История 20 века в Европейском измерении

 

Наряду с региональными программами Россия принимала участие наравне с другими странами членами Совета Европы в проектах, организованных в рамках многостороннего сотрудничества, таких как  «Изучение и преподавание истории Европы 20го века». Причины особой актуальности данного проекта для российского школьного исторического образования совершенно очевидны. Непредвзятое, всестороннее рассмотрение отечественной истории как составной части истории всего европейского континента и мира в целом является необходимым условием для  преодоления глубоко укорененных стереотипов.

 

В связи с этим особое значение приобрел методологический подход, избранный участниками проекта: сосредоточить внимание не на событийной истории отдельных стран, а на процессах и явлениях, имевших общий характер и породивших такие наднациональные (международные) социально-политические феномены, как первая и вторая мировые войны, тоталитаризм, «холодная война», современная интеграция Европы и др. Такой подход дал возможность соотнесения внутри- и межгосударственных контекстов с мегатрендами европейских и мировых экономических, демографических, социальных и многих других процессов, которые не могут найти адекватной исторической интерпретации только на национальном уровне.

 

Для российской стороны этот подход был особенно продуктивен, поскольку у нас школьный курс истории традиционно состоит из двух параллельных составляющих – отечественной истории и всеобщей истории, что объективно затрудняет изучение многих событий «своей» истории не в качестве «самоценных» фактов, а как частных, специфических проявлений универсальных общеевропейских и мировых процессов.

 

В этом отношении весьма продуктивным оказался принцип мультиперспективности, подтвердивший свою эффективность и при анализе сложных исторических явлений 20 века. Особенно наглядно его преимущество проявилось при анализе причин мировых войн, генезис которых в огромной степени определялся противоречивыми стратегическими (геополитическими) и тактическими интересами «великих держав» и амбициями и их лидеров.

 

Опыт участия в семинарах проекта «Изучение и преподавание истории Европы 20го века» позволил существенно продвинуться в понимании проблемы учебника истории нового поколения, которая приобретает все большую актуальность для современной российской образовательной политики. Знакомство с Европейскими аналогами, рассматривающими узловые события этого сложнейшего периода с позиций мультиперспективности, стимулировало тенденцию к сокращению авторского текста и к интенсивному включению в содержание учебников фрагментов разнообразных источников, отражающих противоречивые позиции участников, свидетелей и исследователей того или иного события. Особенно вдохновляющие результаты такой подход обещает дать при использовании в учебной практике так называемых «электронных» пособий, разработка которых в России уже началась.

 

Следует отметить, что круг вопросов преподавания истории в школе, обсуждавшихся на семинарах педагогов в Российской Федерации, имел много точек соприкосновения с приоритетными темами общеевропейских образовательных проектов. В этом отношении можно сослаться на фундаментальную работу Роберта Страдлинга «Преподавание истории Европы 20го столетия» изданное Советом Европы. В ней рассмотрен ряд тем, представляющих особый интерес для преподавания истории в российских школах. При этом речь идет как о содержании исторического материала, так и о применяемых методологических и дидактических подходах. В числе таких актуальных вопросов:

 

· формирование целостных исторических представлений - на основе восприятия исторических событий в широком хронологическом и логическом контексте, соотнесения «уровней» региональной - национальной (истории страны) - европейской - всемирной истории;

 

· рассмотрение поворотных, драматических событий и «чувствительных» вопросов истории (в особенности - истории 20 века);

 

· раскрытие в преподавании истории неоднозначности (множественности) взглядов на общественные события и явления; включение учащихся в оценочную деятельность исторических процессов;

 

· применение проблемного подхода (проблемных задач) при изучении истории;

 

· использование широкого круга исторических источников и учебных материалов; развитие у учащихся умений анализа и критики источников, навыков работы с исторической информацией.

 

Названные вопросы активно обсуждались на семинарах российских учителей. А возможность сопоставить свои подходы с опытом многих европейских стран, осмыслить их в общем контексте значительно расширила перспективы эффективных практических решений.  Этому также способствовал и тот факт, что вышеупомянутое издание было переведено на русский язык.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: