Причины создания Восточного партнерства и этапы его формирования

 

Еще до того, как Польша стала членом Европейского союза, она вынашивала планы по созданию «Восточного измерения» ЕС, рассматривая в качестве положительного примера проект «Северного измерения» ЕС, который был предложен Финляндией в 1997 году. Польша считала реализацию данных планов важной, поскольку полагала, что это поможет защитить польскую независимость и суверенитет от недружественных шагов Российской Федерации.

 

В 2007 году Министерство иностранных дел Германии подготовило так называемый проект «ЕПС плюс», который отражал новую «восточную политику» Германии. Однако данный проект не был поддержан широким европейским сообществом, поскольку ключевым приоритетом в нем назывались отношения с Россией.[21]

 

Прорыв в реализации давней польской инициативы произошел при поддержке Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции. Швеция и Польша совместно представили данный проект на Совете ЕС по общим вопросам и внешним сношениям 26 мая 2008 года. Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский тогда заявил: “Мы должны использовать время передышки, чтобы как можно лучше подготовиться к тому, что когда усталость от расширения Европейского Союза пройдет, членство этих стран в Евросоюзе станет вполне возможным” [22].

 

20 июня 2008 года Европейский совет утвердил предварительный проект «Восточного партнерства» и поручил Еврокомиссии до весны 2009 года подготовить конкретные предложения. Однако Европейская комиссия уже 3 декабря 2008 года приняла план «Восточное партнерство», что было отчасти обусловлено шоком Европейского Союза после военного конфликта в Южной Осетии[23].

 

В Восточном партнёрстве участвуют шесть постсоветских государств: Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения. Оно официально стартовало на саммите в Праге 7 мая 2009 года, после подписания представителями государств-партнеров и Европейского Союза совместной Декларации. Важно отметить, что Беларусь была приглашена в данную программу в качестве полноценного участника, а не в формате 5+1, как это планировалось ранее.

 

Среди причин создания «Восточного партнерства» можно выделить:

1. Неэффективность «планов действий» ЕПС и изоляция Беларуси. В рамках ЕПС были подписаны «планы действий» в целях демократического реформирования институтов со всеми странами, которые ныне входят в «Восточное партнерство», кроме Беларуси. Парадоксально, но по данным «Freedom House», единственной страной, улучшившей качество демократического управления за период с 2005 по 2008 год, стала Беларусь – страна, которая «плана действий» не подписывала. Разумеется, она остается самой авторитарной из всех стран региона, но другие пять стран за прошедший период только ухудшили свои показатели. Гергана Нутчева и Майкл Эмерссон, базируясь на статистике Всемирного банка, определили, что за период с 1996 по 2004 год большинство из тех «восточных соседей», что уже имели договорную базу сотрудничества с Европейским Союзом (в некоторой степени «политически обусловленную»), достигли лишь регресса в отношении верховенства права и качества управления[24]. Тенденция принципиально не изменилась, и до последнего времени «планы действий» ЕПС лишь спорадически и несистемно влияли на действительное положение дел с демократическим управлением в странах-членах.

2. Неэффективность Европейской политики соседства на восточном направлении. Авторитарные страны остались такими же авторитарными, демократии – хрупкими и нестабильными. Демократическая волна на постсоветском пространстве, начавшаяся с Грузии, сменилась впоследствии демократическим откатом. Ни один из замороженных конфликтов (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия) не продвинулся к решению. Конфликт в Южной Осетии показал, что в регионе отсутствует должная система безопасности и предотвращения военных действий.

3. Усиление роли Восточной Европы в европейских делах. Запустив «Восточное партнерство», Польша и Швеция заставили своих европейских партнеров признать, что Азербайджан, Армения и Грузия находятся в Европе, а это означает, что в соответствии с принципами Римского договора 1958 г., все эти страны теоретически могут стать в будущем членами Европейского Союза[25]. К этому стоит прибавить политику Польши по интеграции Украины и Грузии в европейскую семью с целью дальнейшего укрепления региона.

4. Военный конфликт в Южной Осетии, изменение политики России в отношении соседей и повышение роли энергетической безопасности. Случившийся в августе 2008 г. военный конфликт в Южной Осетии, в который оказались втянутыми Грузия и Россия, в очередной раз дал понять Европейскому Союзу, что происходящее на восточных границах ЕС более серьезно влияет на европейскую ситуацию, чем политика Ливии или Иордании. «Газовые войны», последовавшие за рационализацией экономической политики РФ в отношении соседей и негативно отразившиеся на их взаимоотношениях, встревожили также и европейских лидеров своей непредсказуемостью и разрушительным характером.

                                                                                  

Среди иных причин можно назвать давление российской экономики на местный бизнес стран-членов «ВП» с целью получения контроля над отдельными отраслями экономики, а также стремление ЕС к усилению своего влияния на мировую политику.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: