Так, в адрес уполномоченного по правам человека в Амурской области поступила жалоба Ч., 1987 года рождения, на невозможность вселения в закреплённое жильё

В своей жалобе Ч. указала, что за ней как за оставшейся без попечения родителей постановлением главы администрации г. Свободного № 768 от 15.08.1996 г. было закреплено жилое помещение.

Заявитель посчитала, что её право на вселение в закреплённое жилое помещение нарушено, так как там неправомерно зарегистрирована её сестра О., а также семья Л. За последними указанное жильё было зарегистрировано постановлением главы администрации города Свободного № 1244 позднее – 28.10.2005 г.

По указанному поводу в 2009 году Ч. обращалась с заявлением в прокуратуру области, ею был получен ответ от 09.04.2009 г. № 21-7-2009 с разъяснением права на обращение в суд за самостоятельной защитой жилищных прав.

После вмешательства уполномоченного прокуратурой области была проведена проверка, в результате которой установлено, что фактически реализовать право пользования жилым помещением, закреплённым за несовершеннолетней Ч., невозможно. Кроме того, при вселении в освободившиеся комнаты семьи Л. было нарушено право Ч. на первоочередное предоставление освободившихся комнат в пользование по договору социального найма.

По результатам проведённой проверки в Свободненский городской суд в интересах Ч. прокуратурой области было направлено исковое заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и об обязывании органа местного самоуправления в лице администрации г. Свободного снять с Ч. закрепление жилого помещения; принять её на учёт на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставить Ч. жилое помещение в черте г. Свободного, отвечающего санитарным и техническим условиям, по нормам, установленным в г. Свободном по договору социального найма.

Сёстры Б., относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, обратились за помощью к уполномоченному. Одна из сестёр обучается в высшем учебном заведении на 5 курсе, вторая окончила университет в 2009 году.

Ранее они также проживали в городе Свободном. Заявители пояснили, что постановлением главы администрации города за ними было закреплено жилое помещение. На день подачи заявления за администрацией г.Свободного числился долг по оплате ЖКУ в размере более 130 тысяч рублей. В квартире проживали посторонние люди.

Заявители, полагая, что имеют право на предоставление жилья в городе Благовещенске, обратились к уполномоченному об оказании содействия в восстановлении нарушенного жилищного права.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На предоставление жилья имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилья.

Обратившимся было разъяснено право пользования закреплённым за ними жильём. Вместе с тем, учитывая невозможность фактического осуществления права пользования жилым помещением в связи с проживанием в нем третьих лиц, уполномоченным было направлено обращение главе г. Свободного. Кроме этого, жалоба была направлена прокурору г.Свободного для осуществления прокурорского надзора и принятия мер реагирования.

Статьёй 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к одной из основных задач органов опеки и попечительства отнесен контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.3 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несет орган местного самоуправления или уполномоченные им лица.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что собственником закреплённого помещения является администрация города, в квартире без законных оснований проживает семья П., в органе опеки и попечительства отсутствуют документы, подтверждающие санитарное и техническое состояние помещения, контроль за сохранностью жилого помещения, закреплённого за несовершеннолетними сёстрами Б., со стороны органа опеки и попечительства не осуществлялся. Указанные обстоятельства являются препятствием в осуществлении сёстрами Б. права пользования закреплённым за ними жилым помещением. 

Прокуратурой г.Свободного в адрес главы администрации города внесено представление с требованием устранить нарушения федерального законодательства, направленного на социальную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из администрации города был получен ответ о проведённом обследовании жилого помещения, проведении работы по выселению из него семьи П., в том числе подготовке искового заявления о выселении. Информация по результатам разрешения сложившейся ситуации доведена до сведения органа опеки и попечительства с целью усиления контроля за жилыми помещениями, закреплёнными за гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения подобных ситуаций. Привлечь виновных в сложившейся ситуации к дисциплинарной ответственности не представилось возможным ввиду увольнения работников органов опеки и попечительства, допустивших нарушения.

К уполномоченному обратился Т., который указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, и был лишён закреплённого за ним постановлением главы администрации г.Шимановска от 23.10.1996 г. жилья.

Действительно, постановлением главы городского самоуправления от 2003г. указанное жильё было распределено согласно очередности. Пункт постановления главы администрации г.Шимановска от 23.10.1996 г. о закреплении за Т. жилья был изменен с формулировкой: «гарантировать внеочередное предоставление жилья несовершеннолетнему Т., оставшемуся без попечения родителей, по достижении им совершеннолетия».

С 2003 года по 2006 год Т. обучался в Благовещенском технологическом техникуме. По окончании обучения обратился в администрацию г.Шимановска, и в ноябре 2006 года ему предложили жилплощадь, не отвечающую санитарным нормам, от которой он отказался.

В 2006 году Т. был призван в армию, где проходил службу по призыву до 2009 года, после чего опять обратился в администрацию г.Шимановска, где ему предложили встать на учёт как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья.

В феврале 2010г. между Т. и МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Шимановска» был заключён договор поднайма жилого помещения на срок до августа 2010 года. На момент обращения Т. постоянной регистрации не имел.

В целях оказания содействия в разрешении вопроса о предоставлении Т. закреплённого жилья были направлены обращения главе г.Шимановска и прокурору Амурской области.

Прокуратурой области было выявлено, что Т. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющего право на внеочередное предоставление жилья в г.Шимановске.

По факту нарушения законодательства прокуратурой района было внесено представление с требованием принять меры по предоставлению Т. вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам на основании договора социального найма. Кроме этого, в суд было направлено исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации г.Шимановска по данному вопросу.

К уполномоченному обратилась гр. П. с жалобой на нарушение её жилищных прав органом местного самоуправления с.Березовка, выразившимся в отказе в предоставления жилого помещения в связи с очным обучением П. в вузе.

П., 1990 г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей, постановлением главы Березовского сельсовета №49 от 07.07.1999 г. за ней было закреплено жилое помещение.

Другим постановлением главы Березовского сельсовета от 02.08.2010 г. № 39 П. была поставлена на учёт на внеочередное получение жилья в качестве нуждающейся в предоставлении помещения по договору найма, а принятое ранее постановление главы № 49 от 07.07.1999 г. отменено.

Данными действиями были нарушены права П., так как постановка на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не должна была повлечь лишение права пользования закреплённым жильём.

В связи с изложенным уполномоченный направил обращение главе Березовского сельсовета, который подтвердил факт отмены постановления о закреплении жилья за П. и постановки её на учёт для внеочередного получения жилья. Свои действия глава мотивировал перенаселенностью закреплённой квартиры и необходимостью улучшения жилищных условий. Вместе с тем он выразил готовность исправить сложившуюся ситуацию.

В декабре 2010 года органом местного самоуправления для П. была приобретена однокомнатная благоустроенная квартира в с.Березовка, и право на обеспечение жильём было реализовано.

В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, жилищного обеспечения оставшихся без родительского попечения. В силу различных обстоятельств в лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей. Согласно статистическим данным, в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. В ст.20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 году, записано, что государства, подписавшие её, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому «ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: