Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Очевидно, что на предприятии происходит много хозяйственных операций ежедневно. Поэтому отслеживать их с помощью баланса очень сложно. Для текущего отражения хозяйственных операций применяют счета бухгалтерского учета, которые входят в утверждаемый министерством финансов план счетов (приказ №). Каждый счет представляет собой таблицу из двух частей (дебет и кредит), в которых отражаются остатки средств на начало или конец периода (сальдо) и суммы изменений, которые происходят с этим счетом. Начальные остатки выписываются из статей баланса на начало периода, конечные остатки указываются в статьях бухгалтерского баланса следующего отчетного периода.

Большинство счетов соответствуют статьям бухгалтерского баланса. Поэтому счета делятся на активные и пассивные. 

 

Схемы записи на активные и пассивные счета

 

 

Активный счет

К

Сальдо начальное



Записи уменьшения(-)

Записи увеличения(+)

Дебетовый оборот

Кредитовый оборот

Сальдо конечное

 

       

 

 

Д

Пассивный счет

К



Записи уменьшения(-)

Сальдо начальное

Записи увеличения(+)

Дебетовый оборот

Кредитовый оборот

 

Сальдо конечное

       

 

 

Существуют также активно-пассивные счета, которые могут иметь два сальдо. Типичным примером таких счетов является счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», поскольку дебиторская задолженность находится в активе баланса, и соответственно ее учет ведется как будто счет 76 активный, а кредиторская задолженность отражается в пассиве, и счет 76 тогда используется как пассивные.

Существуют и другие виды счетов бухгалтерского учета, которые имеют собственную схему заполнения – они не соответствуют статьям бухгалтерского баланса.

 

Каждая хозяйственная операция, как была сказано в предыдущем разделе, затрагивает две статьи баланса и, соответственно, два счета. Запись суммы хозяйственной операции в дебет одного счета и в кредит другого называется бухгалтерской проводкой, а метод, согласно которому любую хозяйственную операцию можно записать таким образом, называют правилом двойной записи.

 

Итак, чтобы зарегистрировать хозяйственную операцию, необходимо выделить две статьи баланса, которые эта операция затрагивает, разобраться, увеличение или уменьшение средств происходит по этим статьям, и отразить на соответствующих счетах из плана счетов эти изменения в дебет одного счета и в кредит другого.

 

Разберем формирование бухгалтерских проводок для тех операций, с помощью которых мы демонстрировали различия влияния операций на баланс.

 

1. Отпущены материалы на производство продукции. В данном случае задействованы две активные статьи баланса – материалы (ей соответствует счет 10) и затраты в незавершенном производстве (счет 20 «Основное производство»). Поскольку в результате количество материалов на складе уменьшилось, запись на счет 10 производится по кредиту. Увеличение затрат в производство по счету 20 должно быть отражено по дебету. Таким образом, проводка – Д 20 – К 10.

2. Начислен налог на доходы физических лиц. Здесь используются два пассивных счета – 68 «Расчеты с бюджетом», задолженность по которому увеличивается, и 70 «Расчеты с персоналом», на котором отражается уменьшение начисленной заработной платы на величину налога. Увеличение по пассивному счету отражается по кредиту счета, а уменьшение – по дебету. Таким образом, получается проводка – Д 70 – К 68.

3. На предприятии происходит начисление заработной платы. В активе баланса будет увеличена статья затрат на производство (счет 20 «Основное производство», а в пассиве увеличится задолженность перед персоналом по оплате труда (счет 70 «Расчеты с персоналом»). Увеличение активного счета происходит по дебету, т.е. счет 20 дебетуется, а увеличение пассивного счета 70 производится по кредиту. Проводка, таким образом, имеет вид: Д 20 – К 70.

4. Выплата заработной платы. При выплате уменьшается задолженность перед персоналом в пассиве баланса (счет 70 дебетуется), а также уменьшается размер денежных средств в кассе (счет 50 кредитуется) – Д 70 – К 50.

 

Обычно хозяйственная операция касается конкретных видов имущества и обязательств, например, получение заработной платы конкретным сотрудником или покупка у конкретного поставщика конкретного вида материалов. Поэтому на практике делается не простая бухгалтерская проводка (проводка на синтетических счетах), а проводка с указанием объектов аналитического учета по необходимым счетам (проводка на аналитических счетах). Например, к синтетическому счету 10 открываются аналитические счета для каждого вида материала, которые используется на предприятии. Естественно, все данные по аналитическим счетам формируют информацию по соответствующему синтетическому счету.

 

Практическое задание.

Напишите бухгалтерские проводки для операций, перечисленных в практическом задании к предыдущему разделу.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: