Преимущества стратегии

Анализ различных аспектов применения «стратегии войны», а также её концептуальной сущности позволяет выделить следующие преимущества такого подхода:

  • Проблема коррупции формулируется и ставится на повестку дня.

Первый шаг в успешной борьбе против коррупции – признание существования самой коррупции как существенной проблемы. Очевидно, что в обществах, в которых тема коррупции административно или культурно табуирована, борьба с коррупцией вряд ли представляется возможной.

Кроме того, государство занимает четко определенную позицию по отношению к коррупции, что демонстрирует политическую волю и готовность власти к активному реформированию общества (пусть даже с помощью весьма специфических методик). Такая позиция более конструктивна, чем игнорирование проблемы.

  • Быстрое получение результата

«Стратегия войны» быстро дает видимый результат. Репрессивные меры по сути своей публичны, так как их результат затрагивает большое число людей, легко поддается измерению, легко может быть использован в целях политической рекламы, быстро достигает общественности и надолго запоминается.

Недостатки стратегии

Можно выделить, по крайней мере, пять групп факторов, которые ставят под сомнение эффективность использования данной стратегии.

Во-первых, стратегия войны будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля, а это, по мнению Huntington, одна из причин расцвета коррупции в развивающихся странах.

Во-вторых, карательные меры будут приводить к новому витку коррупции еще и по следующим соображениям. С одной стороны, каждая из мер, направленных на снижение коррупции, связана с затратами на получение информации, на поимку коррупционеров, на их осуждение и так далее. Чем больше коррупционеров, тем больше затраты на их поимку. Чем больше затраты на поимку, тем меньше остается ресурсов на премирование должностных лиц, арестовывающих коррупционеров. С другой стороны, уровень потерь для коррупционера растет в связи с применением достаточно суровых мер наказания. По предположению Becker и Stigler, одной из причин коррупции является то, что прибыль должностного лица, привлекающего нарушителя к ответственности, гораздо ниже, чем затраты на наказание потенциального нарушителя19. Если проанализировать ситуацию ужесточения наказания с позиций этого предположения, то получится следующая картина. Ужесточение наказания за коррупционные действия приводит к углублению разницы между прибылью должностного лица от поимки коррупционеров и размером тех ограничений, которые понесет коррупционер. Следовательно, вероятность того, что коррупционер и должностное лицо решат проблему с помощью взятки, в этом случае резко возрастает. Это проистекает из того, что сохраняющиеся условия для коррупции побуждают (обобщенного) взяткодателя увеличивать размер взятки до тех пор, пока это увеличение не покрывает упомянутую выше разницу. В результате ситуация на рынке коррупционных услуг переходит на более высокий уровень, где снова стабилизируется.

В-третьих, борьба с коррупцией в рамках первого метода, целью которой является коррупционер, а не коррупция, будет носить характер борьбы Геракла с гидрой, у которой постоянно нарастают новые головы, что обуславливает циклический характер искоренения коррупции. Иными словами, временный характер результата приведет к тому, что когда «антикоррупционная рукавица» ослабит давление уголовного преследования, коррупция отвоюет занятые врагом территории. Кроме того, возникнет реальная опасность «покупки» органов по борьбе с коррупцией.

В-четвертых, применение «стратегии войны» требует соблюдения условий, которые порой оказываются несовместимыми с принципами демократии, не вписываются в институциональные рамки, заложенные конституцией демократического государства. Для пущей эффективности этой стратегии необходимо подчас идти на нарушение прав человека при осуществлении следственных мероприятий, а также при вынесении приговора (который в некоторых странах, например, в Китае, нарушает право человека на жизнь). Даже в ряде стран с сильными демократическими тенденциями для уменьшения уровня коррупции был введен принцип презумпции виновности в отношении лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений. В связи с этим возможности эффективного применения данной стратегии подчас целиком зависят от институциональных рамок, устанавливаемых Конституцией.

Кроме того, применение стратегии связано с постоянной потребностью в её легитимации. Как и любая карательная политика, она требует постоянного обоснования, мобилизации общественного мнения в свою поддержку.

В-пятых, строгость уголовного преследования коррупционера обострит и без того существенную проблему латентности коррупционных преступлений. Но самым опасным следствием стратегии войны является образование устойчивых коррупционных сетей (китайский пример здесь более чем поучителен). Самоорганизация коррупции может значительно осложнить дальнейшую борьбу с ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: