Любые предприятия способны выиграть от совместного использования знаний в рамках организации. Даже сильно различающиеся между собой бизнес-единицы, имеющие разных целевых клиентов и разные предложения стоимости, выполняют у себя во многих отношениях похожие или даже полностью идентичные процессы, такие как начисление заработной платы, составление ежемесячной финансовой отчетности, прием на работу новых работников, ежегодный анализ результатов работы сотрудников, закупки, выбор поставщиков и оплата поставок. отгрузка, приемка и календарное планирование.
Организуя обмен информацией об общих процессах, предприятие облегчает себе задачу выявления передовых методов, которые можно быстро внедрить во всех бизнес-единицах. Это получение и широкое распространение знаний о передовых методах будет происходить гораздо быстрее и с меньшими затратами, чем в случае, если независимым компаниям придется договариваться между собой о периодическом проведении "контрольных сравнений" (benchmarking studies).С точки зрения совместного использования знаний, чем крупнее и диверсифицированнее корпорация, тем больше вероятность появления инноваций, которые могут принести выгоду многим бизнес-единицам корпорации.
|
|
Во многих случаях обязанности, касающиеся получения и распространения знаний, возлагаются в организациях на носителя сравнительно новой должности — вице-президента по распространению знаний (Chief Knowledge Officer— CKO). Несмотря на то, что сфера управления передовыми методами является уже вполне зрелой, способы увязывания конкретных передовых методов со стратегическими результатами изучены еще недостаточно хорошо. Традиционные подходы к использованию передовых методов, как правило, не зависят от стратегии. Сейчас мы видим, что многие организации используют систему отчетности ССП для выявления передовых бригад, подразделений или единиц исходя из их способности достигать стратегических результатов. Это позволяет документировать факторы, обеспечивающие высокую эффективность, и распространять такую информацию по всей организации, подсказывая другим работникам, за счет чего они могут повысить свою производительность и эффективность.
Система управления знаниями CCI-Link, разработанная специалистами компании Crown Castle International (CCI), представляет собой всеобъемлющую базу данных и библиотеку передовых методов данной компании. Этот инструмент управления знаниями обеспечивает централизацию и совместное использование информации о показателях работы сотрудников СС/ и знаний о передовых методах работы в рамках этой глобальной компании, характеризующейся высокой степенью децентрализации.
|
|
CCI использует ССП для сравнения эффективности всех своих 40 районных представительств по стратегическим показателям. Такое сравнение помогает руководителям определять, какие стратегические процессы и методы лучше всего реализуются в рамках этой фирмы. Кроме того, такое сравнение помогает руководителям обучать практическому применению этих процессов и методов сотрудников, работающих в других подразделениях данной организации, что позволяет этим сотрудникам достигать самых высоких уровней эффективности. Столь пристальное внимание к внутрифирменным передовым методам позволяет Crown Castle International воспользоваться полученными уроками и помогает интегрировать соответствующую стратегию, систему показателей, способы совершенствования процессов и методы обучения во всех подразделениях своей организации.
Подход к управлению знаниями, применяемый в компании Crown Castle International, внес огромный вклад в интеграцию и операционную эффективность, особенно в период вынужденного сокращения численности рабочей силы. Базовая архитектура CCI-Link одинакова независимо от географического местоположения тех или иных подразделений Crown Castle International. В этих подразделениях предусмотрены типовые, традиционные функции, такие как финансы, активы и человеческий капитал, однако конкретное содержание этих функций в значительной мере определяется местными особенностями. Детальный анализ помогает провести различие между отдельными географическими регионами, что позволяет руководителям уяснить истинную основу различий в показателях эффективности.
Краткие выводы
Формирование человеческого капитала и организационного капитала предприятия — задача каждого из сотрудников этого предприятия. Предполагается, что лидирующую роль в решении этой задачи возьмет на себя служба персонала. Наш собственный опыт показывает, что в случае, если соответствующие методы увязаны со стратегией, стоимость человеческого капитала предприятия резко повышается. В других своих книгах мы показывали, как создание стратегического соответствия (alignment) и измерение стратегической готовности лает возможность руководителям кадровых служб эффективно управлять этими процессами. Стратегические карты служат еще одним инструментом для приведения человеческого капитала в соответствие со стратегией.
Очевидно, что наука управления человеческим капиталом в настоящее время находится на стадии становления. Для практического применения положений этой науки требуются новые процессы управления. Несмотря на то, что достаточно много (43%) организаций трудовых ресурсов назначают в помощь бизнес-единицам своих представителей, призванных содействовать управлению персоналом этих бизнес-единиц, согласно результатам опроса, проведенного Balanced Scorecard Collaborative и Обществом управления трудовыми ресурсами (Society for Human Resource Management), лишь 19% фактически интегрировали свои стратегические планы со стратегическими аланами предприятия. Развитие этих новых процессов будет способствовать повышению стоимости нематериальных активов организации.
[1] Лапыгин Ю.Н. Системное управление организациями. – М.: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002. – 180 с., с. 23
[2] Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с., с. 14
[3] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). Т. 1 – М.: Экономика, 1989
[4] Акимова Т.А. Теория организации. Учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
[5] Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс Стратегический синергизм, 2-е изд.. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с., с. 27
[6] См. например: Исаев В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с.; В.Е. Мащенко "Системное корпоративное управление". — М.: Сирин, 2003 г., 251 с.; Акимова Т.А. Теория организации. Учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
|
|
[7] Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией – М.: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002. - 180 с., с. 33-34;
[8] Р. Кох Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с. с. 285-286
[9] Исаев В. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 176 с., с. 6
[10] В.Е. Мащенко "Системное корпоративное управление". — М.: Сирин, 2003 г., 251 с., с. 35
[11] См. там же. с. 36-37
[12] Алексеева М. Б., Балан С. Н. Основы теории систем и системного анализа: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 88 с., с. 9