Конфликты в системе «дети - дети»

Конфликты этого типа включают в себя следующие разновидности:

- «ребенок - ребенок»;

- «ребенок - группа»;

- «группа - группа» (наиболее распространенный случай - группировки в отряде).

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами: возрастными особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.), неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции), конкуренцией, борьбой лидеров и т. д.

Возможные варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению конфликтов в данной системе отношений:

- как можно скорее остановить конфликт, развести противников в разные стороны;

- поддерживать «слабого» в обострившейся конфликтной ситуации;

- учить детей продуктивно разрешать конфликты;

- минимизировать число участников конфликта;

- максимально загружать деятельностью;

- своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт;

- постараться найти «нишу» для каждого лидера;

- создать коллективу общую ситуацию успеха.

6. Кризисные (конфликтные) периоды в жизнедеятельности ДООЛ

Периодизация смены в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие основные периоды:

1. Организационный. Обычно длится 3-4 дня, в течение которых закладываются установки и образ жизнедеятельности на всю смену. Это, проще говоря, время привыкания к новым условиям и ролям.

2. Основной. Характеризуется наличием следующих явлений:

- делового сотрудничества, при котором необходимо помочь ребенку реализовать себя в общественных отношениях, внести новизну в деятельность, положительно оценить каждого;

- скрытых внутренних конфликтов, при которых важно не допустить возникновения равнодушия к деятельности у детей, особенно у тех, кто еще не пережили успех; важно также обозначить ту ближайшую коллективную цель, ту деятельность, которая была бы актуальна, значима, интересна всем;

- морально-волевого напряжения, при котором важно укрепить коммуникативно-целевое единство в отряде, организационно поддержать и страховать детей в процессе каждодневной жизнедеятельности;

- творческого союза единомышленников, при котором важно поддержать творческих лидеров и одновременно обеспечить единство отряда;

- межколлективных связей, обеспечивающих содержательно-емкое взаимодействие отряда с другими коллективами в лагере, сопровождаемое закреплением отрядного успеха.

3. Итоговый. Обычно включает в себя подведение итогов на всех уровнях. Важно укрепить единство отряда, поддержать эмоционально-положительный настрой во взаимоотношениях, не забыть отметить и публично поблагодарить каждого ребенка за достижения и индивидуальный вклад в общую жизнедеятельность.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях многократно доказано, что, несмотря на психологически благополучный педагогический коллектив ДОЛ, интересно организуемую жизнедеятельность детей, у них во время проживания там всё же наступают определенные кризисные периоды, обусловленные спецификой самого пребывания в ВДК.

Таблица 2 Кризисные периоды в жизнедеятельности ДООЛ

Кризисные периоды пребывания в ВДК Поведение вожатых
Первый кризисный период можно обозначить как «пик трудности». Он обычно приходится на 3 – 4-й дни и выражается в конфликтности детей. Постарайтесь не обострять ситуацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними.
Второй кризисный период — «пик привыкания» — выпадает, как правило, на середину смены и характеризуется снижением интереса у детей к жизнедеятельности в ДОЛ, развитием равнодушия к занятиям и поручениям и т. п. Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюрпризов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя рыбалка, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.)
Третий период — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражительность и конфликтность. Запланируйте больше игр, спортивных соревнований, если возможно — плавания.

Способы снижения психологической напряженности в кризисные (конфликтные) периоды пребывания детей в оздоровительном лагере

Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере сегодня описывают многие ученые и педагоги-практики. Всю возможную совокупность такого рода способов можно свести к трем основным группам:

1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише - это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.

2. Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.

3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.

7. Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере

Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском оздоровительном лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Обозначенные правила и нормы должны не забываться и выполняться. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатых, от того насколько они не «забывчивы», последовательны, принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами нацелены на то, чтобы пунктуально выполнять установленные нормы.

К таким общепризнанным нормам и правилам, выведенным из педагогической практики, можно сегодня отнести:

- недопустимость физической и вербальной агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей);

- нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей;

- необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информацию о конкретных детях не нужно «выплескивать» за пределы конкретного отряда, делать ее источником досужего обсуждения - она должна оставаться внутренним достоянием «отрядной семьи»).

Кроме обозначенных, общепризнанных сегодня правил, вожатые (воспитатели) могут предложить отряду совместно выработать собственные нормы и правила, регулирующие контекст их общей жизнедеятельности.

 



Копилка игр

2.5.1. Игры на знакомство

1. "Снежный ком". Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

2. "Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя". Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

3. "5 важных вещей". Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

4. "Рассказать о себе в трех словах".

5. "Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Hазывается имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.

6. "Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

7. "Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один

8.   «Улыбка». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

9.   «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Предупреждение

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

10. "Построиться по именам в алфавитном порядке". Хорошо при первой встрече.

11. "Нарисовать на листе бумаги что-то характеризующее художника".

12. "Сделать визитку соответствующую своей личности".

13. "Знакомимся по кругу". Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.

14. "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: «Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно» и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

15. «Запомни имя мое». Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

16. "Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

17. "Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

18. Ветер дует в сторону… Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону…" (пр. того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.

19. "Люди - к людям". После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям " играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо - к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям" играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

20. Молекула. Играющие хаотично движутся по одному, пока ведущий не скажет "По двое!" (трое или четверо). Играющие должны объединится в пары (тройки или четверки). Не успевшие - выбывают.

21. Клубочек. Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

22. Автографы. Дайте каждому игроку карандаш и листок бумаги. Затем каждый человек начинает обходить других, стараясь выяснить кто есть кто. Обходя друг друга, игроки просят каждого назвать свое имя и фамилию. Побеждает игрок, первым собравший полный список имен с правильными подписями.

23. Зеркало. Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается "зеркалом" и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал "отражение", а "отражение" в свою очередь становится на место угадывающего.

24. Съедобное – несъедобное. Играющему кидают мяч с вопросом (на пример: У тебя есть брат?), он должен поймать его только в том случае, если это верно.

25. Расскажи о себе. Играющие разбиваются по парам и в течение определенного времени (около 30 сек.) рассказывают о себе своему напарнику. Затем по одному человеку из пары садятся лицом в круг, а за их спинами становятся напарники, которые за определенное время (около 15 сек.) должны рассказать от своего лица то, что они только что услышали от напарника. Потом напарники меняются местами.

26. Большая игра «Знакомство»

Этапы игры

1. Разминка.

2. Создание «Букваря» отряда.

3. Интервью с членами отряда.

4. «Ярмарка» умений.

5. Обсуждение игры.

Оборудование: д ва листа ватмана, буквы для «Букваря» (из листов формата А4), лепестки цветка для интервью с текстами вопросов (из листов формата А4), сердцевина цветка, разрезанная на нужное количество пазлов, восковые мелки или цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей.

Ход игры

Разминка

Для ее проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения: их выбор ведущий может сделать по своему вкусу. Главное — энергетически настроить отряд на взаимодействие друг с другом и на работу. Обязательно следует провести с детьми упражнение «Имя и движение».

«Имя и движение»

Дети, стоящие в круге, делают шаг вперед, называют свое имя и совершают некоторое несложное движение (хлопок, приседание, движение руками, поворот на месте и т.д.). Затем они возвращаются в круг. Потом выбирается водящий. Он становится в центр круга, произносит какое-нибудь имя и делает любое движение. Участники должны сделать шаг вперед, хором сказать названное ребенком имя и повторить его движение. Начинает игру ведущий.

Работа по теме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: