Использование Российской Федерацией опыта участия в международных проектах Совета Европы

 

Как уже отмечалось, теоретический и практический опыт, накопленный в ходе реализации рассмотренных проектов, весьма актуален с точки зрения перспектив развития российского школьного исторического образования. Его значение становится особенно ценным, если рассматривать это образование как инструмент подготовки новых поколений к жизни в мире, который в каждой своей точке становится все более многонациональным и поликультурным. Колоссальный рост эмиграционных потоков, складывание новых рынков труда, интенсивно развивающаяся академическая мобильность – эти и многие другие факторы выводят школьную историю из ряда обычных, чисто учебных предметов и придают ей статус социокультурного феномена, совершенно исключительного по своей созидательной (или, напротив, разрушительной) силе. 

 

Особую роль школьная история приобретает в современных российских условиях, характеризующихся, как известно, разнообразными и глубокими социальными процессами.

 

В этом контексте полученный опыт ценен прежде всего именно как возможность знакомства с опытом Совета Европы и тех стран, которые столкнулись с подобными проблемами раньше России и успели выработать в школьной исторической политике подходы, представляющие общий интерес. Наука управления справедливо утверждает, что опыт неотчуждаем от своего носителя, а потому непереносим. Но переносимы принципы, концептуальные основания, которые оказались адекватными для деятельности в схожих ситуациях. С этой точки зрения можно зафиксировать ряд важных моментов, которые представляются универсальными:

 

Коллективное обсуждение при постановке проблемы и мониторинг проекта

 

Развитие всех рассмотренных проектов показывает, что сразу после «вброса идеи» начиналось ее разностороннее обсуждение – и именно в ходе этого обсуждения, принимавшего вид «мозгового штурма», возникал коллектив единомышленников, из которого самопроизвольно формировалась команда будущих исполнителей – наиболее креативных лиц, обладающих необходимыми для данной работы компетенциями. При этом крайне важно подчеркнуть, что и в первоначальном обсуждении, и на всех последующих этапах работы принимали участие люди, относящиеся к самых разным уровням и сегментам управления, науки, преподавания. За общим столом пленарных заседаний и в рабочих группах на равных сходились министры и учителя, ученые и методисты, авторы учебников и руководители департаментов, издатели и даже школьники. Открытость, взаимное доверие, общая цель, чувство единой команды, партнерство, исключающее иерархичность отношений – вот та атмосфера, которая обеспечивала высочайший творческий тонус обсуждений и желание получить наилучший результат. По словам самих участников можно утверждать, что такой состав «команд» был в их практике впервые – и тем более высокую оценку заслуживает подобный неформальный «механизм» рождения проектов и управления ими.

 

Развитие образовательного процесса на международном уровне

 

Из анализа проектов видно, что они никогда не становились самоцелью: их образовательный потенциал не только не замыкался на их собственном внутреннем содержании, но всегда предполагал позитивное влияние на развитие национальных систем школьного исторического образования стран-участниц. Появление международных учебных пособий, рассчитанных на прямое применение на уроках по отечественной и всеобщей истории – безусловно, новое слово в мировой образовательной практике. При этом особо важно, что эти пособия созданы не «кем-то внешним», – нет, они написаны «своими», в парадигме «своей» образовательной системы, но одновременно содержат некие «модули перехода» в образовательные системы других стран, объединенных общей исторической памятью и общим историческим будущим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: