Европейская комиссия берет на себя обязательство изучить возможности для развития трудовой мобильности с перспективой увеличения открытости рынков труда ЕС

8. Расширение сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата: обмен опытом, помощь в реализации инвестиционных проектов, связанных с восстановлением и безопасностью окружающей среды (например, восстановление болот, борьба с последствиями Чернобыльской катастрофы). 25 марта 2011 г. было заявлено [36] о выделении Европейским союзом 13 миллионов евро для нового экологического проекта, целью которого является усиление экологического управления в странах “Восточного партнерства”.

 

Помимо ряда вышеперечисленных мер, региональное взаимодействие между шестью странами-членами «ВП» планируется усилить с помощью их участия в так называемых «тематических платформах», а также в различных форумах в рамках «Восточного партнерства» с целью обмена опытом, выработки общих позиций и реализации совместных проектов. Предусматриваются следующие «тематические платформы», каждая из которых должна собираться не реже, чем дважды в год, при участии руководства стран-участников «ВП»[37]:

 

1. Демократия, эффективное управление и стабильность;

2. Экономическая интеграция и сближение с европейскими нормами;

3. Энергетическая безопасность;

4. Контакты между людьми (гуманитарные контакты).

Также можно выделить следующие «флагманские проекты», имеющие значение на начальном этапе многостороннего сотрудничества[38]:

 

1. Программа по совместному управлению границами;

2. Программа по стимулированию малого и среднего бизнеса;

3. Региональные рынки электроэнергии, возобновляемая энергия и энергоэффективность;

4. Южный энергетический коридор;

5. Предотвращение и предупреждение природных и техногенных катастроф.

Каждые два года будут проходить саммиты глав государств «Восточного партнерства». Первый из них состоялся 7 мая 2009 г. в Праге (Чехия), а следующий должен был пройти весной 2011 г. в Будапеште (Венгрия), однако по договоренности между премьер-министрами Польши и Венгрии[39] был перенесен и в итоге состоится осенью 2011 г. в Польше. Проходят ежегодные встречи министров иностранных дел стран-членов «ВП» и стран-членов Европейского союза.

 

Предусмотрено создание Парламентской ассамблеи Восточного партнерства (EURO-NEST Parliamentary Assembly, ЕВРОНЕСТ), которая создаст дополнительные каналы коммуникации между политиками Евросоюза и постсоветских стран[40]. В 2010 г. образование данной организации застопорилось из-за позиции парламентариев стран-членов «Восточного партнерства», которые заявляли[41], что не видят своего участия в «ЕВРОНЕСТЕ» без равноправного участия белорусского парламента. 10 февраля 2011 г. Европейский парламент назначил дату первого заседания «ЕВРОНЕСТ» на март, при этом Беларусь была отстранена от участия в заседании «ЕВРОНЕСТ» за подавление протестов после выборов в декабре 2010 г[42]. Однако вскоре было объявлено о переносе первого заседания на май 2011 г. – один из депутатов армянской делегации полагает[43], что это произошло из-за инициирования изменений в регламент «ЕВРОНЕСТ» азербайджанской и украинской делегациями.

 

Также в ноябре 2009 г. в Брюсселе впервые собрался Форум гражданского общества, который должен функционировать на постоянной основе, имея плотные связи с тематическими платформами и флагманскими проектами. По замыслу, Форум также должен помочь укреплению гражданского общества стран-членов, и способствовать как обмену опытом, так и совместному финансированию различных проектов между гражданскими организациями стран-членов «ВП» и стран-членов ЕС[44]. 18-19 ноября 2010 года в Берлине состоялся Второй Форум гражданского общества Восточного партнерства[45], собравший более 230 организаций из стран-партнеров и членов ЕС. Данное измерение «Восточного партнерства» остается одним из самых динамично развивающихся.

 

Помимо этого, с помощью Комитета Регионов ЕС (The Committee of Regions) планируется основать Ассамблею местных и региональных представителей (Eastern Europe and South Caucasus Local and Regional Assembly), куда войдут представители местного самоуправления и регионов стран-членов «Восточного партнерства»[46]. Ассамблея сможет создавать специальные панели в рамках тематических платформ, чтобы обсуждать ключевые проблемы местного самоуправления и регионов стран-членов «ВП», а также содействовать Европейской комиссии в обучении и тренингах представителей властей данных территориальных единиц с целью укрепления административных возможностей государства.

 

В конце 2010 г. была запущена Культурная программа «Восточного партнерства» (Eastern Partnership Culture Programme)[47]. Ее целью является повысить роль культуры в странах-партнерах и содействовать региональному сотрудничеству между организациями гражданского общества, фондами и академическими кругами, работающими в сфере культуры.

 

Многостороннее измерение «Восточного партнерства» является ключевым, поскольку позволяет через взаимодействие негосударственных акторов и представителей власти различных стран осуществлять трансляцию ценностей и «европеизацию» политических режимов стран «Восточного партнерства». Франк Шмильфенниг полагает, что расширяющаяся сеть взаимосвязей между ЕС и ассоциированными «восточными соседями» позволяет постулировать новую форму распространения демократических ценностей – через сотрудничество и реализацию совместных проектов с другими, более демократическими странами[48]. Горизонтальная и вертикальная ответственность, прозрачность и участие позволяют получить первичный опыт демократического сотрудничества. Хотя и данная стратегия подразумевает воздействие не на все общество или государство страны-члена, а лишь на отдельные его области, министерства и политические партии, в будущем через распространение демократических процессов в одной из сфер это может привести к полноценной демократизации всего общества.

 

Таким образом, Европейский Союз, предлагая механизм Восточного партнерства, дает возможность странам-участницам регулировать уровень взаимодействия, политического сближения и экономической интеграции с объединенной Европой. ВП – долговременная инициатива сближения стран-партнеров, которая не ставит себе задачей быстрых и радикальных изменений в экономической и политической сферах участвующих государств. Она скорее направлена на создание буферной зоны стабильных приграничных государств, которые разделяют с ЕС общие ценности и имеют сходные внешнеполитические приоритеты, что укрепляет безопасность Европейского Союза и повышает его роль как регионального и глобального игрока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: