Идеологические основания Восточного партнерства

Основные цели «Восточного партнерства» - политическая ассоциация и экономическая интеграция участвующих в проекте стран с Европейским союзом.


       Принцип «вовлеченности» (inclusiveness) против принципа «гибкости» (flexibility) [26]. Вовлеченность в региональные проекты ряда стран, таких как Россия и Турция, могла бы сделать «Восточное партнерство» значительно более эффективной и привлекательной инициативой[27], но одновременно может породить дисбаланс в отношениях стран в рамках «ВП», где на данный момент собраны государства, не имеющие большого разрыва в развитии.

 

Принцип «политической обусловленности» (conditionality, more for more [28] ) против принципа «совместного участия» (joint ownership). Идея «совместного участия», выдвинутая первоначально Евросоюзом в «Восточном партнерстве» и максимально широко трактуемая Беларусью и Азербайджаном, очевидно противоречит идее «политической обусловленности», когда Евросоюз выдвигает условия, а страны-члены «ВП» обязаны их выполнить, если желают продолжить сотрудничество и получить дополнительные выгоды.

 

Принцип «европеизации» (europeanisation) против принципа «секьюритизации» (securitization). [29]С одной стороны, Евросоюз стремится распространять демократические ценности, уважение к правам человека и верховенству закона, а с другой, он нацелен на продвижение собственных интересов, укрепление границ и защиту своих граждан. Это иногда вынуждает Евросоюз делать такие шаги, которые не укладываются в «этику ценностей», например, содействовать развитию экономики Беларуси даже при условии наличия в ней авторитарного режима.

 

В конечном счете, политика Европейского союза в отношении «восточных соседей» строится на убежденности в том, что все эти страны стремятся к как можно скорейшему вступлению в Евросоюз, а потому готовы выполнить буквально любые условия. И это при том, что многие страны Евросоюза именно перспективы членства «восточных соседей» и опасаются больше всего, стремясь сохранить нынешний формат партнерства.


Потенциал и инструменты Восточного партнерства.

 

«Восточное партнерство» качественно дополняет существующее двустороннее измерение (bilateral track) Европейской политики соседства, при этом впервые создавая на восточном направлении ЕПС многостороннее измерение (multilateral track). В частности, предусматриваются[30]:

 

1. Торговая и инвестиционная либерализация как результат сближения страны с правовой системой Европейского Союза и его стандартами. Соглашения об Ассоциации (Association Agreements), которые заменят базовые Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreements), ранее заключенные с «восточными соседями». Основная сила Соглашений об Ассоциации заключается в том, что они являются юридически обязывающими. При этом предусмотрена развитая система мониторинга и оценки прогресса, которая повышает шансы на успешную имплементацию Соглашений.

2. Комплексная программа по реформированию институтов (Comprehensive Institution-building programme). Однако Джос Боонстра сомневается, что программа будет по-настоящему «комплексной». В частности, на период 2010-2013 год Европейская комиссия выделила на реализацию программы всего 175 миллионов долларов, хотя согласно предварительным подсчетам, для полноценного перехода только Украины на европейские нормы в восьми законодательных областях и подготовки этой страны к вступлению в ЕС, за период с 2006-2015 года потребовалось бы 100 миллиардов долларов[31].

3. Комплексные зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas). Они также будут более глубокими в том смысле, что охватят торговлю услугами и будут предусматривать сближение стандартов регулирования торговли. Наличие данных зон позволит «восточным соседям» выйти со своими товарами на рынок Европейского союза, а также в будущем образовать «Экономическое сообщество Европейского соседства» (European Neighbourhood Community).

4. Визовая либерализация (Visa liberalization). Предусматривается заключение соглашений о мобильности и безопасности (mobility and security pacts): упрощение процедур получения виз и удешевление консульского сбора. В декларации Пражского саммита сказано о полной визовой либерализации в качестве долгосрочной перспективы, когда условия для управляемой и безопасной мобильности будут обеспечены должным образом. Кроме того, такие соглашения позволят наращивать усилия в борьбе с нелегальной миграцией и коррупцией.

5. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готовы поддерживать инвестиционные проекты в странах-участницах Восточного партнерства: для этого ЕИБ создал специальный фонд размером более 1,5 миллиарда евро [32], а ЕБРР планирует выделить около 3,7 миллиарда евро [33] для реализации проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и инфраструктуры. Помимо этого, 4 апреля 2011 года в Брюсселе был запущен проект “East Invest” [34], направленный на предоставление займов малым и средним предприятиям. Для реализации проекта Европейская Комиссия и Европейская Ассоциация Торгово-промышленных палат подписали контракт на сумму 8,75 миллионов евро. В нем участвуют 85 торговых партнеров и консалтинговых организаций, большинство из которых - потенциальные инвесторы из стран-членов ЕС[35].

Обеспечение взаимной энергозависимости и энергетической безопасности путем развития кооперации, безопасного хранения и транзита энергоресурсов, включая лучшее регулирование, развитие инфраструктуры, внедрение программ по повышению энергетической эффективности и большее использование возобновляемых источников энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: