Любое предприятие, каким бы диверсифицированным оно ни было, может создать корпоративную стоимость, обеспечивая упреждающее управление воспитанием своих лидеров и формированием "человеческого капитала". В глобальной экономике, базирующейся на знаниях, нематериальные активы, такие как "человеческий капитал", составляют примерно 80% стоимости организации. Преобразование нематериальных активов в материальные результаты представляет для большинства организаций новый способ мышления. Те, кому удаются освоить этот процесс (что во многом зависит от организации работы с персоналом), могут обеспечить себе значительное конкурентное преимущество.
Поскольку в каждой организации есть работники и руководители, которые нуждаются в развитии и росте, и поскольку климат каждой организации нуждается в постоянном совершенствовании, предложение корпоративной стоимости должно включать предложение эффективного процесса, направленного на развитие "человеческого капитала". Такой процесс охватывает специфические черты разных СБЕ: конкретные компетенции, например, будут разными, однако процесс выработки этих компетенций и их выравнивания будет одним и тем же. Руководство корпорации может мобилизовать три процесса для развития человеческого и организационного капитала применительно к своему портфелю СБЕ: воспитание лидеров и совершенствование организации; развитие человеческого капитала; совместное использование знаний.
Воспитание лидеров и совершенствование организации
Считается, что современные кадровые организации (Human Resource Organizations — HR) должны руководить воспитанием лидеров и оказывать помощь в формировании организационной культуры. Несмотря на невозможность использования количественного подхода, наличие лидерских навыков и соответствующей культуры считается важным фактором успешной реализации стратегии. Главная цель развития этих активов — приведение их в соответствие со стратегией предприятия. Лидеры должны иметь четкое представление о стратегии, на реализацию которой они мобилизуют свою организацию; кроме того, они должны сформировать ценности, которые подкрепляли бы эту стратегию. В данном случае предложение корпоративной стоимости должно обеспечить приведение в соответствие с этой стратегией стиля руководства и культуры.
В качестве примера компании, которой поначалу не удавалось использовать предложение корпоративной стоимости для выработки лидерских навыков и развития человеческого капитала, рассмотрим аудит, проведенный корпоративным отделом кадров в одной из стратегических бизнес-единиц компании Global Chemical, Inc. Точкой отсчета при выполнении этого аудита послужил план организационных изменений, предполагающий изменение поведения сотрудников в семи аспектах, обусловленных новой стратегией этих СБЕ. Центральная панель на этом рисунке отображает совокупность культурных ценностей, на которые СБЕ ориентировалась в своих программах развития персонала. Несмотря на то, что стратегия этой СБЕ предполагала переход от продукто-ориентированных подходов к стратегии предложения клиентам готовых решений, в ее перечне "ориентационных ценностей" ориентация на клиента не упоминалась ни разу.
Аналогично, стратегия этой СБЕ предполагала создание региональных центров совершенства. Несмотря на то, что такая специализация обеспечивала значительные преимущества, она предполагала высокий уровень коллективной работы по всему миру. Среди ориентационных ценностей, определяемых службой персонала данной СБЕ, вопросам коллективной работы места не нашлось. Показатель соответствия ориентационной культуры данной организации программе стратегических перемен в этой организации равнялся лишь 70%.
Крайняя справа панель отображает модель руководства, используемую данной СБЕ для "выращивания" лидеров. Как и в предыдущем случае, в модели, разработанной кадровой организацией данной СБЕ, вопросы коллективной работы и ориентации на клиентов тоже не получили отражения. Расхождение между программами "выращивания" лидеров и организационного развития, выявленное в ходе аудита, вызвало необходимость внесения нескольких серьезных изменений в программу данной СБЕ. Таким образом, указанная корпоративная инициатива повысила способность данной СБЕ к извлечению стратегических выгод из этих важных нематериальных активов.