Проблемы и основные пути организации

Профессионально-трудового обучения учащихся

С интеллектуальной недостаточностью

Рязанова И.Н.,

гл. методист отдела специального (коррекционного)

образования ХК ИРО

В последнее время трудовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью вышла на качественно новый уровень. Выбор эффективных путей организации профессионально-трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, а также общеобразовательных школах позволит повысить овладение ими трудовыми навыками. Основные результаты профессионально-трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в отношении их достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития должны обеспечивать реальные возможности учащихся для овладения знаниями по одной или нескольким профессиям, достаточно успешному их обучению в профессиональном училище (ПУ), приобретению рабочей профессии, дальнейшему трудоустройству и жизнеустройству.

Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, затрудняющих трудоустройство молодых людей, имеющих интеллектуальную недостаточность.К ним относятся: ограниченный круг предлагаемых трудовых профилей, рекомендованных для данной категории учащихся в школах-интернатах, профессиональных училищах, неразработанность программ по трудовому обучению (для 5-9 классов) или их неактуальность на современном этапе, особенно для учащихся со сложной структурой дефекта (сочетание слуховых, зрительных, двигательных нарушений с интеллектуальными). В силу определённых отклонений в личностном, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии выпускникам свойственна психологическая неготовность  к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствие у них ясной жизненной перспективы (одна из причин – социальная незащищённость); неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей.

Учитывая названные проблемы и сложившуюся социальную ситуацию в крае с дальнейшим обучением и трудоустройством выпускников с интеллектуальной недостаточностью, важно уделить особое внимание организации в специальных (коррекционных) школах-интернатах, общеобразовательных школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, профессионально-трудового обучения, нацеленного на подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства.

В соответствии с данной целью администрации, социальному педагогу, педагогу-психологу, учителям трудового обучения образовательного учреждения важно решать следующие задачи:

n изучать перечень востребованных на рынке труда рабочих профессий;

n расширить количество профилей профессионально-трудового обучения по рабочим профессиям, востребованным на современным рынке труда;

n изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;

n готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения;

n формировать трудовые навыки и умения;  

n содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников;

n решать некоторые личностные проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Пути организации профессионально-трудового обучения учащихся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: