Методические рекомендации к анализу посещенных занятий

 

Впроцессе педагогической практики студент должен посетить и проанализировать определенное количество занятий, проведенных преподавателями-практикантами и ведущими педагогами образовательного учреждения.

Данная деятельность призвана развить аналитические и исследовательские способности студентов в процессе освоения реального образовательного процесса через изучение особенностей методической, научной и воспитательной работы конкретного педагога, исследование деятельности реального образовательного учреждения.

 

Стадии анализа занятия.

 

Подготовка к посещению занятия - предполагает знакомство с учебной программой курса, местом темы конкретного занятия в данной образовательной программе. Формулировку вопросов к преподавателю. Составление схемы наблюдения занятия.

Посещение занятия - наблюдение учебного процесса, заполнение листа наблюдения. Формулирование конкретных вопросов к преподавателю. Практический анализ учебного процесса.

Анализ занятия - осуществляется в различных формах: краткий, структурный, аспектный, полный и включает:

- определение типа занятия по его структуре (изучение нового «

материала; закрепление и развитие знаний, умений, навыков; формирование

умений и навыков; повторение; проверки занятий; применение знаний, умений и навыков; комбинированное занятие);

- определение целесообразности распределения учебного времени на занятии с учетомего целей и задач;

- анализ целей занятия - обоснованность постановки учебных и воспитательных целей и общей структуры занятия, теоретических, методических материалов, используемых преподавателем для раскрытия конкретной темы;

- определение эффективности использования наглядных пособий, дидактических материалов, технических средств обучения;.

- анализ содержания теоретического материала учебных вопросов, его соответствие образовательной программе;

- определение общей мотивационной оценки занятия, оптимальности и эффективности действий преподавателя;

- изучение соответствия содержания занятия психолого-возрастным особенностям обучающихся;

- определение характера и успешности методических приемов, применяемых педагогом;

- оценку культуры общения преподавателя и студентов, уровня морально-психологического климата в коллективе (дисциплина, способы поддержания учебнойдисциплины);

- оценку работы и вовлеченности студенческого коллектива в учебный процесс, уровня заинтересованности, активности обучаемых на различных этапах занятия;

- выяснение способов и методов организации индивидуальной, групповой, самостоятельной работы обучаемых на занятии;

- изучение способа проверки знаний, умений и навыков учащихся (параметры критериев оценки знаний, мотивации обучения; применение поощрений и др.);

- определение характера заданий для самостоятельной работы обучаемых (творческое, тренировочное, закрепляющее, развивающее), его соответствие уровню подготовки учебной группы;

- формулирование выводов преподавателя-практиканта по общей оценке занятия, суммирование опыта, полученного обучающимися на данном занятии.

 

Методические рекомендации по оценке лекции

Преподавателя-практиканта

 

В период взаимного посещения занятий не рекомендуется:

входить в аудиторию после начала занятий и вмешиваться в процесс проведения занятия;

• оценивать работу преподавателя в ходе занятия, делать ему замечания, давать рекомендации в присутствии обучающихся.

При оценке лекций рекомендуется обращать внимание на следующие вопросы:

- готовность аудитории к проведению лекционного   занятия / (готовность ТСО, дидактических материалов);

- контроль наличия студентов;

- проведение короткого опроса для текущего контроля качества

усвоения обучающимися пройденного учебного материала;

- объявление темы, учебных целей, учебных вопросов и порядка их

рассмотрения;

- объявление перечня рекомендуемой литературы;

-показ значимости излагаемого учебного материала для будущей

практической деятельности выпускников и умение сформировать у                                                                                                                                                                                                                                                                                          них интересы теме лекций;

- информативность лекции, соответствия ее содержания учебной

программе, новейшим достижениям науки в рассматриваемой

области знаний;

- умение пользоваться научными теориями, проработками для

раскрытия и объяснения физической сущности рассматриваемых в

лекции вопросов, явлений и процессов;

- целостность и систематичность изложения материала;

- связь лекции с другими учебными дисциплинами;

- мировоззренческая, гуманитарная направленность лекции;

-привитие в ходе занятия любви к будущей профессии;

- воспитание общей культуры и культуры общения;

- уровень знания лектором излагаемого материала и свободное

владение им;

- ясность и простота изложения материала, доступность его

понимания и восприятия,   четкость и грамотность речи

преподавателя;

- умение использовать ТСО для достижения дидактических целей;

- управление познавательной деятельностью обучающихся, контакт лектора с аудиторией;

- использование новых технологий обучения и рациональное сочетание их с традиционными формами обучения и рациональное сочетание их с традиционными формами обучения;

- обобщение содержания лекции, аннотирование повторение ее основных вопросов в конце занятия, умение сделать краткие и четкие выводы по изложенному материалу;

- ответы на вопросы обучающихся и выдача задания на самостоятельную подготовку.

    Дополнительно, рекомендуется посмотреть на выбор несколько конспектов студентов для оценки качества их ведения и проверить правильность записей преподавателя-практиканта в соответствующих разделах журнала учета учебных занятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: