Организация педагогической практики

 

Исходя из общих целей и задач предметно-специальной педагогической практики преподавателям-практикантам в своей деятельности целесообразно ориентироваться на 5 основных этапов: 1. Ознакомительный этап;

2. Диагностический этап;

3. Профессионально — деятельностный этап;

4. Аналитический этап;

5. Рефлексивно - аналитический этап.

Ознакомительный этап (2-3 дня) предусматривает подготовку преподавателей - практикантов к собственной учебно-педагогической деятельности и включает:

- изучение студентами - практикантами в ходе установочных занятий диагностических методик исследования учебной деятельности учащихся в процессе обучения философии и философских дисциплин;

- знакомство с целями и профессиональными задачами педагогической практики на установочной конференции;

- проведение бесед с администрацией, преподавателем - методистом, педагогами БОУ для знакомства с традициями, основными направлениями работы, проблемами, перспективами развития;

- изучение планов учебно-воспитательной работы БОУ;

- ознакомление с реализуемыми в данном учебном заведении программами философского цикла дисциплин;

- планирование микроисследований и составление графика посещения учебных занятий общего гуманитарного и философско культурологического циклов;

- составление, на основе содержания программ и календарно -тематического годового плана занятий в БОУ, календарно тематического плана занятий по философии и дисциплинам философского цикла, проведение которых поручается преподавателю - практиканту, и графика посещения учебных занятий;

- разработка плана воспитательной работы с учащимися одной из групп БОУ;

- заполнение индивидуального календарно - тематического плана практики.

Диагностический этап (начинается со второй недели практики и продолжается до ее окончания) охватывает:

- проведение психолого-педагогических микроисследований мотивации учения, уровня интеллектуального развития учащихся и взаимоотношений в группе, с применением различных форм и методов психологической диагностики;

- осуществление психолого-педагогических микроисследований различных форм совместной деятельности преподавателя и учащихся, методов и приемов работы преподавателя философии, содержательности, доступности и развивающего потенциала философской информации, методов активизации учащихся, эффективности отдельного учебного занятия;

- посещение учебных занятий, наблюдение реального педагогического процесса и анализ компонентов деятельности преподавателя:

• методов мотивации учения и обеспечения принятия учащимися, учебных целей и задач;

• методов управления деятельностью учащихся в процессе занятий, приемов повышения эффективности используемых методов;

• стиля поведения и манеры общения с обучаемыми, их соответствие требованиям педагогической этики;

• отдельных видов деятельности преподавателя и учащихся, взаимосвязи содержания отдельных частей учебного занятия, планирования учебного времени;

• содержания учебного материала и его соответствия возрастным возможностям учащихся, целям и задачам учебного занятия.

- определение зоны ближайшего развития на основе оценки интеллектуальных параметров своей деятельности к работе в качестве преподавателя философии.

Профессионально - деятельностный этап (вторая - шестая недели практики) включает:

- изучение правовых аспектов профессиональной деятельности преподавателя философии в ходе знакомства с правоустанавливающими и нормативными документами;

выполнение студентом - практикантом в   полном объеме профессиональных обязанностей преподавателя философии;

- ознакомление с системой, реальными условиями и состоянием работы по философскому образованию и воспитанию в БОУ;

- разработку, на основе программ учебных дисциплин БОУ и самостоятельно подобранной литературы, программы завершенных циклов учебных занятий, предполагающих:

• подготовку и проведение пробных лекции, семинарских занятий, консультаций и других видов и форм занятий и оценки уровня знании учащихся (тестов, зачетных занятий, контрольных работ и др.);

• применение различных способов построения учебного занятия по

философии, различного рода рассуждений, форм публичной речи, аргументации, ведение дискуссий и полемики в процессе преподавания философии и дисциплин философского цикла;

• адаптацию полученных в университете теоретических и эмпирических знаний до целесообразного уровня сложности и трудности учебного материала;

• проектирование содержания учебной деятельности с учетом специфики среднего специального учебного заведения или вуза, а также с учетом особенностей учебной группы;

• прогнозирование возможных затруднений в освоении содержания отдельных тем курса;

• использование научной, справочной, учебно-методической и др. литературы при подготовке к учебным занятиям, обеспечении и организации самостоятельной работы учащихся.

- организация и проведение не менее 4-х семинарских (практических) учебных занятий по философии и философским дисциплинам;

- разработка теоретического материала пробной лекции по философии;

- разработка сценариев и проведение отдельных мероприятий в рамках внеклассной работы по предмету (музейное занятие, экскурсия, дискуссия, диспут и т.п.);

- применение методов преодоления стрессогенных состояний в работе с учащимися в группах, закрепленных за студентами - практикантами.

В рамках основного этапа педагогической практики студентов предусматривается организация их самостоятельной работы, как специфического вида деятельности, целью которой является формирование самостоятельности как черты личности преподавателя-практиканта. Самостоятельная работа студента связана с проявлением значительных волевых усилий и принятием на себя внутренней ответственности за свое обучение.

Самостоятельная работа преподавателя-практиканта должна способствовать формированию у него алгоритма профессиональной деятельности преподавателя философии.

В качестве внеаудиторных форм самостоятельной работы рассматриваются:

- работа студента в библиотеке, читальном зале;                                                                                                                                                                                                                                                                          - знакомство и изучение разнообразных информационных

источников;

- работа с видео-аудио техникой;

- работа с компьютерными технологиями;

- работа в учебных и учебно-методических кабинетах кафедр;

- посещение и ознакомление с деятельностью различного рода структур

городского и районных комитетов образования.

Аналитический этап охватывает выполнение ряда профессиональных задач:                                                                                                                                                                                                                                                                                              - анализ результативности форм совместной деятельности

преподавателя и учащихся

- анализ соответствия содержания философских учебных дисциплин,

изучаемых в университете, структуре и содержанию учебной дисциплины БОУ;

- выявление и анализ условий повышения результативности взаимодействий учащихся и преподавателя философии в ходе урока;

- анализ студентами — практикантами собственной деятельности и оценка ее педагогической значимости;

- анализ студентами - практикантами интеллектуальных параметров своей деятельности, собственных психотипологических и экстравертивных качеств.

Рефлексивно - аналитический этап (последняя неделя практики):

- подведение итогов педагогической практики;

- самооценка деятельности во время практики;

- оформление отчетной документации по практике;

- сдача документации групповому руководителю;

- участие в итоговой конференции.

Диагностический, профессионально - деятельностный и аналитический этапы педагогической практики проходят одновременно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: