Содержание правовой работы в ВС РФ

Правовая работа имеет место во всех сферах государственного управления нашей страны, поскольку одной из главных ее задач является обеспечение законности, без которой государственное управление (особенно в военной области) немыслимо. Содержание правовой работы, ее направленность, организационные формы и объем во многом определяются целями и задачами того ведомства, организации, органа управления, в которых она осуществляется.

Как справедливо отмечал Аристарков Ю.М., правовая работа не сводится к обеспечению соблюдения законности. Руководящие и иные должностные лица, решая производственно-хозяйственные задачи, не просто исполняют различные правовые предписания, а отыскивают, избирают те варианты решения, которые в наибольшей степени удовлетворяют экономические и иные интересы предприятия, поэтому задачами правовой работы он считал применение и активное использование юридических норм и правовых средств для достижения лучших хозяйственных результатов[109].

Близкой точки зрения придерживаются и некоторые другие ученые. В частности, по мнению Пугинского Б.И. и Неверова О.Г. в современных условиях содержание правовой работы образуют два (ведущих и определяющих все остальные) аспекта, через которые ими и определяется правовая работа как осуществляемая в организации система мер по исполнению законодательных предписаний и запретов и применению правовых средств для решения хозяйственных и иных задач [110].

Передставляет особый интерес и заслуживает повышенного внимательного исследования высказываемый по рассматриваемому вопросу в научной литературе некоторыми авторами более многоплановый подход, согласно которому правовая работа по своему содержанию носит универсальный характер, т. к. охватывает собой все стороны деятельности организаций, пронизывает все сферы правовой действительности: нормотворчество и правореализацию, анализ практики применения текущего законодательства и правовое воспитание[111]. Подобный подход наиболее полно раскрывает содержательный элемент правовой работы. Здесь уже обнаруживается взгляд на правовую работу не с позиции организации или отрасли народного хозяйства, а проблема рассматривается в масштабах всего государства.

Вместе с тем, правовое воспитание следует поставить на первое место, т.к. оно, как выше указывалось, формирует и укрепляет правосознание, на фундаменте которого и осуществляется и нормотворчество, и правореализация, и анализ практики применения текущего законодательства в различных областях человеческой деятельности, а, по сути, выстраивается вся правовая работа.

Несмотря на некоторую разноплановость, следует отметить, что указанные подходы к определению содержания правовой работы взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже понять существо этого содержания.

Автор разделяет взгляды А.И.Коваленко и Б.И.Пугинского о том, что правовые нормы вследствие своего идеального содержания не способны сами обеспечить возникновение реального результата. В качестве необходимого звена между нормой и результатом выступают действия, практические усилия людей[112]. На первый план содержания правовой работы, таким образом, выступают не столько правовые нормы, сколько сами действия людей по их созданию и претворению в жизнь, по обеспечению их неуклонного исполнения другими гражданами. В этой связи встает вопрос, что определяет действия людей в правовой области, каковы здесь наиболее значимые факторы и движущие силы.

Как показывает практика, особенно опыт правовой деятельности в нашем государстве за последние 10-15 лет, важнейшим фактором, влияющим на состояние правовой работы, является нравственность. В аморальной среде обычным является правовой нигилизм, произвол и злоупотребление служебным положением, халатное исполнение должностными лицами своих обязанностей (а в армейской среде, в силу специфики жизнедеятельности личного состава, кроме того, расцветают неуставные взаимоотношения), что неизбежно приводит к низкому уровню состояния правовой работы. В обществе же, в котором моральные ценности находятся на должной высоте, как правило, можно встретить высокую культуру, уважительное отношение к другим, стремление добросовестно исполнять свои обязанности, укреплять дисциплину и правопорядок, что, в свою очередь, в значительной степени содействует неуклонному повышению уровня состояния правовой работы в воинском коллективе.

В этой связи для более глубокого понимания содержания правовой работы особый интерес представляют важные выводы, сделанные при изучении взаимодействия права и морали А.А.Тер-Акоповым, а именно:

1. Процессы эволюции права и морали органически взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. Право все больше берет на себя функцию регулятора общественных отношений, забирая себе и ту роль, которая традиционно выполнялась моралью. При этом содержание моральных норм не меняется, трансформируется лишь форма социального контроля.

3. Право должно рассматриваться в качестве глобальной нравственной ценности. Такой же ценностью должна признаваться правотворческая, правоприменительная деятельность, правовое сознание граждан.

4. Необходимо постоянно соотносить возникающие новые явления и формирующуюся правовую систему с основополагающими духовными ценностями, постоянно приводить их в соответствие с последними.

5. Наряду с правом следует развивать духовность, добиваться формирования единого духовного поля как основы эффективности права[113].

Как видно все эти положения и выводы актуальны и для правовой работы, к которой они имеют прямое отношение.

Право, по мнению А.А.Тер-Акопова, – элемент духовности по определению. В нем духовность не только отражается, но и закрепляется, охраняется силой государственного принуждения. Все отрасли права основываются на духовности. Если обратиться к уголовному праву, то преступление и наказание, ответственность в целом – это выражение духовности общества. Преступность отражает реальную духовность общества, показывает, во-первых, формы отступления от духовности, а во-вторых – отношение общества к этим отступлениям. Таким образом, делает вывод А.А.Тер-Акопов, духовность – категория и уголовно-правовая, что, собственно, и делает ее предметом уголовно-правовой науки, обязывает рассмотреть уголовный закон с точки зрения того, как он выражает духовность общества и отдельных его членов[114].

Сделанный вывод представляется очень важным, поскольку позволяет взглянуть по-новому не только на уголовный закон и предмет уголовно-правовой науки, но также и на другие отрасли права и предмет правоведения вообще и правовой работы в частности. Следует отметить, что такой взгляд необходим не только на уголовный закон, но и на другие отрасли законодательства, однако следует признать, что в уголовном праве духовность проявляется более ощутимо.

Уголовный закон, по мнению А.А.Тер-Акопова, сам по себе представляет духовное образование. Он выражает общую волю граждан и потому заключенная в нем духовность имеет общественный характер. Он является благом для личности, общества и государства, выступая в качестве способа регулирования определенных (уголовно-правовых) отношений и защиты интересов каждого человека, общества в целом и государства, противодействуя произволу, мести, несправедливости, угнетению, устанавливая запреты и предписания должного поведения. Именно в таком качестве уголовное право формировалось исторически, черпая свои нормы из религиозных, сугубо духовных установлений. Исторически прослеживается, в частности, связь современного российского права с христианством, Ветхим и Новым Заветами[115].

Данный вывод также представляется достаточно важным применительно к правовой работе, поскольку обнаруживает связь правовой работы с духовной, религиозной стороной жизнедеятельности граждан, их правосознания с духовным уровнем и религиозным сознанием, а также позволяет глубже вникнуть в истоки правовой работы, правосознания, понять их глубинное содержание, имеющее духовную, религиозную основу.

По мнению А.А.Тер-Акопова в ст. 2 УК РФ, определяющей задачи уголовного закона, необходимо в перечне изложенных социальных ценностей назвать духовность или хотя бы одно из ее основных проявлений – нравственность, причем указать ее в качестве главного приоритета. Духовность (нравственность), став предметом уголовного закона, превратится в предмет научных, уголовно-правовых и криминалогических исследований, что позволит повернуть общество лицом к основному фактору, порождающему преступность, и позволяющему противодействовать ей[116].

Выдвижение духовности в качестве главного приоритета и предмета уголовного права, а также выводы о необходимости проведения научных исследований духовного содержания права как основного фактора, порождающего преступность и противостоящего ей, заставляют совершенно по-новому взглянуть и на содержание правовой работы, ее духовную составляющую, определяющую во многом и уровень правовой работы. О связи и влиянии духовности и религиозости на право, правосознание и правовую работу высказывались и многие другие ученые и исследователи.

Древнейшие христианские религии, по убеждению Спекторского Е.В., не только благословляют юридическую культуру, но и непосредственно создают ее. И это вполне понятно. Что могло бы обуздать дикаря и подчинить его социальной норме, как не религия, основанная на почтительном страхе? Таким образом, приходит он к выводу, с давних времен юридическая культура уже не только существовала, но и процветала, охватывая не только человеческие, но и божеские дела и вполне оправдывая данное впоследствии Ульпианом определение юриспруденции как познания божеских и человеческих вещей[117].

По убеждению Победоносцева К.П. (1827-1907), на церковь возложено внушить народу уважение к закону и к властям, внушить власти уважение к свободе человеческой[118].

Христианская идеология, по мнению Пендиковой И.Г., изначально была абсолютизирована в русской культуре, поскольку на Руси ко времени крещения не было системно развитой, жизнеспособной государственной идеологии, сформировавшейся в рамках языческой культурной парадигмы. Это привело к тому, что в основе русского самосознания лежит христианская идеология[119]. Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку самосознание является фундаментом, на котором выстраивается правосознание, определяющее, по сути, состояние правовой работы в обществе.

Данные обстоятельства и выводы заставляют по-новому взглянуть на христианство и его связь как с российским правом, так и с правовой работой, наполнить правовую работу новым содержанием, способствующим утверждению в ней духовных и нравственных начал, основанных на христианской идеологии.

В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви (приняты Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г.) излагающими базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений, областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

и) наука, включая гуманитарные исследования;

к) здравоохранение;

л) культура и творческая деятельность;

м) работа церковных и светских средств массовой информации;

н) деятельность по сохранению окружающей среды;

о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

п) поддержка института семьи, материнства и детства;

р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества[120].

Как можно увидеть из приведенного перечня областей взаимодействия Русской Православной Церкви и государства такое сотрудничество в ряде областей не только способствует в той или иной мере повышению уровня состояния правовой работы в войсках (см., например, п.п. б, в, е, ж, з и др.), но и оказывает существенную помощь государству в деле укрепления его обороны и безопасности в целом.

Таким образом, как видно из изложенного, нравственные, духовные и религиозные факторы оказывали и оказывают существенное влияние на содержание правовой работы и потому не могут игнорироваться. Особенно важное значение эти факторы приобретают в армейской среде, поскольку они оказывают позитивное воздействие на воинскую дисциплину, являющуюся основой военной организации общества, наполняют глубоким содержанием существо воинского долга перед Отечеством и народом, освящает военную службу, вдохновляет на ратные подвиги, мужественное перенесение тягот и лишений суровых армейских будней.

Правовая работа выступает не как стихийный, а как сознательный управляемый и направляемый процесс. В связи с этим содержание такого процесса, очевидно, должно иметь вполне конкретную направленность, т.е определенную цель на достижение которой он должен быть сориентирован и направлен.

Как отмечает И.А.Ильин, к правоотношениям можно подойти с точки зрения их целесообразности. Такое исследование должно установить и доказать единую, высшую цель, осуществляемую правом и правовыми союзами людей, и вслед за тем подыскать верные средства, ведущие к осуществлению этой цели; оно рассмотрит каждое правовое явление и каждую правовую норму с точки зрения их практической годности и негодности и даст указание и совет мудрому правителю. Такое исследование должно называться политикой права[121].

Указанное И.А.Ильиным исследование по установлению единой высшей цели (права и правовых союзов людей), а также верных средств, ведущих к осуществлению этой цели, названное политикой права, должно составлять ядро, внутренний стержень правовой работы, поскольку без установления этих основополагающих элементов (цели и средств) правовая работа теряет свою главную направленность и приобретает черты стихийности, хаотичности, неуправляемости и бессмысленности.

Таким образом, содержание правовой работы помимо внешней имеет также и внутреннюю составляющую. Если внешнее содержание правовой работы проявляется в основном в различных формах нормотворческой и правоприменительной деятельности, то внутреннее – направлено на повышение уровня правосознания и правовой культуры личности и общества, а по мере роста правосознания необходимо осуществлять переосмысление, уточнение, корректировку (а при необходимости и выработку новых) целей правовой работы, а также средств и методов, ведущих к осуществлению этих целей. Если вопросам внешней составляющей правовой работы в юридической литературе уделялось много внимания и они достаточно широко исследовались различными учеными, то внутреннее содержание правовой работы изучено и раскрыто, как представляется, не в достаточной мере, а между тем, именно внутреннее содержание правовой работы, его качественное состояние, духовное наполнение во многом влияют, а порой и определяют внешние формы организации и ведения правовой работы, ее уровень состояния. Подробнее вопросы, связанные с правосознанием и целями правовой работы, рассматриваются во второй и третьей главе настоящего исследования.

Данные выводы представляют особую важность для военных и других организаций, чья деятельность напрямую связана с повышенным риском для жизни и здоровья людей, где требуется проявление мужества, терпения, готовности отдать, если потребуется, свою жизнь во благо ближним, принести себя в жертву общественным интересам. Как показывает история России развить эти качества в личности практически невозможно без серьезного нравственного и духовного воздействия на правосознание воинов и Православная церковь на протяжении всей дореволюционной истории выступала в этом важном деле укрепления духа войск – главным действующим лицом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: