Исторический роман Ф. В. Булгарина

 

Зачинателем русского исторического романа можно назвать и Ф. В. Булгарина (1783-1859), энергичного писателя, но снискавшего себе во многом заслуженную скандальную репутацию.

 

 

"Димитрий Самозванец"

Почти одновременно c "Юрием Милославским …" Загоскина появляется исторический роман Булгарина "Димитрий Самозванец" (1830).

Из вальтер-скоттовсих принципов и приемов в романе следует отметить обилие диалогов, которые иногда превращаются в многостраничные, почти самостоятельные драматические сцены.

Как Скотт, Булгарин стремится к историческому правдоподобию, изображению "естественного вида исторических событий". При этом важна не тщательность исторических изучений, важен принцип: история лежит в основе художественного повествования. Соблюдая этот принцип, Бугларин снабдил свой роман обильными историческими примечаниями и ссылками на источники.

В создании характеров героев перед Булгариным возникли сложные задачи, так как он далеко отошел от типовой композиции романов Скотта, у которого на первом плане находятся вымышленные персонажи. В "Димитрии Самозванце" все основные и многие второстепенные персонажи – исторические личности. Булгарин настаивает на том, что их изображение в романе соответствует исторической правде.

Но поставленную сложную художественную задачу Булгарин выполнить не сумел. Это относится, прежде всего, к главному герою роману – Димитрию Самозванцу. С одной стороны, положение Самозванца похоже на положение героев Скотта. Он также находится между двумя лагерями: русские и поляками. Но, с другой стороны, герой Булгарина не ищет своего места между ними, а использует оба и даже третий лагерь (запорожских казаков) в своих эгоистических, честолюбивых целях.

Булгарин сделал своего Самозванца романтическим героем байроновского типа, и романтические штампы преобладают в его изображении. Следовать байроническому образцу оказалось легче, чем более сложному, привязанному по времени и среде герою скоттовских романов.

Как и подобает романтическому байроническому герою, в душе Лжедимитрия кипят необузданные страсти, он противоречив и борется сам с собою. Герой Булгарина, в отличие от скоттовского, всегда одинок, зол, конфликтует с окружающим миром, который тоже враждебен герою.

Непременным атрибутом романтического героя является любовь. Хотя Самозванец Булгарина, как и герои Скотта, тоже влюблен в двух женщин, но, как бойронический герой, он знает только крайности: бездны и небеса, ад и рай, добро и зло. При этом душа его, безусловно, тяготеет ко злу.

Неудача постигла Булгарина и в изображении другого исторического героя и важнейшего персонажа романа – Бориса Годунова. Когда Скотт отодвигал своих исторических персонажей на периферию повествования, он, держа их в полутени, имел возможность более свободно по своему усмотрению изображать их характеры.

У Булгарина было свое собственное представление о царе Борисе, расходившееся с тем образом мудрого и трагического Годунова, который был создан Карамзиным в "Истории государства Российского" и который был художественно воплощен Пушкиным в его трагедии "Борис Годунов". У Булгарина он выступает как робкий, скрытный и жестокий интриган, вторая, но более мелкая ипостась Самозванца, такой же, как и он, узурпатор престола. И если Самозванец был изображен как жестокий, но не лишенный романтического величия злодей и авантюрист, то Годунов у Булгарина стал просто заурядным и бледно написанным честолюбцем, примитивным и тенденциозным.

После Вальтера Скотта стремление к этнографической точности стало обязательным для исторического романиста. Следуя традиции тщательно описывать быт и нравы народа, среди которого происходит действие, Булгарин очень живо и выразительно обрисовал общественную и частную жизнь русских XVII столетия. В таких описаниях он был гораздо сильней, чем в изображении человеческих характеров.

К скоттовскому влиянию могут быть отнесены также фольклорные, скорее стилизованные под фольклор, песни, которые Булгарин обильно вставляет в текст повествования.

Весь роман Булгарина проникнут монархическим духом. В предисловии к "Димитрию Самозванцу" автор определял свою цель как стремление доказать, что государство может быть счастливо только при законной власти, при условии любви и доверия к престолу, преданности вере и отечеству.

Народ в романе и выступает как верный царскому престолу и чистоте монархического принципа.

Вместо трагического пушкинского финала роман Булгарина заканчивается восхвалением царствующей династии – истинной спасительницы отечества.

 

 

"Мазепа"

 

В 1833 – 1843 гг. появился второй и последний исторический роман Булгарина "Мазепа". После жестокой ссоры с Пушкиным по поводу "Бориса Годунова" Булгарин решительно подчеркнул уже в предисловии, что его новый роман не имеет никаких точек соприкосновения с произведениями Пушкина. Но, анализируя историческую концепцию романа Булгарина, необходимо иметь в виду и пушкинскую "Полтаву" и поэму К. Рылеева "Войнаровский".

Рылеев в своей поэме противопоставил Мазепу Петру I. В этой оппозиции для поэта было важно, что Петр был царем, следовательно, "тираном", носителем идеи "самовластья". Поэтому борьба Мазепы с Петром становится "борьбой свободы с самовластьем", борьбой за свободу.

Пушкин в "Полтаве" подошел к конфликту Мазепы с Петром с прямо противоположных позиций. Для Пушкина прав Петр, укреплявший и расширявший Российскую империю. Мазепа же – злобный, коварный, "презирающий свободу", готовый "кровь лить как воду" "изменник русского царя".

Отношение Булгарина к этим проблемам сложнее и интереснее. Естественно, Булгарин, в соответствии с уже прочно сложившимся мифом, прославляет Петра, изображает его работником на верфи, обучающим мастерового тесать бревна или поучающим своей дубинкой проворовавшегося чиновника. В то же время он очень смело и ясно говорит о том, что Петр действовал вопреки мыслям, желаниям и чаяниям русского народа.

Автор, сочувствующий преобразованиям Петра и европеизации России, объясняет противодействие народа его деятельности национальной спесью и присущей русским уверенностью в превосходстве своем над иностранцами.

Так же осторожно подходит Булгарин к изображению восстания Мазепы против Петра. Не имея способности изобразить всю сложность ситуации в живых художественных образах, Булгарин подходит к проблеме исторически. Он говорит о местном украинском патриотизме, существовавшем в XVII – XVIII вв. С одной стороны, казаки ненавидели поляков, с которыми их разделяла вера и память об их прежнем государстве. С другой – казаки не любили русских, стоявших в образе жизни и образовании ниже украинцев и угрожавших их вольности, давним привилегиям. С точки зрения Булгарина, в то время украинцы были правы.

С этой позиции и изображена в романе попытка Мазепы выступить против Петра. Стремясь защитить интересы Украины, ее внутреннюю независимость, Мазепа вступает в союз со шведским королем Карлом XII, противником Петра I, и польским королем Лещинским. Этот союз представлялся Мазепе залогом благоденствия родины. Но с точки зрения большинства казаков, чужеземцы, союзники поляков, были врагом более сильным, чем русские. Этим объясняется отпадение половины войска от Мазепы.

Таким образом, в политической и идеологической концепции своего романа Булгарин менее односторонен, чем Рылеев и Пушкин. Он следует принципам Скотта в большей степени, чем другие писатели.

В повествовательную ткань романа органично вписаны блестящие батальные сцены, живые описания быта и нравов давно прошедшей эпохи. Писатель обращался к обширной историографии на разных языках. Булгарин считал важной частью и непременным условием исторического романа документализм.

Следование роману Скотта проявляется и в форме булгаринского произведения, разделенного на главы, каждая из которых снабжена эпиграфом.

Несколько сложнее обстоит дело с сюжетным построением романа. Главных героев эпохи – Петра I и Карла XII – в соответствии с принципами скоттовского повествования Булгарин убирает на периферию своего романа. Но свой роман он назвал "Мазепа", что никогда не встречалось у Скотта. Он никогда не называл свои романы именами исторических лиц и не делал их главными героями. У Булгарина Мазепа тоже не является протагонистом, он лишь организует действие, вокруг него движутся все персонажи романа, он направляет события.

Главная сюжетная линия посвящена отношениям Огневика и Натальи. Именно Огневик и может рассматриваться как главный герой романа.

Он молод, красив, умен, доверчив, оказывается между двумя враждующими историческими лицами: Мазепой и полковником Палеем.

Как это бывает с героями Скотта, Огневик оказывается между двумя женщинами: блондинкой и брюнеткой. Как правило, герой любит блондинку, но брюнетка, более страстная, пылкая, темпераментная, не только более приходится по нраву читателям, но заставляет колебаться и задумываться слабохарактерного героя скоттовских романов.

Однако вся эта вальтер-скоттовская атмосфера и беспорядочное нагромождение авантюрных ситуаций, зловещих приключений и кошмаров, свойственных европейскому готическому роману, не сделало "Мазепу" значительным явлением русской исторической беллетристики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: