Основные виды учебных занятий

Лекция.

Лекция до сегодняшнего дня остается одним из важнейших видов занятий, обеспечивающих заданный руководящими документами уровень теоретической подготовленности студентов. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития различных областей науки, концентрировать внимание занимающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Лекционный курс по философии определяет

содержание других видов учебных занятий и самостоятельной работы обучаемых.

Лекции несут большую смысловую нагрузку и должны отвечать целому ряду требований: научности, доступности, единства формы и содержания, эмоциональности изложения, органической связи с другими видами учебных занятий.

По своему содержанию лекции должны включать основные понятия и фундаментальные положения изучаемой науки, наиболее существенные узловые проблемы и новейшие ее достижения. В них должна раскрываться неразрывная связь теории с практики, показана динамика развития науки. Лекционный курс должен быть освобожден от второстепенных и вспомогательных данных, которые могут быть отнесены к другим видам занятий или включены в учебные и учебно-методические пособия. Научный уровень лекции во многом зависит от квалификации преподавателя, его активного участия в развитии науки, способности изложить материал с учетом последних достижений науки и глубокого знания теории предмета. Доступность лекции определяется степенью соответствия формы изложения материала уровню подготовленности студентов при условии обращения к высшим интеллектуальным возможностям обучаемых.

По мнению ученых и педагогов, содержательность лекции предполагает соответствие сообщаемого в ней материала действительности, логическую последовательность изложения, правильное использование языковых средств и информативность сообщения. Информативность понимается как количество нового в лекции и в значительной мере определяет содержательность сообщения.

При изложении лекции необходимо добиваться подъема интеллектуальной энергии обучаемых, их ответной мыслительной реакции. Хорошая лекция призвана вызывать у них размышления, подсказывать направление для самостоятельной работы мысли и побуждать к действию.

Лектор является пропагандистом научных знаний в самом высоком смысле этого слова. Поэтому он должен обращаться не только к уму, но и к сердцу студентов, опираясь на эмоции. Эмоции, воздействуя на стиль изложения, одухотворяют ее содержание и обеспечивают приращение новых знаний.

Современная лекция должна быть не столько информационной, сколько методологической. Ведь задача лектора состоит не в том, чтобы давать только готовую информацию, а скорее всего в том, чтобы научить занимающихся ориентироваться в ее информационном потоке.

Чтение лекции - это не просто изложение сведений, а внушение их, своеобразная установка на усвоение учебного материала. Эффективность преподавания определяется не тем, что рассказано, а тем, что усвоено, что удалось внушить слушателям либо непосредственно на самой лекции, либо по ее окончании через повторение законспектированного, сохранение его в долговременной памяти, слуховых или зрительных образах, постепенно складывающихся в систему знаний.

Подготовленный текст лекции включает перечень учебных вопросов, распределение времени на них, основные и дополнительные литературные источники для проработки проблемы, введение, содержание, заключение, перечень наглядных пособий и приложений.

Во введении представляется краткая характеристика темы и предмета лекции, показывается ее основная идея и место в излагаемой в данной лекции темы в системе занятий по дисциплине. Основной задачей введения является создание представления о содержании лекции и подготовка обучаемых к восприятию ее существа.

Содержание учебных вопросов в тексте лекции строится с учетом законов диалектики, общенаучных принципов и закономерностей частных научных дисциплин. Каждое теоретическое положение в лекции должно быть обоснованно в соответствии с современными достижениями философской науки, а также дидактическими принципами высшей школы.

Необходимо тщательно продумывать учебные проблемные ситуации, последовательность подхода к их решению с учетом уровня подготовки и особенностей мышления занимающихся. Сами студенты при этом не просто слушают, запоминают и конспектируют речь лектора, активно участвуют в решении поставленных проблем, в выяснении сущности рассматриваемых явлений.

Активизации мышления обучаемых способствует также использование

в тексте лекции ярких примеров из опыта практики общественно-политической, экономической и духовной жизни современной России.

Важную роль в достижении успеха от проведения лекции играет педагогическое мастерство преподавателя-практиканта, способного излагать материала не «привязываясь» к тексту, свободно, логически стройно и эмоционально. Такие лекции, кроме решения учебных задач, позволяют решать задачи воспитательного характера.

Повышению эффективности лекции во многом способствует наличие хорошо подготовленных средств дидактического обеспечения занятий (схем, плакатов, диафильмов, кинофрагментов и т.д.), позволяющих быстрее и доходчивее раскрывать сущность поставленных вопросов.

Большое значение имеет ораторское искусство лектора. Оно предполагает высокую культуру речи преподавателя, хорошо поставленный голос, четкую дикцию, правильное пользование жестами, способность наблюдать за аудиторией и своевременно вносить коррекцию в свою работу и поведение студентов.

Лекции читаются, как правило, для потоков наиболее опытными педагогами: заведующими кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами, старшими преподавателями.

 

Семинар.

 

Семинары представляют собой основной вид занятий, направленных

на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения научной и учебной литературы по фундаментальным дисциплинам учебной программы. Семинары, кроме того, являются формой организации активного обучения студентов, так как во время их проведения обучаемыми излагаются теоретические положения, осуществляются выступления перед аудиторией, происходят диалоги с преподавателем, принимается участие в своеобразной научной дискуссии.

Обобщение передового опыта обучения в ведущих вузах страны и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что можно выделить несколько вариантов проведения семинарского занятия:

- семинар, направленный на углубленное изучение учебной дисциплин, прочно связанный с ней по поставленной тематике;

- семинар, предназначенный для глубокой проработки проблем методического характера по одной или нескольким темам профилирующих учебных дисциплин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Семинары первого и второго порядка связаны с лекционным курсом изучаемых дисциплин, логично вписываются в структуру и последовательность изложения их тематики, но полностью не дублируют лекции по содержанию.

Продолжительность семинара составляет 2-4 учебных часа, поэтому в план целесообразно включать 2-4 основных вопроса, которые при необходимости могут разделяться на несколько подвопросов. При проведении семинара целесообразно заслушать одного - двух докладчиков с сообщениями по данной проблеме продолжительностью по 10-15 минут каждый.

План семинара выдается заранее, и назначение докладчиковосуществляется заблаговременно на последней лекции по изучаемой теме, либо до ее проведения. В плане указываются тема, учебно-воспитательные цели, вопросы и время, отводимое на их обсуждение. Для повышения эффективности семинарских занятий на кафедрах разрабатываются задания, в которых указывается 2-3 основных вопроса и литература для самостоятельной подготовки к семинару, а также темы возможных докладов, рефератов, сообщений для выступающих. Кроме того, при необходимости могут разрабатываться методические указания по проведению семинара.

Тема доклада (сообщения) должна быть актуальной, конкретной и носить теоретическую или прикладную направленность.

План семинара выдается обучаемым либо по окончании лекции, либо за несколько дней до ее проведения. Наиболее целесообразным является вариант разработки планов семинаров на семестр обучения или на весь год. Это дает возможность обучаемым заблаговременно подготовить необходимую литературу и планомерно готовиться к семинарским занятиям.

Успешность проведения семинара во многом зависит от качества подготовки обучаемых. Они должны глубоко изучить рекомендованную литературу, при необходимости законспектировать ее и составить тезисы своего выступления по каждому вопросу. Своеобразным стимулом для самоорганизации самостоятельной работы по теме является формулирование вопросов семинара. Анализ тематических планов свидетельствует о том, что в большинстве случаев вопросы семинара полностью совпадают с лекционными. Это во многом снижает потенциал проблемного обучения, позволяет занимающимся повторять информацию, полученную в процессе обучения, не прибегая к другим литературным источникам. Поэтому постановка вопросов проблемно-поискового характера способствует развитию познавательного интереса и творческой активности обучаемых.

Для оказания помощи учащимся в овладении литературными источниками при подготовке к семинару целесообразно проводить коллективные консультации. В процессе их проведения преподаватель дает краткую характеристику каждому рекомендованному источнику, объясняет технологию работы с ним, обращает внимание на основные проблемы и вопросы, которые являются предметом изучения.

С теми же, кто назначен для выступления на семинаре с докладом (сообщением), преподаватель-практикант может проводить индивидуальные консультации, помогать им в подборе и анализе литературы, в разработке плана выступления, предоставляя, в то же время, полную инициативу и самостоятельность в работе.

Для успешного проведения семинара не менее важным является тщательная подготовка к нему самого преподавателя, позволяющая умело руководить обучаемыми, организовывать не только диалог, но и творческую дискуссию. Это обеспечивает высокую активность занимающихся и глубокую проработку изучаемого материала. В зависимости от конкретных условий активизация познавательных усилий обучаемых решается различными приемами и способами, однако, можно выделить некоторые общие методические требования, соблюдение которых способствует активации работы обучаемых и успешному достижению целей семинара.

Все выступления участников семинара, включая докладчиков, необходимо делать в устной форме без привязки к конспекту (тексту).

Это обеспечивает выработку у обучаемых навыков устного изложения материала, способности отстаивать свою точку зрения в споре с оппонентами. Можно разрешить обучаемым пользоваться планом выступления (доклада, сообщения), зачитывать отдельные цитаты или выдержки из документов.

Не рекомендуется прерывать выступление обучаемого, даже если он несколько отошел от темы семинара, но не допускает грубых ошибок в трактовке изучаемых вопросов. По окончании выступления преподаватель может либо сам внести коррекцию, оценивая качество ответа обучаемого, либо сделать тоже самое с помощью других занимающихся. В том случае, если один из обучаемых затягивает свое выступление путем общих рассуждений и отвлечения от темы, преподаватель должен тактично прервать его или выяснить дальнейший ход его рассуждений, указав вопросы, на которых выступающий должен сосредоточить внимание или отказаться от изложения имеющейся у него информации.

Преподаватель должен всемерно поощрять самостоятельность и творческий подход, к решению поднятых на семинаре проблем и не допускать механического пересказа прочитанного; учить ведению аргументированного учебного и научного спора, критическому осмыслению поставленных в семинаре вопросов.

На семинарском занятии важно создавать спокойную деловую обстановку, без активного вмешательства преподавателя, с тем, чтобы не подавлять обучаемых своими знаниями и авторитетом. Стимулируя активность обучаемых в ходе дискуссии и при обсуждении их выступлений, нужно следить за тем, чтобы все замечания в адрес занимающихся делались участниками семинара в тактичной форме. Поощряя инициативу выступлений на семинаре, необходимо практиковать и принудительный вызов отдельных обучаемых, что позволит привлечь их к активному обсуждению поставленных вопросов и, в тоже время, выявить подготовленность к занятию.

По окончании семинара преподаватель-практикант должен давать оценку выступлениям и характеристику семинара в целом, обязательно отмечая положительные стороны, недостатки выступлений и при необходимости разъяснять те или иные вопросы, которые в ходе семинара не нашли полного освещения.

Планирование занятий и подготовка преподавателя к ним.

 

Приступая к подготовке занятия преподаватель-практикант должен:                                                                                                                               - уяснить общую характеристику студенческого коллектива;

- на основе учебной программы, учебника, дополнительной

литературы, учебно-методических пособий уточнить цель, образовательные и развивающие задачи занятия;

- отобрать оптимальное содержание учебного материала занятия, расчленить его на ряд законченных в смысловом отношении блоков;

- выделить вопросы, которые связывают новый учебный материал с ранее изученным;

- обозначить связи данного материала с другими предметами,

использовать эти связи при изучении нового материала и при формировании у обучаемых новых знаний и умений;

- определить главный теоретический материал, который студент должен понять и запомнить на занятии;

- выделить мировоззренческие и нравственно- эстетические идеи,

которые заключены в изучаемом материале и которые должны усвоить студенты;

- разработать структуру занятия, определить его тип и наиболее рациональные методы и приемы обучения на нем;

- планировать действия преподавателя и студентов на всех этапах занятия и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при их применении в стандартных ситуациях;

- подобрать дидактические средства, применяемые на занятии (кино- и диафильмы, плакаты, схемы, дополнительную литературу и др.);

- проверить оборудование и технические средства обучения;

- планировать содержание записей и зарисовок преподавателем на доске и выполнение аналогичной работы студентами;

- предусмотреть объем и формы самостоятельной работы обучаемых на занятии, ее направленность на развитие их самостоятельности;

- определить формы и приемы закрепления полученных студентами

знаний и приобретенных умений на занятиях и в процессе самостоятельной работы, приемы обобщения и систематизации знаний;

- разработать содержание, объем и форму задания для самостоятельной работы студентов во внеучебное время, продумать методику постановки учебных задач для самостоятельной подготовки обучаемых;

- продумать форму подведения итогов учебного занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: