Этапы формирования Европейской политики соседства

 

До распада Советского Союза у Европейского союза не было опыта коллективных отношений с восточноевропейскими странами. Комиссия ЕС пренебрегала контактами с государствами «социалистического блока».

 

Первый этап формирования «политики соседства» ЕС полноценно начался лишь в 2002 году[15]. Именно тогда на встрече министров иностранных дел стран-членов ЕС в Люксембурге был представлен доклад Великобритании «Расширенная Европа: отношения между расширенным ЕС и его восточными соседями»[16]. Во время председательства Дании в ЕС во второй половине 2002 года идея «соседства» была воплощена в «Инициативу для новых соседей», направленную исключительно на восточноевропейские страны – Беларусь, Молдову и Украину. Однако под давлением Испании и Франции Европейская Комиссия инкорпорировала в новые рамки сотрудничества и Средиземноморскую политику.

 

В марте 2003 года Европейская Комиссия (ЕК) представила Сообщение «Расширенная Европа – Соседство: новая основа для отношений с нашими восточными и южными соседями», а в июне того же года Европейский Совет признал его в качестве базиса для развития сотрудничества с этими странами. В июле 2003 года ЕК представила доклад «Путь к новому механизму соседства», а также создала специальную комиссию по изучению вопроса взаимодействия в расширенной Европе (Wider Europe Task Force и Wider Europe Inter-Service Group). Все это обозначило второй этап формирования ЕПС, в рамках которого происходила разработка его концептуальной и политической основы[17]. В скорректированном виде характеристика ЕПС была изложена в стратегическом документе Комиссии ЕС от 12 мая 2004 г. При этом осуществлялась синхронизация разработки ЕПС и Стратегической концепции ЕС, поскольку она являлась ключевым инструментом политики внешних связей ЕС и затрагивала все три его «опоры». В июне 2004 года в ЕПС были добавлены Армения, Азербайджан и Грузия, в то время как Россия отказалась от членства в ЕПС с целью сохранения привилегированных отношений с ЕС[18].

 

Третий этап обозначил имплементацию ЕПС: к концу 2004 г. были разработаны, а к середине 2005 г. приняты и вступили в действие первые семь Планов действия в рамках ЕПС с государствами-партнерами – Израилем, Иорданией, Палестинской автономией, Молдавией, Марокко, Тунисом и Украиной.

 

В качестве четвертого этапа можно выделить процесс субрегионализации Европейской политики соседства, который стал активно протекать в 2006-2007 годах: были запущены программы Средиземноморского партнёрства (Euro-Mediterranean Partnership), Восточного партнёрства (Eastern Partnership) и Черноморского сотрудничества (Black Sea Synergy), куда вошли Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Молдова, Россия, Турция и Украина. В 2008 году был также начат «Бакинский процесс» (Black Sea/Caspian/Central Asia), целью которого является обеспечение энергетической безопасности и усиление экономической интеграции восточных партнеров Европейского Союза, декларирующего свою приверженность проекту строительства газопровода Nabucco[19].

 

Еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политике соседства Штефан Фюле на Брюссельском форуме 30 марта 2011 г. заявил, что в мае текущего года Европейский Союз планирует представить обновленную версию ЕПС, в которой будет более широко и последовательно использоваться принцип «политической обусловленности», а также будет предусмотрено больше конкретных выгод от сотрудничества для стран-членов ЕПС[20].    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: