Возникновение и этапы развития внешней торговли

Внешняя торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталис­тических отношений она начинает интенсивно развиваться.

С созданием национальных государств на первых этапах раз­вития капитализма и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на про­изводстве того или иного вида продукции.

Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого капитализма привело к массовому производству то­варов, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международ­ного разделения труда.

Индустриализация капиталистического производства, вслед­ствие которой увеличивается объем выпуска продукции, появ­ляются новые отрасли и виды производства, ведет к резкому возрастанию спроса на топливо, сырье и материалы. Вместе с тем возможности получения большинства видов сырья в отдель­но взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому закономерно стремление промышленных отраслей, освоивших производство продукции в крупных масштабах, получать необ­ходимое сырье в тех странах, где оно есть, в результате чего международная торговля получает постоянные импульсы для своего развития (4., С.18-20).

С возникновением крупных городских промышленных цент­ров, куда устремлялись значительные массы населения, ранее занятого в сельском хозяйстве, на мировом рынке увеличился спрос индустриальных стран на продовольствие.

НТР создает необходимую инфраструктуру для развития торговли между странами (транспорт, средства связи и т. п.).

После окончания промышленной революции в конце 19-го— начале 20-го столетия в большинстве европейских стран, так же, как и в Северной Америке и Японии, началось интенсивное раз­витие мирохозяйственных связей, в том числе и мировой тор­говли. Это развитие было прервано первой мировой войной, а после короткого оживления в 20-е годы — мировым экономичес­ким кризисом 1929—1933 гг., когда объемы мировой торговли сократились на две трети по сравнению с 1928—1929 гг. В этом же направлении подействовал на мировую торговлю и всплеск национал-социалистического движения в Германии, приведший ко второй мировой войне, и соответствующая ему протекциони­стская внешнеторговая политика.

После второй мировой войны, на базе Бреттон-Вудских согла­шений о новых принципах организации мировой валютной сис­темы, таможенных торговых соглашений в рамках ГАТТ и дру­гих новых направлений мирового экономического порядка были созданы условия для продолжения и развития международных экономических отношений во всемирном хозяйстве, в том чис­ле и для мировой торговли.

В 50-е — 60-е годы был достигнут высокий рост объемов меж­дународной торговли, что было связано со всеобщим экономи­ческим подъемом в большинстве регионов мира. Несмотря на отдельные кризисы, среди которых совместное нарушение все­ми странами Бреттон-Вудских договоренностей о мировой ва­лютной системе в 1971 г., оба нефтяных кризиса 1973—1974 и 1979—1980 годов, всеобъемлющие конъюнктурный кризис и кризис темпов экономического роста 1981—1982 годов и конъ­юнктурный спад в промышленно развитых странах в 1991— 1994 гг., позитивное развитие мировой торговли продолжается до настоящего времени.

2.2. Сущность, формы, показатели, современные тенденции развития международной торговли товарами

Международная торговля сфера международных то­варно-денежных отношений, специфическая форма обмена про­дуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и по­купателями разных стран.

Внешняя торговля обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» все­гда предполагает указание на принадлежность какой-то стране.

Для характеристики как международной торговли, так и внешней используется показатели: общего товарооборота;  товарной структуры;  географической структуры.

Внешнеторговый оборот сумма стоимости экспорта и им­порта той или иной страны.

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за оп­ределенный период в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоян­ных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирова­ния только объемов экспорта всех государств, традиционно вы­ражаемых в долларах США (1, С.216-219).

Основными формами международной торговли является эк­спорт и импорт товаров.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экс­порт имеет следующие виды:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и перера­ботанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за грани­цей под таможенным контролем с последующим возвра­том;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за грани­цы, включая товары, проданные на международных аук­ционах, товарных биржах и т. д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т. д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукцио­ны, выставки, ярмарки и т. д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК (13, С.30-32).

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное полу­чение от иностранного контрагента услуг производствен­ного и потребительского назначения;

2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;

3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для перера­ботки в данной стране и последующего вывоза за грани­цу;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, яр­марки, аукционы;

5) ввоз продукции в порядке прямых производственных свя­зей и в рамках ТНК.

Показателями, отражающими участие страны в международ­ной торговле, являются экспортная и импортная квота.

Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта то­варов и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведен­ной в стране продукции реализуется на мировом рынке.

Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период:

— НТР, приведшая к изменениям в международном разде­лении труда, созданию новых отраслей, технологий и то­варов, ускоренному обновлению основного капитала;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т. п.;

— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлека­ющих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;

— процесс либерализации международной торговли под эги­дой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;

— получение политической независимости бывшими колони­альными странами и выделение из их числа новых индус­триальных стран, ориентированных на производство това­ров для внешних рынков;

— переход стран Центральной и Восточной Европы к рыноч­ным методам развития и повышение степени открытости их экономик (13, С.30-32).

Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной тор­говли товарами в последние 50 лет.

Динамика международной торговли характеризуется вы­сокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1990 по 2000 г. этот пока­затель более чем удвоился и в 2001 г. составил 11,925 трлн долл.

Фактически же мировой экспорт товаров в 2001 г. сократил­ся на 2% и составил 7,225 трлн долл.

Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран.  В США в 1995—2001гг. ВВП вырос на 31,4%, экспорт— на 48,4%, им­порт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 2001 г. составил 3%, в 2002 г. — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 2001 г. — 10%, а в 2002 г. — 3,5% (15, С.28-29).

Это обстоятельство привело кросту экспортной и импор­тнойквот многих стран. Если в 19999 гг. на экспорт на­правлялось 19,8% стоимости всей произведенной в мире про­мышленной продукции, то в 2001 г. — 23%.

Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру мировой торговли.

Географические направления мировой торговли представля­ютсобой систему распределения товарных потоков между от­дельными странами или их группами, формируемых по терри­ториальному или организационному признаку. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70—75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших со­циалистических стран — около 10%.

Географическая конфигурация международной торговли в послевоенный период может быть представлена следующим об­разом.

Промышленно развитые страны преобладают как в миро­вом экспорте (87,5% в 2001 г.), так и в импорте (85,7% в 2001 г.).

Ведущая роль в международной торговлепринадлежит трем центрамразвитого мира — США, ЕС и Японии, на кото­рые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.

Околополовины мирового товарооборотаприходится на «большуюсемерку» (США, Канада, Япония, Франция, Великоб­ритания, Германия, Италия).

Тенденция к постоянному росту удельного весав мировом товарооборотеприсуща развивающимся странам: 28,2% ми­рового экспорта в 2001 г. по сравнению с 21,9% в 1990 г.

Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегосямира: по-прежнему растет удельный вес в ми­ровом экспорте НИСов Юго-Восточной Азии (НИС-1: Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур; НИС-2: Индонезия, Малай­зия, Филиппины, Таиланд) — с 14,3% в 1998 г. до 19,18% в 2001 г.; возрастает доля Китая; снижается удельный вес стран Ближнего Востока в связи с падением цен на нефть (4,6% мирового экспорта в 1999 г. по сравнению с 15,2% в 1990 г.); имеет тенденцию к снижению роль стран Аф­рики в мировой торговле (без Южно-Африканской Республики); снижается также доля развиваю­щихся стран Латинской Америки с 4,0% мирового экспорта в 1990 г. до 3,5% в 1999 г., за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже при­близились к параметрам новых индустриальных стран) (7, С.48-52).

Основной поток международнойторговли приходится на взаимнуюторговлю промышленно развитых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7%— между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами.

Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая со­бой соотношение товарных групп в мировом экспорте.

Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций.

Во-первых, диверсифицируется поток товаров, вовлекае­мыхвмеждународный товарооборот. Экспортная номенклату­ра Германии сегодня насчитывает 180 позиций, США, Великоб­ритании и Франции— 175, Японии— более 160 позиций, что является следствием ускоренного обновления продукции. В машино- и приборостроении продукция в течение 5 лет обновля­ется не менее чем на 60 процентов (5, С.59-62).

Во-вторых, под влиянием НТПувеличивается в междуна­роднойторговле удельный вес обрабатывающей и химической промышленности.

В-третьих, сокращаетсядолямеждународнойторговли сырьеми минеральным топливом в совокупной стоимости ми­рового экспорта (с 38,6% в 1937 г. до 12% в 2000 г.), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производ­стве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли) и падением мировых цен на сырье.

В-четвертых, снижается в мировой торговле удельный вес продовольствия: 8,2% в 2000 г. по сравнению с 22,8% в 1937 г., что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внут­реннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспе­ченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен.

 В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974— 1975 гг. вновьнаметилась тенденция роста доли текстиля и одежды, в мировомэкспорте.

2.3. Особенности, структура и динамика международной торговли услугам и

Международная торговля услугами специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие услуга име­ет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имею­щие материального носителя в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не подда­ются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаютсяособенности международной торгов­ли услугамипо сравнению с международной торговлей товара­ми. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непос­редственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находя­щимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассорти­мент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассор­тимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфи­ческую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платеж­ного баланса всеторгуемые услуги подразделяются на следу­ющие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т. п.); строительство; страхование(рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);  правительственные услуги (9, С.211-212).

 Услуги делятся также на:   факторные услуги платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвес­тиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерези­дентов);   нефакторные услуги остальные виды услуг (транспорт, путешествия и др. нефинансовые услуги). В документах Всемирной торговой организации выделяют сле­дующиеосновные формы международной торговли услугами: поставка услуг черезграницу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т. п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;   перемещение потребителя услуг в страну их производи­теля (туризм, образование, медицина);   временное перемещение за границу физическоголица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инже­неров, врачей, спортсменов, артистов );   коммерческое присутствиепоставщика услугна терри­ториидругой страны (банковское, страховые, аудиторс­кие, рекламные и др. услуги).

За период с 1990 по 2001 г. торговля услугами возросла в 7 раз, достигнув в 2001г. 10,7 млрд долл.

В последние два десятилетияна мировом рынке услуг четко проявилисьследующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в междуна­родной торговле и как следствие — уменьшение спроса на перевозки, снижением фрахтовых ставок, образованием излишков тоннажа;

— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обуслов­лено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (42,8%) и наи­более динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

— произошло сокращение доли официальных и правитель­ственных услуг.

Географическая направленность торговли услугами отлича­ется еще большей асимметричностью в пользу развитых го­сударств, чем международная торговля товарами.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров.

Промышленно развитые страны являются основными экспор­терами и импортерами услуг. На долю 7 ведущих стран в 2001 г. приходилось 77,6экспорта и 58,9 импорта услуг.

Возросла доля развивающихся стран в международной тор­говле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инжиниринговых услу­гах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые ус­луги и др.

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысо­к а— 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответ­ственно(15, С.28-31).

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача ин­формации, технологии, финансов выступает в форме меж­дународной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и по­купателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей ус­луг.

Актуальным становится вопрос о необходимости регулирова­ния рынка услуг на международном, региональном и отрасле­вом уровнях.

2.4. Регулирование внешней торговли товарами и услугами

Страны, занимая различное положение в мировой эконо­мике, в целом и на различных товарных рынках в частности для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторго­вую политику.

Внешнеторговая политика целенаправленное воздей­ствие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер.Среди наиболее распространенныхцелей внешней по­литики можновыделить: а) обеспечение экономического роста;

б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюты; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение тру­да; д) сохранение политической и экономической независимос­ти страны; е) сохранение экономического и военного превосход­ства.

Существуют два основных полюса или две основные формы внешнеторговой политики государства:

— фритредерство (free trade), или политика свободной тор­говли;

— протекционизм (protectionism).

Фритредерство политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю тор­говлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Про­ведение политики свободной торговли позволяет получить наи­большую выгоду от международного экономического обмена.

Протекционизм политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает фор­му экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

В реальной действительности политика фритредерства, так же как и политика протекционизма, в чистом виде не проводит­ся, а действуют как тенденции. В международной торговой по­литике господствуют смешанные формы, предполагающие вза­имодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития реги­ональной и мировой торговли.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой полити­ки государства используют различные ее инструменты или раз­личное сочетание последних.

В общем виде применяемые во внешней торговле инстру­менты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограниче­ния.

Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин (7, С.49).

Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профилъности реша­емых задач, условно можно разделить на две группы:

1) международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;

2) международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связан­ными товарами.

Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП, ГАТС.

Генеральное соглашение потарифам и торговле (ГАТТ) — эта крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй миро­вой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

2) фиксация тарифов на уровне, определенном договарива­ющимися сторонами;

3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых перегово­ров и их «закрепление» на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических усту­пок;

5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или от­мене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные усло­вия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «ра­ундов».

Всемирная торговая организации (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осу­ществляет надзор за более широким спектром торгово-полити­ческих соглашений и имеет гораздо больше полномочий благо­даря совершенствованию ряда процедур принятия решений (4, С.18-20).

Центральная задача ВТО либерализация мировой торгов­ли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятель­ности она исходит из того, что расширение международного об­мена позволит наиболее оптимально использовать мировые ре­сурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

В настоящее время полноправными участниками ВТО явля­ются 125 стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия, страны Балтии и др.) находятся на различ­ных стадиях присоединения к ВТО.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согла­сованию и унификации права международной торговли.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание раз­работке единообразных норм права в таких областях, как меж­дународная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законо­дательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роли.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регу­лировании международной торговли отдельными видами това­ров, включает в себя: ОПЕК Организацию стран—экспортеров нефти; АПЕФ Ассоциацию стран—экспортеров железной руды; СИПЕК Организацию стран—экспортеров меди; ЕОУС Европейскую организацию угля и стали; АПК Альянс производителей какао; МПТФ Международную пушно-торговую федерацию; ССЭБ Союз стран—экспортеров бананов, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: