Роман Скотта как роман исторический

Романы Скотта возникают на гребне увлечения национальной историей. Писатель создал синтез художественного вымысла и исторической достоверности. Эта историческая достоверность опиралась на превосходное знание "местного колорита". Отсюда особое значение у Скотта археологических и этнографических подробностей: нравы, обычаи, костюмы, климат и т.д. Важнейшим приемом, необходимым в художественной конструкции романа, является научная скрупулезность, внимание к историческим документам, специальным разысканиям. Это своеобразная "игра в историю".

 

 

Протагонист романов Скотта

Судьба героя Скотта тесно связана с крупным историческим событием, являющимся центральным в произведении. Главным героем избирается не исторический деятель, а вымышленное лицо. Как правило, он всегда наделен некоторыми общими почти для каждого романа чертами: молод, красив, благороден, умен, добр. Определяющую роль в сюжете романов Скотта играет любовь, которая организует действие.

  Скоттовский герой всегда отличается некоторой пассивностью. Независимо от своего желания и своей воли он попадает в какие-то сложные ситуации, часто влеком обстоятельствами. Вместе с тем эта странная пассивность героя помогает Скотту прояснить важнейшую идею его романов. Скоттовский протагонист всегда отличается умеренностью, толерантностью. Он чужд фанатизма, его политические убеждения никогда не бывают крайними. Человеческая жизнь всегда важнее для него, чем национальные и политические разногласия. Так сам автор проявляет себя приверженцем "мудрости, учености и умеренности".

 

 

Исторические персонажи в романах Скотта

Создавая жанр исторического романа, Скотт должен был в изображении той или иной эпохи воссоздать исторических личностей, известных читателям.

Обычно известные исторические деятели появляются на периферии романов Скотта, никогда не становясь главной пружиной занимательного романного повествования.

Исторические персонажи оказываются втянутыми в приключения главного героя. История незаметно, естественно, "домашним образом", по замечанию Пушкина, выходит на страницы скоттовского романа.

 

 

Некоторые формальные приемы построения

Скоттовского романа

Сохраняя свое инкогнито, Скотт, даже подписываясь под своими произведениями собственным именем, все равно называет условную фигуру издателя. Это своего рода литературная игра, любимым приемом которой являются таинственные рукописи, неизвестно откуда взявшиеся и случайно доставшиеся вымышленному автору-издателю.

Значительную часть текста занимают разговоры, диалоги, подробный рассказ действующих лиц о событиях. Романист стремился запечатлеть живые картины прошлого с их человеческими характерами. Каждый из диалогов представляет собою готовую драматическую сцену.

Скотт до совершенства довел эпиграф. Эпиграф изымает текст из повседневности и реальности и включает его в литературу. Это уже нечто заведомо выдуманное, искусственное и потому предваряемое другим таким же искусственным литературным текстом.

Таковые основные, наиболее существенные черты романов Вальтера Скотта.

 

 

1. На пути к историческому роману:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: