Всеобщая Декларация прав человека провозгласила право детей на особую заботу и помощь.
Несмотря на то, что в целом в Амурской области ситуация с обеспечением условий для гармоничного развития и соблюдения прав детей улучшается, анализ обращений к уполномоченному по правам человека в 2010 году позволяет сделать вывод, что очень часто дети не просто нуждаются в защите своих прав, но и в неотложной помощи.
Каким бы ни был спор о детях, обязательным условием его разрешения является соблюдение интересов несовершеннолетнего. Таково безусловное требование семейного законодательства.
Родители должны знать, что они имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Но не все родители добросовестно исполняют родительские обязанности, в том числе в части уклонения от уплаты алиментов.
В качестве примера можно привести обращение в адрес уполномоченного гражданки Х. из Благовещенска. Она сообщила, что состоит с мужем в разводе. Мировым судьёй был выдан судебный приказ об удержании алиментов в пользу дочери. По алиментам образовалась задолженность, которая на 01.12.2009 г. составила 39822 рубля. 25.01.2010 г. было принято постановление о возбуждении исполнительного производства и этим же числом постановление об окончании исполнительного производства. Гр. Х. была не согласна с действиями судебного пристава-исполнителя, но в соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» десятидневный срок для обращения с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя ею был пропущен.
По запросу уполномоченного данное обращение рассмотрели в отделе судебных приставов по г. Благовещенску. Должник по алиментам был вызван в службу судебных приставов, где установили, что кроме основной работы он подрабатывал у индивидуального предпринимателя и получал доход.
Судебным приставом-исполнителем отдела, согласно полученному доходу в ИП, была рассчитана задолженность по алиментам, которая должником оплачена в полном объёме.
Основой обеспечения ребенку всесторонней помощи и поддержки в реализации и защите его прав и законных интересов является содействие в их защите со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, законных представителей, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов.
4.6.1. Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,и граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяет Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На территории Амурской области общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей указанной категории определяются Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По-прежнему актуальной в 2010 году оставалась проблема, касающаяся нарушений прав детей-сирот в сфере обеспечения жильём.
Исходя из анализа обращений, поступивших в адрес уполномоченного, наиболее распространёнными нарушениями были следующие: неисполнение судебных решений о предоставлении детям жилых помещений во внеочередном порядке; закрепление за детьми жилых помещений, в которых зарегистрированы и проживают родители, лишённые родительских прав, или другие родственники, ведущие асоциальный образ жизни; не обеспечение органами местного самоуправления и органами опеки и попечительства сохранности жилого помещения, закреплённого за ребёнком; закрепление жилого помещения, заведомо находящегося в ветхом и непригодном для проживания состоянии, без учёта форм собственности жилья и санитарных норм.