Этапы развития организационных структур управления:
1. Линейная структура (А. Смит);
2. Централизованная функциональная структура корпорации (конец 19-начало 20 вв.);
3. Диверсифицированные компании (1920-1930 гг.);
4. Конгломераты (1960 гг.);
5. Матричная организация (1990 гг.);
6. Виртуальные и сетевые организации.
При всех инновационных предложениях относительно структуры компании не найдено чисто организационное решение, позволяющее сглаживать противоречия между специализацией и интеграцией. В этом нет ничего удивительного. В известной модели 7-S McKinsey для проектирования интегрированных организаций, стратегия (strategy) и структура (structure) представляют собой только две из семи "S". Для того чтобы создать стратегическое соответствие организации, следует также мобилизовать третью "S" — системы (systems). McKinsey определяет системы как "формальные процессы и процедуры, используемые для управления организацией, включая системы управленческого контроля, системы оценки результатов деятельности и вознаграждения, планирования, формирования бюджета и распределения ресурсов, информационные системы и системы распределения".
|
|
McKinsey проводила свое исследование по модели 7-S в 1980 году, до появления стратегических карт, сбалансированной системы показателей и пяти принципов создания стратегически ориентированной организации: мобилизации, перевода стратегии на операционный уровень, приведения в стратегическое соответствие, мотивации персонала и управления. Сегодня мы можем видеть, как с помощью сбалансированной системы показателей компании могут разработать свои операционные системы, позволяющие согласовать структуру и стратегию, а также задействовать остальные четыре "S": штат (staffing), совокупность навыков (skills), стиль управления (style) и совместные ценности (shared values).
Работая с сотнями организаций, мы пришли к выводу, что организациям не следует искать совершенной структуры для своей стратегии. Вместо этого им следует выбрать приемлемую структуру, которая не создает больших проблем, а затем разработать ориентированную на пользователя каскадированную систему взаимосвязанных стратегических карт и сбалансированных показателей, чтобы согласовать структуру — корпорацию и совокупность ее централизованных функций, децентрализованных продуктовых групп и географических единиц — со стратегией.
Корпорация должна демонстрировать то, что мы называем предложением корпоративной стоимости: как руководство корпорации, владея и управляя многими бизнес-единицами, создает больше добавленной стоимости, чем создавали бы его конкуренты, если бы они владели теми же предприятиями или создавали бы полностью независимые бизнес-единицы. Четыре составляющих сбалансированной системы показателей позволяют естественным образом определить четыре типа предложений корпоративной стоимости, которые вносят вклад в создание синергии корпорации.
|
|
Финансовая синергия
• Эффективно приобретать и интегрировать другие компании.
• Поддерживать качественные процессы мониторинга и управления во всех предприятиях.
• Использовать общий бренд {Disney, Virgin) во многих бизнес-единицах.
• Повысить уровень специальных знаний в процессе переговоров с внешними партнерами, такими как правительства, профсоюзы, инвесторы и поставщики.
Клиентская синергия
• Последовательно предоставлять общее предложение стоимости по всей географически распределенной сети розничных или оптовых торговых точек.
• Использовать общую клиентскую базу, комбинируя продукты или услуги от многих бизнес-единиц, чтобы обеспечить отличительные преимущества: низкую цену, удобство или кастомизированное решение.
Синергия внутренних бизнес-процессов
• Использовать ключевые компетенции для усовершенствования технологических процессов и повышения качества продукции во всех бизнес-единицах. Ключевыми могут быть компетенции в производстве микроэлектроники, оптоэлектроники, разработке программного обеспечения, разработке новых продуктов, современных систем производства и распределения, которые обеспечивают конкурентные преимущества во многих отраслях промышленности. Ключевые компетенции могут включать также знания о специфике эффективной деятельности в конкретных регионах мира.
• Достижение эффекта экономии за счет масштабов благодаря совместному использованию возможностей производства, исследований, распределения и маркетинга.