Методы антиинфляционной политики

Введение

 

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ антиинфляционной политики в разрезе экономических реформ, проводимых в ходе перехода от плановой экономике к рыночной.

     В условиях перехода бывших стран СССР на рыночные отношения и их социально-экономических последствий проблемы инфляции и антиинфляционной политики приобрели особую актуальность и значимость. Возникли ситуации и явления, которые раньше были не свойственны нашей экономике или имели второстепенное значение. Инфляция из подавленной и скрытой перешла в открытую форму. А это означает, что бороться с ней становится намного труднее. К антиинфляционной политике предъявляются качественно новые требования. Она должна обладать гибкостью, избирательностью, реагировать не только на проявления инфляции, но и по возможности устранять причины, ее порождающие.

В будущем, несомненно, предстоят новые реформы и что бы избежать грубых ошибок в антиинфляционной политике необходимо анализировать мировой опыт прошлых реформ и закономерностей. Проблема инфляции особо актуальна для России, где сохраняются глубокие структурные диспропорции, высокая зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей и межрегиональное неравенство условий экономической деятельности. Опыт Польши для России важен с точки зрения выработки нестандартных подходов к противодействию нарушениям в денежно-кредитной и финансовой сферах. Модель «шоковой терапии» в Польше оказалась одной из самых успешных антиинфляционных политик в странах бывшего социалистического лагеря, проводилась взвешенно и последовательно, задействованы практически все методы регулирования инфляции и достигнуты наиболее благоприятные экономические результаты.

                 

Инфляция и антиинфляционная политика

Сущность и причины инфляции

     Инфляция - социально-экономическое явление, которое порождается повышением общего уровня цен на товары и услуги, сопровождающееся обесцениванием денежной единицы [7, с.511].

     В буквальном переводе термин «инфляция» означает «вздутие», то есть переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы [4, с. 325].

Инфляция - это повышение общего уровня цен.  Сказанное, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать – это одно из больных мест инфляции то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

К важнейшим причинам инфляции можно отнести:

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.

2. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров, создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.

3. Импортируемая инфляция, т.е. инфляция, провоцируемая внешними факторами, например, значительным притоком в страну иностранной валюты, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

Виды инфляции

     С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

     Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год.

Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются.

Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами.       Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой [7, с.513].

Также различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен, превышающий  текущие производственные возможности.

Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

     Инфляция издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличение зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен.

 

 

Последствия инфляции

 

К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести [4, с. 335]:

1. Перераспределение доходов и богатства. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии.

2. Отставание государственных цен от рыночных. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

3. Дезорганизация хозяйства. Наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса.

4. Обострение товарного голода, подрыв стимула к денежному накоплению, нарушение функционирования денежно-кредитной системы, возрождение бартера.

5. Обесценивание сбережений населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

Методы антиинфляционной политики

     Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

     К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» ме­роприятия монетарной и фискальной политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на от­крытом рынке.

     Кроме ограничения количества денег в обращении государство уменьшает совокупный спрос фискальными методами: ограничением государ­ственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.

     К прямым методам относятся:

     - прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

     - государственное регулирование цен;

     - государственное регулирование заработной платы;

     - государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

     Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы прове­дения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период (градуализм), или проводить резко (шоковая терапия).

    Сторонники концепции градуализма (кейнсианцы) считают, что всеобъемлющая политика по преодолению инфляции должна содержать в себе комплекс мер, включающих и денежно-кредитную политику, и частичное индексирование, и управление совокупным спросом. Управление спросом должно вести к постепенному понижению темпа инфляции, с тем чтобы снижающийся постепенный спрос не привел к существенному росту безработицы. Поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Таким образом спад сокращается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом растет, что приводит в конечном счете к падению цен и сокращению инфляции.

     Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, так же становились дополнительными расходами.

     Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, а финансироваться за счет государственных займов, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

     Ярким образцом градуализма являются реформы в Китае.

      Экономическая концепция, предлагающая радикальный способ борьбы с инфляцией, получила название «шоковая терапия», она основана на идеях «монетаризма». Его родоначальник – Милтон Фридман, считал, что инфляция есть чисто денежный феномен. В концепции монетаристов задействовано два блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.  

     Стимулирование совокупного предложения не должно требовать дополнительных инвестиций, для этой цели рекомендуют продавать все, что можно – ресурсы, информацию и т.д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

     Самое мощное наступление на инфляцию, связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства. Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель – уменьшить количество денег у населения. Сокращения совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

     Также монетаристы предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он станет недоступным и оно разорится. На рынок выходят самые сильные производители, которых производство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

     «Шоковая терапия» применялась во многих странах, таких как Боливия, Израиль, Аргентина. Удачным образцом применения является Польша.

     В экономичес­кой теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от раз­меров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организа­циями, социально-политической обстановки в стране и т. п.

 

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: