Социально-педагогические принципы системы физического воспитания

    В системе образования под принципом понимают «руководящее положение», «основное прави­ло», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели.

    Принципы, отражающие идейные основы системы вос­питания и образования - общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматрива­ют использование социальных факторов для обеспечения направленного всестороннего гар­монического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

   Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспи­тания в процессе физического воспитания, обеспечивают наибольший оз­доровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хо­рошей общей работоспособности.

    Также имеют место общепедаго­гические принципы, отражающие основные закономерности обу­чения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.

Кроме того имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд спе­цифических закономерностей физического воспитания, и выте­кающие из них правила его системного построения»

Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.  

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ

Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность имеет свое специфическое выражение. Можно вывести следующие конкретизирующие положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.     

ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:

1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;

2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

Можно сделать вывод, что смысл этого принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

 Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих принципов физического воспитания сводится к следующему:

во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);

в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике.

Общеметодические принципы это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния. Систематическое воздействие физическими упражнениями на человека успешен, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, рекомендации, сделанные из сопос­тавления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания.

Принцип сознательности и активности

Назначение его состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Сознательность— способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой созна­тельности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

От преподавателя во многом зависит создание веских мотивов и высоких це­лей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспи­танников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом. Мастерство преподавателя зак­лючается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания.. Эффективность зависит от приученности занимающихся анализировать свои действия. Методы достижения: словесный разбор, анализ и самоанализ выполняе­мых действий.

Активность— это мера или величина проявляемой человеком  деятельности, степень его включения в работу. Активность человека является фактором, за­висящим от сознания. При этом сознание направляет и регулиру­ет деятельность посредством таких категорий, как знание, моти­вация, потребности, интересы и цели. Требования:

1)Постановка цели и задач занятия и их осознание.

2) Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.

3) Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.

4) Воспитание инициативы и самостоятельности.

Повышению сознательности и активности способствует при­менение преподавателем таких приемов: кон­троль и оценка действий занимающихся, направлений внима­ния на анализ выполнения движений, обучения самоконтролю за своими действиями, иллю­страция заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, идеомоторная тренировка, беседа по разбору техники.                 

Принцип наглядности

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность бывает в  зрительной, звуковой и дви­гательной формах.

Зрительная наглядность(демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных ви­деофильмов и др.) содействует уточнению про­странственных и пространственно-временных характеристик дви­жений.

Звуковая наглядность(в виде различных звуковых сигналов) имеет значение в уточнении временных и рит­мических характеристик двигательных актов.

Двигательная наглядностьявляется наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение велико при освоении сложнейших движений, когда ведущим мето­дом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность ее в обес­печении возможности ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации - требование оптимального соответствия задач, средств и методов возможностям зани­мающихся. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня развития занимающихся, от их установки - преднамеренного, це­леустремленного и волевого поведения. Назначение принципа:

1) обеспечить условия для развития и совершенствования,

2) исключить негативные нагрузки и задания.

Критерии для определения доступных нагрузок и заданий:

1) объективные показатели: показатели здоровья, показатели тренированности;

2) субъективные показатели (сон, аппетит).

Доступность задач, средств и методов делят на группы.

1)общие особенности данного контингента занимающихся.

2) индивидуальные особенности каждого человека.

3) группа дина­мика общих и индивидуальных изменений в процессе физическо­го воспитания.

4)особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

 Оценка их доступности складывается из оценки их как таковых, и из сопоставления этой оценки с общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике, так как общие и индивидуальные особенности занимающихся посто­янно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, сте­пень доступности того или иного задания и требования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: