. Издательский дом «Вильямс». Москва. Санкт-Петербург. Киев. 2003

[2] Кротов К.В. Управление цепями поставок: изучение концепции в контексте теории стратегического управления и маркетинга//Логистика сегодня. - СПб., 2009 - № 1

[3] Роберт Б.Хэндфилд, Эрнест Л.Николс, мл. Реорганизация цепей поставок. Издательский дом «Вильямс». Москва. Санкт-Петербург. Киев. 2003

[4] Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: интеграция и таможенное администрирование. СПб. Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов. 2009

[5] Уотерс Д. Управление цепью поставок. М. Юнити. 2003

[6] Алесинская Т.В. Интеграция в рамках логистической цепи. http://www.aup.ru/books/m95/6_2.htm

[7] Сергеев В.И. Логистическая интеграция и координация – путь к оптимизации ресурсов компании//Логистика и управление цепями поставок. СПб., 2009, - № 1(30)

[8] Борисенко Т. Российский рынок машин городского коммунального хозяйства [электронный ресурс]/ Т.Борисенко//Техноmagazine.-2009.-Режим доступа: http://www.t-magazine.ru

[9] http://rarus.ru/products/soft/44682/#tab-product-about-link

[10] См. Приложение 1, Приложение 2

[11] См. Приложение 3

[12] http://v8.1c.ru/trade/2

[13] http://v8.1c.ru/trade/2

[14] См. Приложение 4

[15] Измайлов В. Клининг по-российски. Эра чистоты. М., Феникс: 2007, 320 с.

[16] http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=6689

[17] Просветов Г.И. Математические методы в логистике. Задачи и решения. М., Альфа-Пресс, 2008

[18] http://logistic-info.org.ua/effektivnost-logisticheskoy-sistemyi



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: