Педагогическое творчество преподавателя философии означает деятельность педагога, которая направлена на достижение более высоких результатов в воспитании и обучении студентов посредством уточнения (новой постановки) учебных целей, а также поиска оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач.
Педагогическая деятельность не может считаться творческой, если в ней: в качестве конечной цели не ставится задача достижения максимально возможного результата; не разрабатывается целостная система целеполагания; отсутствует поиск наиболее эффективных способов решения учебно-воспитательных задач.
Готовность преподавателя-практиканта к высокопрофессиональному осуществлению педагогической деятельности заключается:
- в стремлении всесторонне изучать обучающихся, определять возможный характер их личностного развития и поведения, вырабатывать оптимальный план педагогических действий по обучению и воспитанию в сложившихся условиях;
|
|
- в постоянной нацеленности на проведение активной, непрерывной и всесторонне продуманной педагогической деятельности; на выработку у
обучающихся стремления стать лучше, совершеннее, на создание условий, в максимальной степени способствующих их личностному развитию;
- в овладении навыками и умениями высокорезультативной
педагогической деятельности.
Полное использование педагогического потенциала учебной сферы преподавателем-практикантом в образовательном учреждении предполагает соблюдение ряда условий.
Реализация педагогического потенциала учебного процесса будет полной, если:
- обучающийся хорошо понимает его смысл, необходимость и назначение;
- преподавателем-практикантом ставится задача доведения каждого
обучающегося до наивысших результатов;
- процесс обучения не оторван от духовной жизни студентов вуза (колледжа), на каждое занятие ставятся не только образовательные, но и воспитательные цели;
- процесс обучения носит сознательный, интенсивный,
индивидуальный и творческий характер;
- в ходе занятий не подрывается вера обучающегося в самого себя, он не боится допустить ошибку, и уверен в возможности изучаемого материала;
- процесс обучения отличается последовательностью и доступностью;
- учебный процесс строиться на основе принципа проблемности, обучающимся постоянно дается «пища» для размышления;
- избегается напрасный, безрезультатный, отупляющий труд;
- обучение сопровождается организацией интенсивного самообразования студентов;
- методика проведения занятий не допускает скучности, которая вызывает равнодушие к учению;
|
|
- обучающийся четко видит перспективу учебного труда и добивается в ходе него положительных результатов;
- процесс обучения тщательно продуман, четко организован, обеспечен
всем необходимым для его успешного осуществления;
- преподаватель-практикант показывает пример добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, постоянно работает над собой, повышает свою профессиональную и общую культуру;
- в ходе преподавания не допускает унижения личного достоинства обучаемых и стимулирует их учебную деятельность.
Цель практики.
В соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования целью предметно-специальной педагогической практики студентов является формирование основ профессиональной компетентности через интеграцию знаний и умений по дисциплинам педагогической, философской и методической подготовки; овладение практическим опытом деятельности преподавателя философии.
Данный вид практики представляет собой третью ступень педагогической подготовки выпускника и ее цели преемственны по отношению к предшествующим этапам. Если на первом этапе акцентирована ориентационно - ознакомительная деятельность, на втором этапе в соответствии с основными аспектами содержания психолого - педагогической практики формируются основные профессиональные качества будущего специалиста, отражающие профессионально - деятельностные, социально - психологические и рефлексивные направления практической деятельности преподавателя философии, то на третьем этапе -студент - практикант осуществляет самостоятельную профессионально -педагогическую деятельность, что позволяет развить профессиональную компетентность преподавателя философии, как интегральную характеристику в единстве ее ключевых, базовых и специальных компонентов. Такой подход определяет его способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием профессионального и жизненного опыта, личностных ценностей и наклонностей.
Задачи практики.
Спектр задач, которые предстоит решать преподавателю - практиканту определяется требованиями, предъявляемыми к выпускнику философского факультета государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и обусловлен, с одной стороны, особенностями того учебного заведения, в котором эта практика проходит (колледж, институт), а с другой - спецификой образовательных программ факультета философии человека.
В соответствии с этими требованиями целесообразно выделить три блока профессиональных задач практики:
1. Блок профессионально - деятельностных задач:
- совершенствование умений изучения и оценки мотивации обучения,
уровня интеллектуального развития учащихся и взаимоотношений в учебной группе;
- приобретение навыков анализа преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях, определения места включенности философских дисциплин в общую систему образовательного пространства учебного заведения;
- овладение навыками анализа концепций философского образования и программ по философии и философским дисциплинам;
- формирование педагогических умений и навыков проектирования и
реализации программ профессиональной деятельности, постановки целей, определения задач и содержания учебных программ и конкретных занятий по дисциплинам философского цикла и иных форм культурно просветительской деятельности;
|
|
- формирование способности трансформировать и излагать
теоретический материал в рамках учебной программы курса;
- формирование готовности к профессионально - направленному обучению учащихся, применению инновационных методов активизации познавательной деятельности учащихся, применения различного рода рассуждений, форм публичной речи, аргументации, дискуссий и полемики;
- подготовка и проведение учебных занятий различных типов по
дисциплинам философского цикла;
- проведение педагогического эксперимента по теме дипломной
работы.
2. Блок профессиональных задач
в социально - психологической области:
- овладение навыками межличностного общения и работы в
педагогическом коллективе с учетом психологических, возрастных, социокультурных аспектов;
- формирование совокупности представлений об этике поведения
преподавателя философии;
- приобретение опыта учета правовых аспектов профессиональной деятельности преподавателя философии в ходе работы с нормативными документами;
- формирование опыта применения методики предупреждения и
преодоления стресогенных состояний;
- овладение опытом организации результативного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
3. Блок профессиональных задач по изучению и совершенствованию
профессионально и личностно - значимых качеств
преподавателя философии:
-углубленное изучение преподавателем – практикантом теоретического содержания философских дисциплин, совершенствование интеллектуальных параметров своей профессиональной деятельности;
- совершенствование умения оценивать педагогическую значимость
мировоззренческой направленности собственной деятельности;
- развитие социальной активности практиканта, способности к
принятию эффективных педагогических решений;
|
|
- совершенствование умений оценивать собственный образ жизни и V
корректировать программу совершенствования;
- приобретение опыта в организации и проведении воспитательной
работы с обучаемыми;
- совершенствование умений рефлексивной деятельности и самоанализа профессиональной педагогической деятельности, изучения и обобщения отечественного и зарубежного педагогического опыта.