Эффективность реализации стратегии организации зависит следующих ключевых процессов менеджмента:
• Мобилизация. Осознание топ-менеджерами срочной необходимости изменений и создание импульса, необходимого для запуска процесса.
• Перевод стратегии на операционный уровень. Создание стратегических карт и сбалансированных систем показателей, определение целей, выдвижение стратегических инициатив.
• Создание стратегического соответствия организации. Создание синергической связи между составляющими организации, при которой бизнес-единицы, вспомогательные сервисные службы, внешние партнеры и совет директоров в своих сбалансированных системах показателей отражают стратегические направления и цели организации.
• Мотивация персонала. Обучение, коммуникация, постановка индивидуальных целей, вознаграждение сотрудников на основе ССП бизнес-единицы. Превращение стратегии в повседневную работу каждого сотрудника.
• Управление. Внедрение стратегии в планирование, финансирование, систему отчетности и контроля. Превращение стратегии в непрерывный процесс.
Созданию синергии подразделений для создания ценности на уровне организации уделяется меньше внимания, чем созданию ценности на уровне бизнес-единицы. Теоретические исследования, как правило, сосредоточены на стратегии бизнес-единицы, с ее конкретными продуктами, услугами, потребителями, рынками, технологиями и компетенциями. Стратегия бизнес-единицы описывает, как подразделение стремится создать продукты и услуги, предлагающие уникальный, отличительный набор выгод потенциальным потребителям. Этот набор выгод называется предложением потребительской ценности (customer value proposition). Если предложение потребительской ценности достаточно привлекательно, потребитель совершает серию покупок, что создает ценность для бизнес-единицы. Существует четыре типа предложения ценности, вокруг которых бизнес-единицы, как правило, конкурируют:
• Лучшая общая цена. Своевременное предложение продуктов и услуг, обладающих высоким качеством и низкой ценой.
• Инновации и лидерство продукта. Предложение продуктов и услуг, которые по своим качественным характеристикам выходят за рамки привычного и становятся в высшей степени востребованными.
• Полное клиентское решение. Предложение ориентированного на удовлетворение запросов потребителя набора продуктов и услуг в сочетании с ноу-хау.
• Системная платформа. Предложение платформы, которая становится отраслевым стандартом.
Бизнес-единицы разрабатывают стратегические карты и сбалансированные системы показателей, помогающие руководству достичь консенсуса относительно стратегии, доводят общую стратегию до рядовых исполнителей, активизируя их участие в реализации стратегии, размещают ресурсы в соответствии со стратегией, а также проводят мониторинг осуществления стратегии и руководят ли этим процессом. Вся эта деятельность позволяет бизнес-единице создавать ценность, исходя из ее взаимоотношений с поставщиками.
Однако большинство современных корпораций состоят из многих бизнес-единиц и вспомогательных сервисных служб. Для того чтобы создать дополнительную ценность сверх суммы ценностей, создаваемых отдельными подразделениями, корпорация должна согласовать стратегии своих операционных и сервисных подразделений, создавая синергию. Изучение того, как руководство предприятия создает дополнительную ценность, относится к сфере корпоративной стратегии. Когда предприятие достигает стратегического соответствия деятельности своих отдельных бизнес-единиц и вспомогательных сервисных служб, оно создает дополнительную ценность, которую мы называем корпоративной ценностью.

Например, корпорация может установить новый канал распределения, что будет способствовать увеличению объема перекрестных продаж (cross selling) продуктом и услуг, предлагаемых различными внутренними бизнес-единицами. Корпорация может получить экономию за счет масштабов производства при совместном использовании внутренними подразделениями дорогостоящих и критических ресурсов, таких как производственный цех, информационная система или исследовательская группа. Синергия невозможна, если руководство корпорации не прилагает активных усилий, чтобы определить и использовать возможности для интеграции деятельности своих внутренних подразделений. Если же руководящий аппарат не создает такой синергии или, хуже того, уменьшает ценность, созданную своими операционными и сервисными подразделениями, инвесторы вполне закономерно могут спросить, почему эти различные подразделения собраны вместе. В таком случае акционеры выиграют, если такая корпорация, не увеличивающая предложение ценности, распадется на отдельные компании, потому что при этом уменьшатся затраты на содержание управленческого аппарата корпорации.
Корпоративная стратегия описывает, как предприятие избегает такой участи, создавая дополнительную стоимость к той сумме стоимости, которые могут создать отдельные организационные единицы, работая независимо.
Мы называем совокупность конкретных целей, объединяющих все подразделения корпорации для создания корпоративной стоимости, предложением корпоративной стоимости (ценности).
Четыре составляющих сбалансированной системы показателей бизнес-единицы описывают, как подразделение создает потребительскую ценность, исходя из интересов акционеров и потребностей клиентов, совершенствуя внутренние процессы за счет координации усилий персонала, информационных систем и организационной культуры.
• Финансовая составляющая. Каковы ожидания акционеров относительно финансовых показателей деятельности подразделения?
• Клиентская составляющая. Как мы создаем потребительскую ценность, стремясь достичь финансовые цели?
• Составляющая внутренних бизнес-процессов. Какие внутренние процессы нам следует усовершенствовать, исходя из интересов акционеров и потребностей клиентов?
• Составляющая обучения и развития персонала. Как мы приводим в стратегическое соответствие свои нематериальные активы - людей, информационные системы и организационную культуру, - чтобы усовершенствовать важнейшие внутренние процессы.
Источники стратегического соответствия в организации приведены на рис.
Корпорации могут создавать синергию бизнес-единиц и общих сервис ных подразделений разными путями. На практике некоторые корпорации начали с определения стратегии на уровне топ-менеджмента организации с последующим "каскадированием" этой стратегии на уровень всех операционных и сервисных подразделений.
С другой стороны, многие корпорации, если не большинство, начали с разработки сбалансированной системы показателей для отдельной бизнес-единицы или даже сервисной службы. Эти корпорации не стали рассматривать процесс создания ССП как диктуемый и проводимый "сверху вниз". Они неторопливо начали строить систему "снизу вверх", откладывая определение предложения ценности на уровне предприятия и координацию всех подразделений до того момента, когда организационные единицы освоят новую систему менеджмента на своем уровне.
Большинство организаций пытаются создать синергию, но действуют фрагментарно, не координируя действий. Они не рассматривают создание стратегического соответствия как процесс менеджмента. Однако, если никто не отвечает за достижение стратегического соответствия организации, возможность создания дополнительной стоимости за счет синергии может быть упущена. Чтобы создать синергию, требуется больше, чем концепция и стратегия, Предложение корпоративной ценности определяет стратегию создании стоимости за счет синергии, но не описывает, как достичь синергии. Стратегию создания стоимости на уровне корпорации необходимо дополнить процессом создания стратегического соответствия. Этот процесс, подобно процессу составления бюджета, должен стать частью годового цикла управления. Когда планы предприятия или бизнес-единицы изменяются, руководство, скорее всего, должно заново привести организацию в стратегическое соответствие.
Процесс приведения организации в стратегическое соответствие неизбежно должен быть циклическим со смещением центра тяжести вниз. цель создания стратегического единства корпорации должна быть определена на верхнем уровне и воспринята бизнес-единицами. Точно также как финансовый директор корпорации координирует процесс финансирования, генеральный директор должен координировать процесс приведения организации в стратегическое соответствие — меру ответственности отдела стратегического менеджмента (ОСМ). Годовой цикл планирования определяет рамки процесса создания стратегического соответствия организации. Рассмотрим восемь контрольных точек этого процесса в ходе годовою цикла планирования на уровнях корпорации, бизнес-единиц и вспомогательных сервисных служб типичной организации.
1. Предложение корпоративной ценности. Топ-менеджмент корпорации намечает стратегические направления, определяющие стратегии подразделений организации.
2. Создание синергии топ-менеджмента корпорации и совета директоров. Совет директоров корпорации обсуждает и утверждает корпоративную стратегию, а также проверяет ее исполнение.
3. Создание синергии руководства корпорации и корпоративных вспомогательных служб. Стратегия корпорации отражается в тех направлениях деятельности корпорации, которые осуществляют корпоративные вспомогательные сервисные службы.
4. Создание синергии руководства корпорации и бизнес-единиц. Стратегические приоритеты организации "каскадируются" на уровень стратегий бизнес-единиц.
5. Создание синергии бизнес-единиц и локальных вспомогательных служб. Стратегические приоритеты бизнес-единиц инкорпорируются в стратегии локальных вспомогательных сервисных служб.
6. Создание синергии бизнес-единиц и клиентов. Приоритеты предложении потребительской ценности сообщаются целевым потребителям и координируются с потребностями и пожеланиями клиентом.
7. Создание синергии бизнес-единиц и поставщиков, а также других внешних партнеров. Общие приоритеты поставщиков, партнеров по аутсорсингу или альянсу отражаются в стратегиях бизнес-единиц.
8. Создание синергии вспомогательных сервисных служб. Стратегии локальных сервисных служб отражают приоритеты корпоративной вспомогательной службы.






