Внешняя торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталистических отношений она начинает интенсивно развиваться.
С созданием национальных государств на первых этапах развития капитализма и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на производстве того или иного вида продукции.
Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого капитализма привело к массовому производству товаров, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международного разделения труда.
Индустриализация капиталистического производства, вследствие которой увеличивается объем выпуска продукции, появляются новые отрасли и виды производства, ведет к резкому возрастанию спроса на топливо, сырье и материалы. Вместе с тем возможности получения большинства видов сырья в отдельно взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому закономерно стремление промышленных отраслей, освоивших производство продукции в крупных масштабах, получать необходимое сырье в тех странах, где оно есть, в результате чего международная торговля получает постоянные импульсы для своего развития (4., С.18-20).
С возникновением крупных городских промышленных центров, куда устремлялись значительные массы населения, ранее занятого в сельском хозяйстве, на мировом рынке увеличился спрос индустриальных стран на продовольствие.
НТР создает необходимую инфраструктуру для развития торговли между странами (транспорт, средства связи и т. п.).
После окончания промышленной революции в конце 19-го— начале 20-го столетия в большинстве европейских стран, так же, как и в Северной Америке и Японии, началось интенсивное развитие мирохозяйственных связей, в том числе и мировой торговли. Это развитие было прервано первой мировой войной, а после короткого оживления в 20-е годы — мировым экономическим кризисом 1929—1933 гг., когда объемы мировой торговли сократились на две трети по сравнению с 1928—1929 гг. В этом же направлении подействовал на мировую торговлю и всплеск национал-социалистического движения в Германии, приведший ко второй мировой войне, и соответствующая ему протекционистская внешнеторговая политика.
После второй мировой войны, на базе Бреттон-Вудских соглашений о новых принципах организации мировой валютной системы, таможенных торговых соглашений в рамках ГАТТ и других новых направлений мирового экономического порядка были созданы условия для продолжения и развития международных экономических отношений во всемирном хозяйстве, в том числе и для мировой торговли.
В 50-е — 60-е годы был достигнут высокий рост объемов международной торговли, что было связано со всеобщим экономическим подъемом в большинстве регионов мира. Несмотря на отдельные кризисы, среди которых совместное нарушение всеми странами Бреттон-Вудских договоренностей о мировой валютной системе в 1971 г., оба нефтяных кризиса 1973—1974 и 1979—1980 годов, всеобъемлющие конъюнктурный кризис и кризис темпов экономического роста 1981—1982 годов и конъюнктурный спад в промышленно развитых странах в 1991— 1994 гг., позитивное развитие мировой торговли продолжается до настоящего времени.
2.2. Сущность, формы, показатели, современные тенденции развития международной торговли товарами
Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» всегда предполагает указание на принадлежность какой-то стране.
Для характеристики как международной торговли, так и внешней используется показатели: общего товарооборота; товарной структуры; географической структуры.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.
Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США (1, С.216-219).
Основными формами международной торговли является экспорт и импорт товаров.
В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;
2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;
3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т. д.;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т. д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т. д.);
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК (13, С.30-32).
Классификация импорта по тому же признаку включает в себя следующие виды:
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения;
2) реимпорт — обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда;
3) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.
Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота.
Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.
Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.
Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.
Факторы, определяющие развитие международной торговли в послевоенный период:
— НТР, приведшая к изменениям в международном разделении труда, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;
— развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки и т. п.;
— активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары;
— процесс либерализации международной торговли под эгидой ГАТТ/ ВТО и других международных организаций;
— получение политической независимости бывшими колониальными странами и выделение из их числа новых индустриальных стран, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;
— переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития и повышение степени открытости их экономик (13, С.30-32).
Эти факторы определили современные тенденции развития международной торговли, в частности, ее динамику, эволюцию структуры и географических направлений международной торговли товарами в последние 50 лет.
Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1990 по 2000 г. этот показатель более чем удвоился и в 2001 г. составил 11,925 трлн долл.
Фактически же мировой экспорт товаров в 2001 г. сократился на 2% и составил 7,225 трлн долл.
Внешняя торговля росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. В США в 1995—2001гг. ВВП вырос на 31,4%, экспорт— на 48,4%, импорт — на 50,5%. Рост общемирового объема выпуска продукции в 2001 г. составил 3%, в 2002 г. — 2%, а объем мирового экспорта (в натуральном выражении) в 2001 г. — 10%, а в 2002 г. — 3,5% (15, С.28-29).
Это обстоятельство привело кросту экспортной и импортнойквот многих стран. Если в 19999 гг. на экспорт направлялось 19,8% стоимости всей произведенной в мире промышленной продукции, то в 2001 г. — 23%.
Особенности развития стран влияют на соотношение сил между ними на мировом рынке и в конечном итоге определяют географическую структуру мировой торговли.
Географические направления мировой торговли представляютсобой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70—75%, развивающихся стран — около 20% мировой торговли и бывших социалистических стран — около 10%.
Географическая конфигурация международной торговли в послевоенный период может быть представлена следующим образом.
Промышленно развитые страны преобладают как в мировом экспорте (87,5% в 2001 г.), так и в импорте (85,7% в 2001 г.).
Ведущая роль в международной торговлепринадлежит трем центрамразвитого мира — США, ЕС и Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта.
Околополовины мирового товарооборотаприходится на «большуюсемерку» (США, Канада, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Италия).
Тенденция к постоянному росту удельного весав мировом товарооборотеприсуща развивающимся странам: 28,2% мирового экспорта в 2001 г. по сравнению с 21,9% в 1990 г.
Тенденция роста неодинаково проявляется во всех регионах развивающегосямира: по-прежнему растет удельный вес в мировом экспорте НИСов Юго-Восточной Азии (НИС-1: Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур; НИС-2: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд) — с 14,3% в 1998 г. до 19,18% в 2001 г.; возрастает доля Китая; снижается удельный вес стран Ближнего Востока в связи с падением цен на нефть (4,6% мирового экспорта в 1999 г. по сравнению с 15,2% в 1990 г.); имеет тенденцию к снижению роль стран Африки в мировой торговле (без Южно-Африканской Республики); снижается также доля развивающихся стран Латинской Америки с 4,0% мирового экспорта в 1990 г. до 3,5% в 1999 г., за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили (две первые по структуре экспорта уже приблизились к параметрам новых индустриальных стран) (7, С.48-52).
Основной поток международнойторговли приходится на взаимнуюторговлю промышленно развитых стран (61%), 27% международной торговли ведется между индустриальными и развивающимися странами, 7%— между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и всеми другими странами.
Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура мировой торговли, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций.
Во-первых, диверсифицируется поток товаров, вовлекаемыхвмеждународный товарооборот. Экспортная номенклатура Германии сегодня насчитывает 180 позиций, США, Великобритании и Франции— 175, Японии— более 160 позиций, что является следствием ускоренного обновления продукции. В машино- и приборостроении продукция в течение 5 лет обновляется не менее чем на 60 процентов (5, С.59-62).
Во-вторых, под влиянием НТПувеличивается в международнойторговле удельный вес обрабатывающей и химической промышленности.
В-третьих, сокращаетсядолямеждународнойторговли сырьеми минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 г. до 12% в 2000 г.), что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате их перехода в 80-е годы к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем (за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли) и падением мировых цен на сырье.
В-четвертых, снижается в мировой торговле удельный вес продовольствия: 8,2% в 2000 г. по сравнению с 22,8% в 1937 г., что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен.
В-пятых, после мирового экономического кризиса 1974— 1975 гг. вновьнаметилась тенденция роста доли текстиля и одежды, в мировомэкспорте.
2.3. Особенности, структура и динамика международной торговли услугам и
Международная торговля услугами — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Понятие услуга имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаютсяособенности международной торговли услугамипо сравнению с международной торговлей товарами. Среди них; 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса всеторгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т. п.); строительство; страхование(рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги (9, С.211-212).
Услуги делятся также на: факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов); нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и др. нефинансовые услуги). В документах Всемирной торговой организации выделяют следующиеосновные формы международной торговли услугами: поставка услуг черезграницу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т. п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель; перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина); временное перемещение за границу физическоголица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов ); коммерческое присутствиепоставщика услугна территориидругой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и др. услуги).
За период с 1990 по 2001 г. торговля услугами возросла в 7 раз, достигнув в 2001г. 10,7 млрд долл.
В последние два десятилетияна мировом рынке услуг четко проявилисьследующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:
— снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле и как следствие — уменьшение спроса на перевозки, снижением фрахтовых ставок, образованием излишков тоннажа;
— увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
— по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (42,8%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;
— произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.
Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами.
Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров.
Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. На долю 7 ведущих стран в 2001 г. приходилось 77,6экспорта и 58,9 импорта услуг.
Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инжиниринговых услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др.
Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысок а— 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно(15, С.28-31).
Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.
Актуальным становится вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
2.4. Регулирование внешней торговли товарами и услугами
Страны, занимая различное положение в мировой экономике, в целом и на различных товарных рынках в частности для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер.Среди наиболее распространенныхцелей внешней политики можновыделить: а) обеспечение экономического роста;
б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюты; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; д) сохранение политической и экономической независимости страны; е) сохранение экономического и военного превосходства.
Существуют два основных полюса или две основные формы внешнеторговой политики государства:
— фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;
— протекционизм (protectionism).
Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.
Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
В реальной действительности политика фритредерства, так же как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В международной торговой политике господствуют смешанные формы, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.
В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограничения.
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин (7, С.49).
Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профилъности решаемых задач, условно можно разделить на две группы:
1) международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;
2) международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.
Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП, ГАТС.
Генеральное соглашение потарифам и торговле (ГАТТ) — эта крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.
В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:
1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;
2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;
3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;
4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.
Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов».
Всемирная торговая организации (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г.
ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений (4, С.18-20).
Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 125 стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия, страны Балтии и др.) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли.
В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.
Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роли.
Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя: ОПЕК — Организацию стран—экспортеров нефти; АПЕФ — Ассоциацию стран—экспортеров железной руды; СИПЕК — Организацию стран—экспортеров меди; ЕОУС — Европейскую организацию угля и стали; АПК — Альянс производителей какао; МПТФ — Международную пушно-торговую федерацию; ССЭБ — Союз стран—экспортеров бананов, и др.