Кредитно-денежная политика (КДП) – совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на изменение денежного предложения с целью стабилизации роста совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
В частности, КДП вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов и ограничивает денежное предложение во время инфляции.
Методы КДП делятся на две группы:
- общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом);
- селективные (регулируют конкретные виды кредита).
Общие методы КДП предполагают использование следующих инструментов:
1. Операции на открытом рынке – продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков государственных денежных бумаг и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу (при покупке ценных бумаг денежная масса увеличивается и наоборот).
2. Изменение нормы обязательных банковских резервов. Через изменение денежного мультипликатора (это величина, обратная норме обязательных банковских резервов) Центробанк влияет на возможности кредитной эмиссии коммерческих банков. Повышение нормы банковских резервов ведет к снижению денежного мультипликатора, что ведет к уменьшению возможностей кредитования, и наоборот.
3. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования – ставки, под которую коммерческие банки берут кредиты у Центробанка). Уменьшение учетной ставки поощряет коммерческие банки к дополнительным займам, увеличивая тем самым денежное предложение, и наоборот.
КДП с точки зрения кейнсианцев может быть реализована в двух формах:
- политика дешевых денег – используется при спаде производства. Центробанк покупает облигации, уменьшает резервную норму или понижает учетную ставку. В итоге предложение денег возрастает, падает ставка ссудного процента, возрастают инвестиционные расходы, реальный ВВП возрастает.
- политика дорогих денег – используется в случае высокой инфляции. Центробанк продает облигации, увеличивает резервную норму или повышает учетную ставку. В итоге сокращается денежное предложение, возрастает ставка ссудного процента, снижаются инвестиционные расходы, снижается инфляции.
Селективные методы предполагают:
- контроль по отдельным видам кредитов;
- регулирование риска и ликвидности банковских операций;
- различные ограничения.
Сущность инфляции. Причины и механизм инфляции в рыночной экономике. Измерение инфляции. Кривая Филлипса. Социальные и экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Инфляция – превышение денежной массы над потребностями товарооборота. Инфляция проявляется в росте общего уровня цен и обесценении денег, т.е. снижении их покупательской способности.
Инфляция выражается в длительном неравновесии всех рынков в сторону спроса. При этом рост цен идет неравномерно, происходит ломка ценовых пропорций. Именно это создает ощущение нестабильности, непредсказуемости у потребителей и у предпринимателей, повышается риск любой деятельности, а значит, и требование более высоких прибылей и процентов.
Обесценение денег может происходить в силу различных обстоятельств. Среди основных причин инфляции можно выделить:
- эмиссия денег для погашения бюджетного дефицита и гос.долга;
- ошибочная денежная политика Центрального банка, которая ведет к излишнему денежному предложению;
- высокий уровень непроизводительных расходов государства (военные расходы, расходы на содержание гос.аппарата и др.);
- социальная инфляция, связанная с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы;
- импорт инфляции, связанный с притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что ведет к росту цен на импортные товары;
- монопольное положение производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию, ограничивать объемы производства, «вымывать дешевый ассортимент» и др.;
- отрыв роста зарплаты от роста производительности труда в отдельных отраслях.
Действие всех факторов и причин усиливается инфляционными ожиданиями участников экономических процессов.
Измерение инфляции происходит с помощью индекса цен. Наиболее распространен индекс потребительских цен.
Существуют различные классификации видов инфляции.
В зависимости от темпов инфляции различают:
- умеренную (ползучую) – до 10% в год (покупательная способность денег меняется незначительно, риск сделок в текущих ценах невелик);
- галопирующую – до 200% в год (большинство сделок привязываются к иностранной валюте);
- гиперинфляцию – до 50% в месяц (количество денег в обращении и цены растут астрономическими темпами; деньги перестают выполнять свои функции).
В зависимости от соотношения роста цен по различным товарным группам:
- сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга неизменны);
- несбалансированная.
В зависимости от предсказуемости:
- ожидаемая (прогнозируемая);
- неожидаемая.
По формам проявления:
- открытая (явная) – проявляется в повышении среднего уровня цен;
- скрытая (подавленная) – проявляется в возникновении товарного дефицита, развитии черного рынка, искусственное ограничение потребления. Измеряется уровнем товарных запасов, временем ожидания в очередях и т.д.
Открытая инфляция бывает 2 видов:
- Инфляция спроса (Совокупный спрос увеличивается быстрее, чем производство потенциальных товаров. В результате потребители начинают конкурировать за ограниченный объем, стимулируя тем самым повышение цен. По мере расширения производства сокращается безработица, рабочая сила становится все более редким ресурсом, з/п повышается и инфляционный процесс ускоряется.)
- Инфляция предложения (Рост цен на факторы производства приводит к увеличению издержек на единицу продукции. В итоге сокращается прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при данном уровне цен. Уменьшение предложения приводит к росту цен.)
Социально-экономические последствия инфляции:
- перераспределение доходов и богатства;
- нестабильность и недостаточность экономической информации (все труднее становится принимать обоснованные решения, стимулы к предпринимательской деятельности снижаются);
- ускоренная материализация денежных средств;
- снижение реальной процентной ставки;
- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги (прогрессивное налогообложение автоматически отнимает все большую часть возрастающих номинальных доходов);
- отставание цен госпредприятий от рыночных цен (в гос.секторе издержки и цены пересматриваются и утверждаются достаточно редко, и не могут поспеть за инфляцией);
- снижение возможности технического развития предприятий (фонд амортизации дешевеет быстрее, чем это необходимо для замены и обновления оборудования).
Кривая Филлипса иллюстрирует обратную связь между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
годовые
темпы
инф-ции
%
Уровень безработицы %
Данная зависимость соблюдается в том случае, если безработица не выходит за пределы естественного уровня.
Со временем кривая Филипса стала не соответствовать реальной ситуации, т.к. взаимосвязь между инфляцией и безработицей стала более сложной.
Правительство в развитой экономике в процессе регулирования экономического роста рассматривает борьбу с безработицей и борьбу с инфляцией как противоположные цели.
Антиинфляционная политика может быть активной и адаптивной.
Активная направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная политика направлена на приспособленность к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Различают антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.
Антиинфляционная стратегия включает в себя цели и методы долговременного характера и вырабатывается в соответствии с глубокими причинами инфляции в данной стране.
Для России это:
- формирование цивилизованного рыночного механизма;
- структура производства, в т.ч. доля ВПК;
- монополизм;
- развитие банковской системы, укрепление роли ЦБ;
- дефицит и др.
Антиинфляционная тактика включает в себя все действия, которые могут сократить разрыв между спросом и предложением:
1. добавочное предложение (возможные варианты):
- государственная поддержка повышения товарности в экономике (новые и побочные продукты и услуги, коммерческая информация др.);
- формирование новых рынков – недвижимости, информации (не создает повторного спроса, т.к. не исчезает в потреблении);
- приватизация гос. собственности (продажа земли, предприятий и др.);
- добавочный потребительский экспорт, реализация гос. стратегических запасов и др.
2. снижение текущего спроса:
- повышение ставки процента по вкладам, гос. облигациям и т.п. (уменьшает количество денег в обращении);
- денежная реформа конфискационного типа (только при гиперинфляции).
3. повышение курса национальной валюты (стимулирует импорт, что ведет к снижению цен на внутреннем рынке).
Для более эффективного действия всех антиинфляционных мер необходимо гашение инфляционных ожиданий всех участников экономических процессов.