Исторические романы М.Н. Загоскина

 

После разгрома декабрьского восстания 1825 года интерес к вопросам истории, исторического развития России возрастает и обостряется. Примером может служить обращение к проблемам русской всемирной истории, к философии истории А. С. Пушкина, Н. Полевого, П. Чаадаева и др. Причем наблюдается стремление рассматривать жизнь общества, народа как длительный многовековой процесс развития.

 

 

"Юрий Милославский, или Русские в 1612 году"

Первым русским историческим романом в полном смысле слова явился роман М. Н. Загоскина (1789-1852). "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", созданный в 1829 году. Он открыл собственно историю русского романа, построенного на событиях отечественной жизни, на национальном историческом материале. Успех "Юрий Милославского …" можно объяснить и тем, что он принес в отечественную словесность ощущение новизны жанра, явившись весьма удачным подражанием романам В. Скотта.

  Как и Скотт, Загоскин вводит в художественный текст документально мотивированный исторический материал, четко приурочивая его хронологически, что отражено в названии произведения. Время, изображенное в романе Загоскина,- бесславный конец польской интервенции, освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.

Начиная роман с ряда реальных исторических фактов, описывая трагические события Смутного времени, автор в конце снабжает роман специальным разделом "Исторические замечания", в котором, несмотря на небольшой объем, есть ссылки на Олеария, "Сказание Авраамия Палицына", летописи, на "Историю государства Российского" Н. М. Карамзина и на некоторых других авторов. Загоскин пытается соблюсти историческую правду в описании быта, нравов и обычаев русских в начале XVII столетия. Так же он, по возможности, правдив в описании исторических событий и соблюдении хронологии.

Естественно, что настоящий исторический колорит придает произведению изображение подлинных исторических лиц. Вымышленный Юрий Милославский непрестанно вступает в соприкосновение с подлинными деятелями Смутного времени. Это поляк Гонсевский, друг и соперник Юрия, пан Тишкевич, Пожарский, Лисовский, Трубецкой, Зарубин и др. подлинными же историческими деятелями, сыгравшие большую роль в судьбе Юрия, являются действительно два выдающихся деятеля эпохи "смуты": организатор нижегородского ополчения Кузьма Минин и келарь Троице – Сергиева монастыря Авраамий Палицын.

Минин убеждает Юрия отказаться от верности Владиславу и стать на сторону православного народа в его борьбе с поляками. Минин и появляется в романе, как вальтер-скоттовский герой, неузнанный, на постоялом дворе.

Роль Авраамия Палицына в судьбе главного героя еще более значительна: он дважды разрешает Юрия от данной им клятвы. Один раз, принимая от Юрия обед послушника, освобождает его от клятвы польскому королевичу Владиславу и благословляет его на борьбу с поляками, в другой раз он разрешает его от данного обета и тем самым благословляет его на брак с любимой девушкой. Однако здесь, на пути следования Вальтеру Скотту Загоскина постигла неудача.

Уже картинный портрет Минина при первом появлении на постоялом дворе кажется фальшивым и нарочитым: "высокий лоб", "орлиный взгляд, быстрый, как молния", "необычайная сила", "широкие плечи", "высокая богатырская грудь". Минин в изображении Загоскина нарочито тенденциозен. Он рупор идеи, за пределами которой остается невидимой его личность. Его речь на площади слаба, изобилует риторическими вопросами и восклицаниями, славянизмами, сложными словами.

Столь же нарочитым представлен в романе и образ Авраамия Палицына, который играет чисто служебную сюжетно - вспомогательную роль.

Лица и события исторические даны на втором плане лишь в связи с действиями главных персонажей. Загоскин нашел точное соотношение между вымыслом и показом исторических событий: в "раму обширнейшую происшествия исторического", по словам А. С. Пушкина, целиком входит в рассказ о приключениях боярского сына Юрия Милославского, пошедшего в ополчение Минина. В центре композиции находится не историческое лицо, а вымышленный герой. Следуя традиции В. Скотта, Загоскин называет роман именем главного героя. "Юрий Милославский" восходит к роману Скотта и по развитию фабулы, движущейся тем, что герой попадает в конфликт между двумя враждующими лагерями. Сын известного русского боярина, Юрий Милославский присягнул польскому королевичу Владиславу, избранному на русский престол. Он свято верит в крещение польского королевича в православие, сохранение русских "древних обычаев", прекращение смуты и беспорядков. Но вскоре Юрий понимает, что совершил ошибку. Трагедия Милославского заключается в том, что он не вольно, из самых лучших побуждений, из желания прекратить беды своего отечества стал поддерживать царя, законно избранного из народа другой национальности.

В отличие от романов Скотта, произведение Загоскина глубоко тенденциозно. В "Юрии Милославском …" два лагеря, из которых один заведомо хороший (это русские), другой заведомо плохой (это поляки). Особенно черными красками рисует Загоскин русских, принадлежащих польской партии (образы Кручины, Истомы – Туренина и др.).

Загоскин оказался далек от глубокого историзма английского писателя. Историческое прошлое освещается в "Юрии Милославском …"в целях исторического обоснования определенных политических идей: преданность отечеству, самодержавию и православной вере.

 

 

"Рославлев, или Русские в 1812 году"

 

Следующий исторический роман Загоскина "Рославлев, или Русские в 1812 году" был опубликован два года спустя после первого, в 1831 г. Само название его показывает, что автор и для себя и для читателей связывал этих два произведения.

В обоих романах заглавие начинается с имени главного героя, а далее подчеркивается национальная принадлежность и время действия. Существует и прямая историческая параллель между двумя произведениями: сначала страдания и поражения русских, затем их полная победа. Впечатления должны были произвести и круглые даты: ровно двести лет отделяют действие одного романа от другого. Но, по мнению Загоскина, эти две даты кровно связаны в создании русских людей. Он исходит из представления о неизменяемости психологии, морали и духовного облика людей различных веков. Поэтому не изменились "наша непоколебимая верность престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне".

Время действия второго романа Загоскина отстояло от его публикации менее чем на двадцать лет. Это делало роман скорее не историческим, а современным.

Собираясь написать "современный" исторический роман, Загоскин хотел уйти от влияния Скотта, создать собственный тип исторического романа и прежде всего освободиться от изображения исторических персонажей. Писатель разработал теорию двух типов исторических романов. К первому типу он относил романы Скотта, "имеющие предметом своим исторические лица", действующие "и на поприще домашней жизни и в быту". Другой род романов отражает какую-нибудь известную эпоху в истории; автор, не выводя на сцену именно то или иное лицо, старается "охарактеризовать целый народ в эпоху, взятую им в основание его романа". Именно к этому типу романов Загоскин относил и свои собственные.

В соответствии с этими рассуждениями Загоскин предупреждал, что его "роман – не история, а выдумка, основанная на истинном происшествии". В романе "Рославлев …" нет ни одного исторического персонажа, названного собственным именем. О событиях 1812 года можно узнать только из разговоров героев романа и из кратких рассуждений и справок автора.

Основное влияние уделено главному герою – молодому человеку Владимиру Рославлеву, во многом похожему на героев В. Скотта, прежде всего на Айвенго. Он молод, красив, храбр, влюблен, хотя и несчастливо, но в то же время пассивен и играет в романе не столько активную, сколько страдательную роль.

Другая параллель со Скоттом может быть обнаружена в контрастном изображении двух сестер. Это традиционная для Скотта ситуация: наличие двух противоположных героинь. Одна из них брюнетка, другая – блондинка; герой сначала увлечен первой, затем женится на второй. Подобная оппозиция в изображении двух сестер встречается в известном романе Скотта "Пират".

Это противопоставление усиливается тем, что старшая полюбила чужака, иноземца, и это сделало ее навсегда несчастной. При этом со своими сугубо патриотическими взглядами, Загоскин "наказывает" ее, лишая всякой привлекательности. Героиня преступна потому, что она вышла замуж за француза, врага.

Сюжет о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим сторонам, часто встречается у Скотта. Однако подобная ситуация, такой напор патриотических страстей, общенациональные проклятия, обрушенные на голову женщины, полюбившей человека из другой стороны, - все это невозможно для романов Скотта.

В романе же Загоскина организующим фактором явилась патриотическая идея. Главной целью своего произведения Загоскин сделал изображение патриотизма и верноподданнических чувств всех слоев русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Даже фамилия главного героя – Рославлев – подчеркивает, что он прежде всего русский. Роман заполнен образами простых людей (купцов, крестьян, солдат), которые исполнены живой и искренней ненависти к французам, уничтожают свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, сжигают даже собственную столицу, чтобы захватчики поскорее убрались из нее. Исключения из этой патриотической массы очень редки.

Разговаривают персонажи Загоскина языком высоким, торжественным, не уместным в устной речи, и потому искусственным и невыразительным.

При всем том необходимо отметить, что роман Загоскина "Рославлев …" оставался вплоть до появления толстовского романа "Война и мир" лучшим в русской литературе прозаическим произведением об Отечественной войне 1812 года.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: