ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Организация психологической службы в Горьковской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Федеральной пассажирской дирекции филиала ОАО "РЖД"
КОНСУЛЬТАНТ РУКОВОДИТЕЛЬ
По разделу:__________________ __________ _________________
__________ _________________ Подпись Ф.И.О
Подпись Ф.И.О «______»____________________2009 г.
«______»____________________2009 г.
РЕЦЕНЗЕНТ СТУДЕНТ
__________ _________________ ___ курса группы
Подпись Ф.И.О __________ _________________
«______»____________________2009 г. Подпись Ф.И.О
М.П. «______»____________________2009 г.
Работа защищена«______»____________2009 г.
Оценка _________________________
Протокол № _____________________
Представленная работа посвящена теме "Организация психологической службы в Дирекции филиала – ОАО «РЖД»"
Сегодня профессия психолога проникает во все новые сферы, в результате чего представления о ней меняются и расширяются. Исходя из определения «психологическая служба (ПС) – это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т. д.», можно сказать, что это потенциальное место работы психолога. Вместе с тем, неоформленность требований к практическому психологу психологической службы и неоднозначность существующих методик оценки персонала затрудняют адаптацию и работу психолога. Вышесказанное определяет актуальность изучения деятельности психолога ПС. По моему мнению, психолог данной службы выполняет на предприятии очень важные функции, сводящиеся к повышению эффективности работы сотрудников, разработка и реализация программы развития персонала. Важнейшие задачи такой службы: социально - психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; управление конфликтами; подбор и оценка кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; планирование карьеры сотрудников; аттестация персонала; управление мотивацией и т.д.
Целью выпускной квалификационной работы является: изучение психологической атмосферы коллектива, совместимости сотрудников; исследование стиля руководства коллективом; выработка рекомендаций по стимуляции психологического климата в коллективе.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние психологической службы в организациях, сформулировать ее основные цели, задачи, содержание деятельности, приоритеты в работе., формы работы.
2 Изучить особенности влияния стиля руководства на социально-психологический климат в организации.
3. Определение личностной направленности сотрудников.
3. Исследование социально – психологического климата.
4. Определение стиля руководства трудовым коллективом.
5. Изучение различных аспектов взаимодействия руководства коллектива.
6 Разработать предложения по совершенствованию психологического климата на предприятии.
Объект исследования: социально-психологический климат организации, стиль управления в Дирекции филиала ОАО»РЖД»
Предмет исследования: Деятельность психолога психологической службы, направленная на создание условий благоприятного социально – психологического климата в Дирекции филиала ОАО «РЖД»
Гипотеза исследования: если стиль управления организации сознательно сформирован ее руководителем и соответствует уровню развития организации с учетом индивидуально – психологических особенностей сотрудников, то в организации будет достаточно устойчивый положительный социально – психологический климат.
Методологией исследования являются: метод системного подхода; изучение и обобщение научной литературы; методы анкетирования и тестирования.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в первой главе мы проведем комплексный анализ нормативно-правовой документации работы ПСО и психолога данной службы, выстроим этапы и алгоритм проведения исследования в организации.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в результате исследования мы получим качественную характеристику социально – психологического климата и стиля руководства в Дирекции филиала ОАО «РЖД»
Глава. Теоретические аспекты деятельности психологической службы.
Организационно-методологические принципы ПС организации
Психологическая служба – структурное подразделение организации, использующее психологические методы в работе, на основе которых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация. Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог не только следит за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает собственную инфраструктуру, которая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.
Наличие должности психолога говорит о развитом, современном предприятии, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.
Общее положение
Положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, основные его цели и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководителем предприятия.
Общая часть
1. Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.
2. Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.
3. Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы. На должности психологов принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца.
4. В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
— Конституция РФ;
— Гражданский кодекс РФ;
— Устав предприятия;
— Философия предприятия;
— План экономического и социального развития предприятия;
— Положение об оплате труда;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— Коллективный договор;
— Организационно-методологические принципы психологической службы.
Цели и задачи психологической службы
Основные цели и задачи ПС:
Цель:повышение эффективности работы сотрудников дирекции, разработка и реализация программы развития персонала.
Задачи:
· Разработка и внедрение в систему подготовки специалистов методов психолого-педагогического обеспечения трудового процесса
· Проведение анализа социально-психологической диагностики в организации, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
· Проведение психологических, психофизиологических и социально-психологических исследований в трудовых коллективах.
· Психологическое консультирование руководящего состава, сотрудников организации.
· подбор и оценка кандидатов на вакантные должности.
· Оказание помощи кадрам в социально-психологической адаптации новых сотрудников к трудовой деятельности.
· планирование карьеры сотрудников, аттестация персонала.
· Разработка и проведение психологических коррекционных мероприятий.