Тема 8. Регламентация управления персоналом.
Философия организации. Декларация прав сотрудника. Деловые и нравственные качества. Условия труда рабочего места. Коллективный договор и соглашения. Содержание и структура коллективного договора. Сертификат безопасности. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учёту. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностные инструкции. Трудовой договор.
Лекция 8.
Вопрос 8.1 Философия организации.
Сущность философии предприятия.
Как общество не может существовать без морали и законов, так и организация не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил, инструкций). Разработка философии организации является достаточно новым и сложным делом.
· Философия организации – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации.
|
|
Можно сказать проще – это «моральный кодекс поведения в организации».
Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие организации.
Несоблюдение философии организации ведет:
Ø к развитию конфликтов между организацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями;
Ø к снижению имиджа фирмы;
Ø а в дальнейшем может привести к краху и разорению организации.
Для чего нужна философия организации (на предприятии и так много нормативных документов):
ü Нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны регламентироватьс я общими для всех принципами;
ü В организации существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;
ü Разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поведению, пище, семье, привычкам, поэтому нужно иметь универсальные правила;
ü Следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления;
ü Хозяин организации (собственник) хочет проводить свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;
ü Руководители организации и менеджеры меняются, но это не должно отражаться на коллективе в целом, работники должны жить по общим правилам.
Исходные документы организации для разработки философии являются:
Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Декларация прав человека, коллективный договор, религиозные писания, программа правящей партии, устав, опыт лучших предприятий и организаций.
|
|
Система работы с персоналом отражается в следующих документах:
ü Устав предприятия
ü Философия предприятия
ü Правила внутреннего трудового распорядка
ü Коллективный договор
ü Штатное расписание предприятия
ü Положение об оплате и премировании труда
ü Контракт сотрудника
ü Должностные инструкции
Таким образом, работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.
Регламент – это совокупность норм и правил, определяющих порядок деятельности организации и оформленных в виде административных и организационных документов.
Философия организации устанавливает совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений персонала. Это своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе трудового воспитания всем персоналом организации.
Философия организации, как правило, определяет:
-цели и задачи организации;
-декларацию прав сотрудника;
-что поощряется и запрещается;
-деловые и нравственные качества;
-условия труда и организацию рабочих мест;
-оценку и оплату труда;
-социальные блага и гарантии;
-возможности реализации увлечений, условия отдыха.
Цель организации – обеспечении полного материального благосостояния и всестороннего развития рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции (работ и услуг).
Задачи организации:
-определение правильной стратегии развития маркетинга организации и соответствующей отрасли народного хозяйства. Научно-техническая и конструкторская подготовка конкретного типа производства, способствующая выпуску качественной продукции;
-организация эффективной системы управления организацией и её подразделениями (структура, персонал, информация). Выпуск качественной продукции, соответствующей мировым стандартам;
-обеспечение гуманной социальной политики в области оплаты, охраны труда и уровня жизни работников.
Критериями достижения цели являются:
1. максимизация прибыли от всех видов деятельности;
2. снижение затрат (себестоимости) работ и услуг;
3. рост объёмов (выручки) от всех видов деятельности;
4. повышение качества продукции и услуг;
5. снижение текучести кадров;
6. максимизация доходов и уровня жизни сотрудников;
7. расширение сфер и видов деятельности.