Понятие сенсорного развития в психологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…..….3

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Понятие сенсорного развития в психологии………………………5

1.2. Особенности сенсорного развития………………………………..11

1.3. Роль сенсорного развития в когнитивном развитии человека….15

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАНЕГО ДЕТСТВО ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

 2.1.Психические особенности детей раннего возраста………………20

 2.2.Основы сенсорного развития раннего возраста………………….31

РАЗДЕЛ 3. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАНЕГО ДЕТСТВА

3.1.Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста………49

3.2.Ход и проведение сенсорного развития детей раннего возраста...55

3.3.Сравнительный анализ результатов исследования……………….61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..63

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….…65

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..67

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование пол­ноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетиче­ского воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для даль­нейшего нервно-психического развития и всестороннего воспита­ния дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной  психологии и педагогики, на всех этапах ее разви­тия, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики (Я.А. Коменский,         Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами пред­метов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы нашей курсовой работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Цель исследования – изучить и апробировать методику  сенсорного развития детей раннего возраста.

Объект исследования - процесс сенсорного развития у детей раннего возраста.

Предмет исследования - психологические особенности сенсорного развития.

Задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.

- Провести экспериментальную работу и выявить условия сенсорного  развития детей раннего возраста.

  Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего возраста будет более эффективна при следующих условиях:

- создания благоприятной развивающей среды;

- использования разнообразных методов сенсорного развития личности ребенка.

В данном исследовании использовались следующие методы: наблюдение за детьми, и их обследование, с целью определения уровня сенсорного развития;  психолого-педагогический эксперимент, с целью, апробации методики  сенсорного развития детей раннего возраста.

Курсовая работа состоит из введения, основной части: теоретической и экспериментальной, заключения, списка литературы, приложения.

Экспериментальная база ДУЗ №60 города Симферополя.

Время проведения с 1 января по 15 марта 2010 года. В эксперименте участвовало две первых младших группы: контрольная и экспериментальная, два воспитателя и методист дошкольного учреждения.

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Понятие сенсорного развития в психологии

Сенсорное развитие –  развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве)[9,456].

Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю­щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре­чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му­зыкального слуха.

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо­лодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений [27, 59].

 В ус­ловиях целенаправленной содержательной деятельности развитие ощущений и восприятий происходит успешнее, так как не только создаются благоприятные условия для этого, но и появляется по­требность в овладении звуком, цветом, формой, пространственны­ми ориентировками. Прежде чем нарисовать какой-то предмет, надо вычленить его форму, установить ее сходство с определен­ной геометрической фигурой; для того чтобы поиграть в веселую музыкальную игру, надо вслушаться в музыку, уловить мелодию, или силу звучания, или высоту звуков.

Для определения свойств и качеств  предметов детей учат об­следовать их. Обследование — это специально организованное восприятие для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся последовательно выделять форму, величину, пространственные отношения, цвет.

Одна из задач сенсорного развития — формирование у человека представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цве­та, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), раз­личная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначения­ми, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотно­сит встречающиеся ему предметы с эталонами и называет цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их. Обучение обследованию производится с учетом возраста де­тей: младшим даются предметы, более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; мелодии простые, с контрастной силой звучания, высо­той звуков, темпом исполнения разных частей. Старшие дети рассматривают и анализируют все окружающие их предметы, вы­деляют большое количество свойств и качеств (цвет, форму, вес, твердость, фактуру материала и др.); для определения характера произведения им даются более сложные мелодии, ритмические рисунки, менее заметные переходы от одного темпа к другому, что заставляет детей вслушиваться в исполнение музыкального произведения [8, 57].

Дети, с которыми последовательно проводится работа по обучению обследованию, выделяют и называют большее количе­ство признаков обследуемых объектов. Это и есть та аналитиче­ская деятельность ребенка, которая позволяет ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать их сущест­венные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.

Начальные этапы познания обеспечиваются воспитания процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окру­жающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечива­ют отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в до­школьном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздра­жителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слу­ховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает ха­рактер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоря­ют распознавание, накопление новых чувственных данных, спо­собствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы.Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувствен­ного познания [30, 128].

Конкретное определение содержания и методов сенсорного развития в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии. Решающее значение при этом имеют две взаимосвязанные проблемы: что в восприятии является «выученным», приобретенным в результате опыта и как происходит это «выучивание».

В психологии выделяют ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии [27,165].

Первое положение. В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. При первичном различении объектов ребенок первого полугодия жизни еще не выделяет особенностей объектов. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.

Второе положение. Развитие восприятия у человека рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование подвлиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Что же включает социальный сенсорный опыт и что осваивает ребенок?

Прежде всего ребенок осваивает систему перцептивных дейст­вий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечи­вающих адекватное познание окружающего. Восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцеп­тивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваи­ваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

Поначалу для выделения того или иного предметного качества перцептивное действие имеет развернутый характер, ярко выра­женный и наблюдаемый. А затем, по мере накопления сенсорного опыта, перцептивные действия свертываются, некоторые из них постепенно переходят в зрительный план, хотя при затруднениях в восприятии они могут снова приобрести развернутый характер [18,98].

Каждый человек в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей дей­ствительности и для систематизации своего сенсорного опыта.

Под эталонами понимаются нормативные значения свойств, выделенные в процессе общественно-исторической практики чело­века. В результате многовековой производственной, научной, ху­дожественной деятельности человечество выделило в многообра­зии свойств воспринимаемой действительности системы сенсорных качеств, наиболее значимых в той или иной деятельности: систему геометрических форм, цветов, величин, материалов, систему зву­ков по высоте, нормы звукопроизношения в речи, систему напра­влений и т. д. Все эти важнейшие качества получили и словесные обозначения, названия: цвета спектра, объемные и плоскостные геометрические фигуры, меры длины, веса, материалы и т. п.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного дет­ства, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать, получаемые им представления о свойствах предметов.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существен­ное значение для непосредственного двигательного приспособле­ния, — некоторые особенности формы, величину предметов, рас­стояние и т. д.

Второй период длится в среднем до пяти лет. Ребенок поль­зуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предме­тов соотносятся к определенным предметам. Так, овал опреде­ляется через форму огурца (как огурчик).

Усвоение же систем общепринятых эталонов происходит в воз­расте пяти лет и старше — третий период, когда на основе накопления многообразного опыта, его обобщения под руководством взрослого эталонное значение для ребенка начинают приобретать сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Овладение системами перцептивных (обследовательских) дей­ствий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимо­связи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают вы­деление различных свойств, которые затем обобщаются и приоб­ретают эталонное значение. С другой — овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщен­ными, свернутыми и целенаправленными.

Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружаю­щего, формирования расчлененных и полных представлений.

Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов.

Психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем — с более сложными деятельностями: изобрази­тельной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной.

Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия этало­нов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основа­ми, поэтому совершенствование любой деятельности будет зави­сеть от уровня развития сенсорных процессов [18,54].

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: