Тема: Художественный текст как система знаков (образов)

Форма: Урок-мастерская  в 5 классе

 

Оборудование:

· изображение символов;

· альбом для рисования, цветные карандаши;

· напечатанные тексты;

· необходимые записи на доске (литературные термины и их определения, алгоритм анализа лирического текста)

 

Приемы: Сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение, рисование.

 

Задачи:

Образовательная: Научить созданию связного текста анализа стихотворения.

Развивающая: Продолжить формирование образно-символического мышления.

Воспитательная: Продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру.

 

Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью:

1. сюжетосложением;

2. завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

 

Ход урока:

I. Слово учителя

Добрый день, ребята. (Знакомство с темой, целями урока)

Представьте, что мы с вами находимся не в школьном кабинете литературы, а в творческой мастерской. И каждый из вас сегодня сможет побывать в роли художника, писателя.

 

II.

Практическая работа №1.

Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.

Давайте подумаем, почему у человечества издавна существует и наука, и искусство?

Ученики: Через науку и искусство человек познает мир.

Учитель: В чем их сходство, а в чем различие?

Ученики: Наука и искусство – области знания о жизни, о мире. Но способ их добывания и предъявления разный: ученый доказывает, художник – показывает.

Учитель: Как создается образ мира в разных видах искусства?

Ученики: В музыке – через гармонию звуков, в живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе – через символы, поэтические образы.

2. Учитель: Что же такое символ в литературе? Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Например, меч – символ войны, свеча – символ чистоты, очищения, орел – символ свободы, гордости.

– А как мы видим, воспринимаем художественный образ? Одинаково ли или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким вы увидели кораблик и его окружение.

 

Кораблик.

Жил кораблик, веселый и стройный,

Над волнами как сокол парил.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и металл.

Сам повел себя в рейс –

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде, ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его...

Шел кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Все ль на месте –

Все записывал, все проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда.

Шел кораблик, о чем-то мечтал,

Все, что видел, на мачте мотал,

Делал выводы сам –

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос, капитан.

(Дети рисуют).

 

3. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилась? Каким вы увидели кораблик, таким, каким его описывает автор? Почему?

Учитель: Итак, ребята, образ, созданный автором, может быть неверно воспринят или воспринят по-разному.

У художников слова для создания художественных образов есть специальные средства: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение и т.д. Это изобразительные средства языка.

Учитель: Эпитет не только помогает ярче представить героя, событие, предмет.

- Попробуйте найти эпитеты в стихотворении «Кораблик» Какую авторскую мысль они до нас доносят? Определите авторское отношение к кораблику?

Ученики: «Веселый, стройный». Автор любуется корабликом, гордится им.

Учитель: А с кем сравнивает поэт кораблик? («над волнами как сокол парил»).

- Что это сравнение помогает нам понять?

Учитель: Итак, сравнение – это образное определение людей, предметов, понятий или явлений при помощи сопоставления их по внешнему сходству или общим качеством.

Таким образом, мы с вами увидели, как изобразительные средства языка помогают нам точнее воспринять художественный образ, созданный автором.

4. Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли писатель, поэт с помощью звуков нарисовать картину?

- Что вам напоминают звуки «р», «щ», «а»?

- Этот прием в литературе называется звукопись. Звукопись – это специальный набор созвучных гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация), создающий или усиливающий впечатление.

- Приведем пример аллитерации.

Практическая работа №2.

Учитель: Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (текст №2).

- Какие согласные звуки повторяются. Какое впечатление они создают?

Ученики: Повторение звуков [гр] помогает выделить главное слово «гром», «грохот».

- Повторение звуков [л], [м] помогает подчеркнуть плавность танца.

Учитель: Таким образом, разная инструментовка стиха помогает описать разные характеры танцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: