Педагогическое творчество преподавателя-практиканта

Педагогическое творчество преподавателя философии означает деятельность педагога, которая направлена на достижение более высоких результатов в воспитании и обучении студентов посредством уточнения (новой постановки) учебных целей, а также поиска оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач.

Педагогическая деятельность не может считаться творческой, если в ней: в качестве конечной цели не ставится задача достижения максимально возможного результата; не разрабатывается целостная система целеполагания; отсутствует поиск наиболее эффективных способов решения учебно-воспитательных задач.

Готовность преподавателя-практиканта к высокопрофессиональному осуществлению педагогической деятельности заключается:

- в стремлении всесторонне изучать обучающихся, определять возможный характер их личностного развития и поведения, вырабатывать оптимальный план педагогических действий по обучению и воспитанию в сложившихся условиях;

- в постоянной нацеленности на проведение активной, непрерывной и всесторонне продуманной педагогической деятельности; на выработку у

обучающихся стремления стать лучше, совершеннее, на создание условий, в максимальной степени способствующих их личностному развитию;

- в овладении навыками и умениями высокорезультативной

педагогической деятельности.

Полное использование педагогического потенциала учебной сферы преподавателем-практикантом в образовательном учреждении предполагает соблюдение ряда условий.

Реализация педагогического потенциала учебного процесса будет полной, если:

- обучающийся хорошо понимает его смысл, необходимость и назначение;

- преподавателем-практикантом ставится задача доведения каждого

обучающегося до наивысших результатов;

- процесс обучения не оторван от духовной жизни студентов вуза (колледжа), на каждое занятие ставятся не только образовательные, но и воспитательные цели;

- процесс обучения носит сознательный, интенсивный,

индивидуальный и творческий характер;

- в ходе занятий не подрывается вера обучающегося в самого себя, он не боится допустить ошибку, и уверен в возможности изучаемого материала;

- процесс обучения отличается последовательностью и доступностью;

- учебный процесс строиться на основе принципа проблемности, обучающимся постоянно дается «пища» для размышления;

- избегается напрасный, безрезультатный, отупляющий труд;

- обучение сопровождается организацией интенсивного самообразования студентов;

- методика проведения занятий не допускает скучности, которая вызывает равнодушие к учению;

- обучающийся четко видит перспективу учебного труда и добивается в ходе него положительных результатов;

- процесс обучения тщательно продуман, четко организован, обеспечен

всем необходимым для его успешного осуществления;

- преподаватель-практикант показывает пример добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, постоянно работает над собой, повышает свою профессиональную и общую культуру;

- в ходе преподавания не допускает унижения личного достоинства обучаемых и стимулирует их учебную деятельность.

Цель практики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   В соответствии с требованиями государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования целью предметно-специальной педагогической практики студентов является формирование основ профессиональной компетентности через интеграцию знаний и умений по дисциплинам педагогической, философской и методической подготовки; овладение практическим опытом деятельности преподавателя философии.

Данный вид практики представляет собой третью ступень педагогической подготовки выпускника и ее цели преемственны по отношению к предшествующим этапам. Если на первом этапе акцентирована ориентационно - ознакомительная деятельность, на втором этапе в соответствии с основными аспектами содержания психолого - педагогической практики формируются основные профессиональные качества будущего специалиста, отражающие профессионально - деятельностные, социально - психологические и рефлексивные направления практической деятельности преподавателя философии, то на третьем этапе -студент - практикант осуществляет самостоятельную профессионально -педагогическую деятельность, что позволяет развить профессиональную компетентность преподавателя философии, как интегральную характеристику в единстве ее ключевых, базовых и специальных компонентов. Такой подход определяет его способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием профессионального и жизненного опыта, личностных ценностей и наклонностей.

 

Задачи практики.

Спектр задач, которые предстоит решать преподавателю - практиканту определяется требованиями, предъявляемыми к выпускнику философского факультета государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и обусловлен, с одной стороны, особенностями того учебного заведения, в котором эта практика проходит (колледж, институт), а с другой - спецификой образовательных программ факультета философии человека.

В соответствии с этими требованиями целесообразно выделить три блока профессиональных задач практики:

 

 

1. Блок профессионально - деятельностных задач:

- совершенствование умений изучения и оценки мотивации обучения,

уровня интеллектуального развития учащихся и взаимоотношений в учебной группе;

- приобретение навыков анализа преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях, определения места включенности философских дисциплин в общую систему образовательного пространства учебного заведения;

- овладение навыками анализа концепций философского образования и программ по философии и философским дисциплинам;

- формирование педагогических умений и навыков проектирования и

реализации программ профессиональной деятельности, постановки целей, определения задач и содержания учебных программ и конкретных занятий по дисциплинам философского цикла и иных форм культурно просветительской деятельности;

 - формирование способности трансформировать и излагать

теоретический материал в рамках учебной программы курса;

- формирование готовности к профессионально - направленному обучению учащихся, применению инновационных методов активизации познавательной деятельности учащихся, применения различного рода рассуждений, форм публичной речи, аргументации, дискуссий и полемики;

- подготовка и проведение учебных занятий различных типов по

дисциплинам философского цикла;

- проведение педагогического эксперимента по теме дипломной

работы.

 

2. Блок профессиональных задач

в социально - психологической области:

 

- овладение навыками межличностного общения и работы в

педагогическом коллективе с учетом психологических, возрастных, социокультурных аспектов;

- формирование совокупности представлений об этике поведения

преподавателя философии;

- приобретение опыта учета правовых аспектов профессиональной деятельности преподавателя философии в ходе работы с нормативными документами;

- формирование опыта применения методики предупреждения и

преодоления стресогенных состояний;

- овладение опытом организации результативного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

 

3. Блок профессиональных задач по изучению и совершенствованию

профессионально и личностно - значимых качеств

преподавателя философии:

 

-углубленное изучение преподавателем – практикантом теоретического содержания философских дисциплин, совершенствование интеллектуальных параметров своей профессиональной деятельности;  

 - совершенствование умения оценивать педагогическую значимость

мировоззренческой направленности собственной деятельности;

- развитие социальной активности практиканта, способности к

принятию эффективных педагогических решений;

- совершенствование умений оценивать собственный образ жизни и V

корректировать программу совершенствования;

- приобретение опыта в организации и проведении воспитательной

работы с обучаемыми;

- совершенствование умений рефлексивной деятельности и самоанализа профессиональной педагогической деятельности, изучения и обобщения отечественного и зарубежного педагогического опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: