Форма: Урок-мастерская в 5 классе
Оборудование:
· изображение символов;
· альбом для рисования, цветные карандаши;
· напечатанные тексты;
· необходимые записи на доске (литературные термины и их определения, алгоритм анализа лирического текста)
Приемы: Сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение, рисование.
Задачи:
Образовательная: Научить созданию связного текста анализа стихотворения.
Развивающая: Продолжить формирование образно-символического мышления.
Воспитательная: Продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру.
Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью:
1. сюжетосложением;
2. завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.
Ход урока:
I. Слово учителя
Добрый день, ребята. (Знакомство с темой, целями урока)
Представьте, что мы с вами находимся не в школьном кабинете литературы, а в творческой мастерской. И каждый из вас сегодня сможет побывать в роли художника, писателя.
II.
Практическая работа №1.
Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.
Давайте подумаем, почему у человечества издавна существует и наука, и искусство?
Ученики: Через науку и искусство человек познает мир.
Учитель: В чем их сходство, а в чем различие?
Ученики: Наука и искусство – области знания о жизни, о мире. Но способ их добывания и предъявления разный: ученый доказывает, художник – показывает.
Учитель: Как создается образ мира в разных видах искусства?
Ученики: В музыке – через гармонию звуков, в живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе – через символы, поэтические образы.
2. Учитель: Что же такое символ в литературе? Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Например, меч – символ войны, свеча – символ чистоты, очищения, орел – символ свободы, гордости.
– А как мы видим, воспринимаем художественный образ? Одинаково ли или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким вы увидели кораблик и его окружение.
Кораблик.
Жил кораблик, веселый и стройный,
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и металл.
Сам повел себя в рейс –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде, ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его...
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте –
Все записывал, все проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачте мотал,
Делал выводы сам –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос, капитан.
(Дети рисуют).
3. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилась? Каким вы увидели кораблик, таким, каким его описывает автор? Почему?
Учитель: Итак, ребята, образ, созданный автором, может быть неверно воспринят или воспринят по-разному.
У художников слова для создания художественных образов есть специальные средства: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение и т.д. Это изобразительные средства языка.
Учитель: Эпитет не только помогает ярче представить героя, событие, предмет.
- Попробуйте найти эпитеты в стихотворении «Кораблик» Какую авторскую мысль они до нас доносят? Определите авторское отношение к кораблику?
Ученики: «Веселый, стройный». Автор любуется корабликом, гордится им.
Учитель: А с кем сравнивает поэт кораблик? («над волнами как сокол парил»).
- Что это сравнение помогает нам понять?
Учитель: Итак, сравнение – это образное определение людей, предметов, понятий или явлений при помощи сопоставления их по внешнему сходству или общим качеством.
Таким образом, мы с вами увидели, как изобразительные средства языка помогают нам точнее воспринять художественный образ, созданный автором.
4. Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли писатель, поэт с помощью звуков нарисовать картину?
- Что вам напоминают звуки «р», «щ», «а»?
- Этот прием в литературе называется звукопись. Звукопись – это специальный набор созвучных гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация), создающий или усиливающий впечатление.
- Приведем пример аллитерации.
Практическая работа №2.
Учитель: Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (текст №2).
- Какие согласные звуки повторяются. Какое впечатление они создают?
Ученики: Повторение звуков [гр] помогает выделить главное слово «гром», «грохот».
- Повторение звуков [л], [м] помогает подчеркнуть плавность танца.
Учитель: Таким образом, разная инструментовка стиха помогает описать разные характеры танцев.