Исходя из общих целей и задач предметно-специальной педагогической практики преподавателям-практикантам в своей деятельности целесообразно ориентироваться на 5 основных этапов: 1. Ознакомительный этап;
2. Диагностический этап;
3. Профессионально — деятельностный этап;
4. Аналитический этап;
5. Рефлексивно - аналитический этап.
Ознакомительный этап (2-3 дня) предусматривает подготовку преподавателей - практикантов к собственной учебно-педагогической деятельности и включает:
- изучение студентами - практикантами в ходе установочных занятий диагностических методик исследования учебной деятельности учащихся в процессе обучения философии и философских дисциплин;
- знакомство с целями и профессиональными задачами педагогической практики на установочной конференции;
- проведение бесед с администрацией, преподавателем - методистом, педагогами БОУ для знакомства с традициями, основными направлениями работы, проблемами, перспективами развития;
- изучение планов учебно-воспитательной работы БОУ;
- ознакомление с реализуемыми в данном учебном заведении программами философского цикла дисциплин;
- планирование микроисследований и составление графика посещения учебных занятий общего гуманитарного и философско культурологического циклов;
- составление, на основе содержания программ и календарно -тематического годового плана занятий в БОУ, календарно тематического плана занятий по философии и дисциплинам философского цикла, проведение которых поручается преподавателю - практиканту, и графика посещения учебных занятий;
- разработка плана воспитательной работы с учащимися одной из групп БОУ;
- заполнение индивидуального календарно - тематического плана практики.
Диагностический этап (начинается со второй недели практики и продолжается до ее окончания) охватывает:
- проведение психолого-педагогических микроисследований мотивации учения, уровня интеллектуального развития учащихся и взаимоотношений в группе, с применением различных форм и методов психологической диагностики;
- осуществление психолого-педагогических микроисследований различных форм совместной деятельности преподавателя и учащихся, методов и приемов работы преподавателя философии, содержательности, доступности и развивающего потенциала философской информации, методов активизации учащихся, эффективности отдельного учебного занятия;
- посещение учебных занятий, наблюдение реального педагогического процесса и анализ компонентов деятельности преподавателя:
• методов мотивации учения и обеспечения принятия учащимися, учебных целей и задач;
• методов управления деятельностью учащихся в процессе занятий, приемов повышения эффективности используемых методов;
• стиля поведения и манеры общения с обучаемыми, их соответствие требованиям педагогической этики;
• отдельных видов деятельности преподавателя и учащихся, взаимосвязи содержания отдельных частей учебного занятия, планирования учебного времени;
• содержания учебного материала и его соответствия возрастным возможностям учащихся, целям и задачам учебного занятия.
- определение зоны ближайшего развития на основе оценки интеллектуальных параметров своей деятельности к работе в качестве преподавателя философии.
Профессионально - деятельностный этап (вторая - шестая недели практики) включает:
- изучение правовых аспектов профессиональной деятельности преподавателя философии в ходе знакомства с правоустанавливающими и нормативными документами;
выполнение студентом - практикантом в полном объеме профессиональных обязанностей преподавателя философии;
- ознакомление с системой, реальными условиями и состоянием работы по философскому образованию и воспитанию в БОУ;
- разработку, на основе программ учебных дисциплин БОУ и самостоятельно подобранной литературы, программы завершенных циклов учебных занятий, предполагающих:
• подготовку и проведение пробных лекции, семинарских занятий, консультаций и других видов и форм занятий и оценки уровня знании учащихся (тестов, зачетных занятий, контрольных работ и др.);
• применение различных способов построения учебного занятия по
философии, различного рода рассуждений, форм публичной речи, аргументации, ведение дискуссий и полемики в процессе преподавания философии и дисциплин философского цикла;
• адаптацию полученных в университете теоретических и эмпирических знаний до целесообразного уровня сложности и трудности учебного материала;
• проектирование содержания учебной деятельности с учетом специфики среднего специального учебного заведения или вуза, а также с учетом особенностей учебной группы;
• прогнозирование возможных затруднений в освоении содержания отдельных тем курса;
• использование научной, справочной, учебно-методической и др. литературы при подготовке к учебным занятиям, обеспечении и организации самостоятельной работы учащихся.
- организация и проведение не менее 4-х семинарских (практических) учебных занятий по философии и философским дисциплинам;
- разработка теоретического материала пробной лекции по философии;
- разработка сценариев и проведение отдельных мероприятий в рамках внеклассной работы по предмету (музейное занятие, экскурсия, дискуссия, диспут и т.п.);
- применение методов преодоления стрессогенных состояний в работе с учащимися в группах, закрепленных за студентами - практикантами.
В рамках основного этапа педагогической практики студентов предусматривается организация их самостоятельной работы, как специфического вида деятельности, целью которой является формирование самостоятельности как черты личности преподавателя-практиканта. Самостоятельная работа студента связана с проявлением значительных волевых усилий и принятием на себя внутренней ответственности за свое обучение.
Самостоятельная работа преподавателя-практиканта должна способствовать формированию у него алгоритма профессиональной деятельности преподавателя философии.
В качестве внеаудиторных форм самостоятельной работы рассматриваются:
- работа студента в библиотеке, читальном зале; - знакомство и изучение разнообразных информационных
источников;
- работа с видео-аудио техникой;
- работа с компьютерными технологиями;
- работа в учебных и учебно-методических кабинетах кафедр;
- посещение и ознакомление с деятельностью различного рода структур
городского и районных комитетов образования.
Аналитический этап охватывает выполнение ряда профессиональных задач: - анализ результативности форм совместной деятельности
преподавателя и учащихся
- анализ соответствия содержания философских учебных дисциплин,
изучаемых в университете, структуре и содержанию учебной дисциплины БОУ;
- выявление и анализ условий повышения результативности взаимодействий учащихся и преподавателя философии в ходе урока;
- анализ студентами — практикантами собственной деятельности и оценка ее педагогической значимости;
- анализ студентами - практикантами интеллектуальных параметров своей деятельности, собственных психотипологических и экстравертивных качеств.
Рефлексивно - аналитический этап (последняя неделя практики):
- подведение итогов педагогической практики;
- самооценка деятельности во время практики;
- оформление отчетной документации по практике;
- сдача документации групповому руководителю;
- участие в итоговой конференции.
Диагностический, профессионально - деятельностный и аналитический этапы педагогической практики проходят одновременно.