Правовая работа как основа военного управления

На высокую роль и огромное значение права в сфере управления обществом указывали многие ученые. Право, по утверждению А.А.Тер-Акопова, есть инструмент, орудие в руках государства, которое с помощью права осуществляет управление обществом[97].

Такое управление осуществляется преимущественно посредством государственно-правового воздействия, которое выступает важным элементом военного управления. Государственно-правовое воздействие – это в первую очередь направленность действия государственно-правового регулирования на общественные отношения и сознание граждан, с целью добиться развития общественных отношений в нужном для государства направлении[98].

В военных организациях управление наиболее важными участками деятельности осуществляется, в основном, посредством издания командирами в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства приказов, иных правовых актов и их неуклонного исполнения подчиненными. Для того чтобы нормы права были надлежащим порядком созданы и реализованы, их требования претворены в жизнь, как правило, необходимо выполнить комплекс организационных мероприятий, осуществляемых в Вооруженных Силах органами военного управления, их должностными лицами, командирами, начальниками, штабами, подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы.

При проведении указанных мер в управленческом процессе выделяется относительно самостоятельное, непосредственно связанное с созданием и реализацией правовых норм направление, которое принято называть – правовое обеспечение (т. е. обеспечение средствами, заложенными в праве, процесса управления). Это направление в управленческой деятельности, осуществляемой командирами (начальниками) и другими должностными лицами, по сути, составляет один из важнейших участков правовой работой, проводимой в войсках.

Как отмечает Пугинский Б.И., правовая работа ведется не только в хозяйственных системах, но также и в организациях, выполняющих другие функции. В этих случаях требования об обеспечении законности в их деятельности сохраняются. Что касается применения правовых средств, то оно будет подчиняться не повышению эффективности производства, а достижению иных целей, стоящих перед субъектами[99].

Развивая эту мысль, Соколов И.С. указывает, что, будучи важным элементом правового регулирования, правовая работа в народном хозяйстве требует четкой организации и, следовательно, управления. Прежде всего, упорядочивающее воздействие направлено на установление и поддержание определенного порядка в правоорганизующей деятельности объектов управления. Вместе с тем, упорядочение общественных отношений выступает как форма и условие их развития. Такой подход позволяет назвать другую сторону управления правовой работы, состоящую в том, чтобы обеспечить совершенствование правоорганизующей деятельности хозорганов с целью усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства[100]. Указанные выводы справедливы с некоторым соответствующим уточнением и для правовой работы в Вооруженных Силах, которая также призвана упорядочивать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения вооруженной защиты Отечества, с одной стороны, а, с другой, воздействовать на эти отношения с целью улучшить деятельность военных организаций по выполнению стоящих перед ними в этой области задач.

Исследуя сущность правовой работы и ее характерные особенности, В.С.Анохин приходит к выводу, что правовая работа тесно связана с выработкой и принятием управленческих решений, обеспечивает условия для укрепления государственной, плановой дисциплины, неукоснительного соблюдения законности[101]. Применительно к Вооруженным Силам данные аспекты являются особенно актуальными, т.к. от принятия органами военного управления правильного решения может зависеть жизнь и здоровье многих людей, а вопросы укрепления дисциплины и законности для войск всегда были актуальными, поскольку оказывают существенное влияние на боеспособность и боеготовность частей и соединений.

Военное управление, как указывает П.И.Романов, представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность военных органов государства, которые на основе и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства страны осуществляют непосредственное руководство вооруженными силами (политическим воспитанием военнослужащих, боевым обучением и боевым использованием войск, их материально-техническим снабжением и т.д.)[102].

Вся деятельность, все усилия военного аппарата в мирное время имеют своей главной целью подготовку Вооруженных Сил для сокрушительного отпора врагу в военное время. Органы военного управления призваны обеспечить высокую и постоянную боевую готовность войск, быстрое мобилизационное развертывание вооруженных сил, правильное и наиболее целесообразное использование войск в бою и военных операциях. Жизнь армии, деятельность органов военного управления в мирное время, приходит к выводу П.И.Романов, должны быть в максимальной степени приспособлены к условиям и обстановке военного времени.

Военное управление осуществляется на основе следующих организационно-правовых принципов: централизации руководства, единоначалия и воинской дисциплины. Эти принципы наиболее отчетливо характеризуют, по утверждению П.И.Романова, специфику военного управления, его отличие от других отраслей государственного управления. Они вместе с тем в значительной мере предопределяют своеобразные черты правовых отношений, складывающихся на основе норм права в процессе военного управления.

Одним из важнейших принципов, на котором зиждется все военное управление и без которого оно немыслимо, является единоначалие. Под единоначалием, по мнению И.Ф.Побежимова, понимается такая организационная форма централизованного управления войсками, при которой происходит сосредоточение в одном лице командира (начальника) всех строевых, политических, хозяйственных, административных функций и установлена целиком его единоличная ответственность за все стороны боевой и политической жизни части, соединения и учреждения. Полновластие начальника – необходимое условие осуществления единоначалия в армии и флоте. Командир-единоначальник может успешно выполнять свои задачи лишь в том случае, если он будет обладать всей полнотой власти, предоставленной ему законами и воинскими уставами. Отсутствие настоящего единоначалия, а следовательно, безответственность в военном деле, сплошь и рядом ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, поражению[103].

Как справедливо замечает П.И.Романов, безусловная необходимость единоначалия подтверждена всей историей и опытом армии. Значение единоначалия состоит в том, что только оно может обеспечить такое единство воли и действий всего личного состава армии, которое соединяет воедино усилия всех и тем умножает мощь и силу армии, облегчая дело победы над врагом. Поэтому, задача правового регулирования военного управления состоит в том, чтобы неуклонно укреплять принцип единоначалия, создавать командиру (начальнику) наиболее благоприятные условия для осуществления функций руководства, для развертывания своих личных организационных способностей[104].

Очевидно, что и одной из главных задач правовой работы в Вооруженных Силах должно выступать максимальное содействие с помощью различных правовых средств всемерному укреплению и повсеместному распространению в войсках указанных организационно-правовых принципов, повышение тем самым управляемости войск и персональной ответственности командиров за результаты своей деятельности по обеспечению высокой боеготовности подчиненных воинских частей и подразделений. Однако внимательный анализ правовой работы проводимой государством в этой области последние два десятилетия и используемых при этом правовых средств свидетельствует об обратном.

Правильно организованная командирами и начальниками, а также иными должностными лицами правовая работа способствует улучшению организации управления и положения дел на всех участках функционирования войскового организма, укреплению правопорядка и воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими, совершенствованию дисциплинарной практики, осуществлению различных видов контроля, административных расследований и дознаний, материально-технического обеспечения войск, эксплуатации вооружения и военной техники, обеспечению прав и законных интересов как личного состава, так и военных организаций.

При организации и проведении правовой работы в войсках, следует учитывать, что большую часть личного состава Вооруженных Сил составляют военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Прохождение службы этими лицами имеет ряд особенностей, из которых наиболее существенными для успешного достижения целей правовой работы являются следующие:

- на военную службу по призыву зачисляются граждане, как правило, не имеющие опыта военной службы в войсках, т. е. впервые;

- срок прохождения военной службы по призыву ограничен 24 месяцами, а для отдельных категорий – 12 месяцами;

- зачисляются на военную службу по призыву молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, при этом основной контингент военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет молодежь 18-20 лет;

- зачисление на военную службу по призыву осуществляется в силу юридической обязанности, независимо от воли призываемого в ряды Вооруженных Сил гражданина;

- военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, как правило, комплектуются низовые звенья составов военнослужащих: солдат, матросов, сержантов, старшин и младших офицеров;

- правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, значительно отличается от правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (по размеру денежного довольствия, времени отдыха и др.);

- особенные режим и условия прохождения военной службы (казарменное положение, распорядок дня, ограниченный выход за пределы воинской части и др.).

Указанные обстоятельства оказывают существенное влияние на состояние воинской дисциплины и правопорядка, сохранность военного имущества в войсках, уровень боеготовности воинских частей и должны учитываться командирами и начальниками всех степеней. Необходимо учитывать данные обстоятельства также и представителям военной прокуратуры при оказании командованию помощи в проведении с личным составом различных воспитательных мероприятий, при применении мер прокурорского реагирования на нарушения законности в войсках, а также при проведении других мероприятий (в том числе и профилактического характера), направленных на всемерное укрепление воинской дисциплины и обеспечение сохранности военного имущества в Вооруженных Силах.

В этой связи особую актуальность приобретают полномочия командиров, наличие в их распоряжении достаточных правовых средств, которые в совокупности позволяли бы им оказывать эффективное воздействие на находящиеся в их управлении объекты, в том числе и на подчиненных им военнослужащих. Отсутствие таких правовых инструментов, способов управления подчиненными войсками либо их недостаточность, малоэффективность делает командира беспомощным при решении стоящих перед ним задач (либо существенно затрудняет их решение), сводит постепенно к нулю все военное управление, заводит командира в тупик. 

Для наглядности примера, показывающего роль и значение правовой работы в военном управлении, отдельно остановимся на таком некогда эффективном, но в настоящее время изъятом у командиров правовом средстве, как дисциплинарное наказание в виде ареста военнослужащего с содержанием на гауптвахте.

Указом Президента РФ N 671 от 30 июня 2002 г. с 1 июля 2002 г., принятым в соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями ст. 22 Конституции РФ, в Дисциплинарный устав и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ были внесены существенные изменения, фактически лишившие командиров права подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте, а Правительству РФ было поручено представить Президенту РФ проекты законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, обеспечивающих выполнение Конституции РФ и международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим указанной меры дисциплинарного взыскания.

Согласно ст. 5 Конвенции содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом п. 6 раздела второго Конституции РФ устанавливалось, что прежний порядок ареста (в том числе и дисциплинарного), содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется. Временный характер сохранения указанного порядка ареста военнослужащих с содержанием на гауптвахте в качестве дисциплинарного взыскания был подтвержден Федеральным законом от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. по делу о проверке конституционности ст. ст. 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР определено, что все нормативные правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше 48 часов, а также арест и содержание под стражей без судебного решения, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению.

Таким образом, нормы международного права и Конституции РФ исключают арест военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению. С 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом.

Между тем по данным дисциплинарной практики за это время значительно возросло число грубых нарушений воинской дисциплины, таких как самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений между военнослужащими. Причем есть тенденция систематического совершения этих нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли. По данным военных судов, в 70% случаев основной предпосылкой совершения воинских преступлений, подрывающих военную и национальную безопасность государства, стало отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершенные грубые дисциплинарные проступки.

По сообщениям из войск отсутствие у командиров такого эффективного правового средства борьбы с нарушениями воинского правопорядка как дисциплинарный арест ставит в тупик командование воинских частей и подразделений. В частности, осознавая опасность сложившейся ситуации командующий Северным флотом адмирал Сучков Г.А. вынужден был обратится 7 июля 2003 г. (исх. № 31/132) в адрес Государственной Думы ФС РФ с просьбой ускорить разработку и принятие закона «О дисциплинарном аресте военнослужащих», из-за отсутствия которого на флоте создалась правовая коллизия. Ранее арест с содержанием на гауптвахте являлся одной из крайних мер воздействия и применялся в случаях совершения военнослужащими грубых дисциплинарных проступков или когда другие меры, принятые командиром (начальником) оказывались безуспешными. В условиях же отсутствия у командиров воинских частей и подразделений правового механизма поддержания высокой воинской дисциплины не представляется возможным справедливо взыскивать с нерадивых военнослужащих за совершенные ими проступки, что ведет, по словам командующего СФ, к негативным последствиям – росту количества дисциплинарных проступков, подрыву дисциплины в армии и на флоте.

Таким образом, командиры всех степеней в настоящее время оказались в крайне затруднительной ситуации, при которой государство на них возложило обязанность по обеспечению высокой воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях, однако фактически лишило их достаточных для этого правовых средств, позволяющих эффективно бороться с злостными нарушителями воинской дисциплины.

При сложившихся обстоятельствах командиру остается либо ограничиваться имеющимися в его распоряжении (в соответствии с действующим законодательством) правовыми средствами по поддержанию воинской дисциплины, наблюдать за ее неуклонным падением в подчиненном подразделении и получать за это взыскания от вышестоящих начальников, либо всемерно бороться с нарушителями, в том числе применяя и незаконные средства (арест, ограничение свободы, рукоприкладство, телесные наказания и т.п.) воздействия на наиболее злостных из них, и идти за это под суд.

Вместе с тем, цифры говорят сами за себя. По сообщению «Красной звезды» только в течение первой половины 2003 г. за рукоприкладство осуждено 167 офицеров, а от «неуставщины» пострадали примерно две тысячи человек, 16 погибли[105].

Трагичность создавшейся ситуации осознается и на самом высоком государственном уровне. Так, председатель Комитета Государственной Думы по обороне В.Заварзин, в частности прямо указывает, что «отмена дисциплинарного ареста с содержанием на гаупвахте крайне негативно сказалась на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках. За три минувших с того момента года значительно возросло число таких грубых нарушений воинской дисциплины как самовольная отлучка, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношения между военнослужащими. При чем нарушения совершаются одними и теми же военнослужащими, которые не понесли за предыдущие проступки существенного наказания… Нормы международного права и Конституция РФ признают неправильным применение ареста военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению. В законопроектах это учтено. Дисциплинарный арест будет применяться только на основании решения суда»[106].

В тоже время полезно сравнить, какими правовыми средствами обладали командиры в прежние времена, например, в начале XX века, когда военное законодательство, впитавшее в себя опыт предыдущих столетий, было на достаточно большой высоте по уровню своего совершенства. Рассмотрим лишь кратко некоторые наиболее важные применительно к рассматриваемому вопросу положения Устава Дисциплинарного 1913 года.

Под дисциплинарным взысканием Устав понимал наказание, налагаемое без суда, властью начальства. При этом дисциплинарным взысканиям подлежали все вообще маловаж­ные проступки как по службе, так и по нарушению общественного порядка и благочиния, не влекущие за собою предания суду (ст.ст. 8-9).

Представляют интерес и виды наказания, налагавшиеся до революции на нарушителей воинской дисциплины. Так, в силу ст. 13 Устава на рядовых и ефрейторов налагались следующие дисциплинарные взыскания:

1. воспрещение отлучаться из казармы или со двора на время не свыше одного месяца;

2. назначение не в очереди в наряд по службе пли на случающиеся по роте работы не свыше восьми нарядов;

3. простой арест на время не свыше одного месяца;

4. строгий арест на время не свыше двадцати суток;

5. усиленный арест на время не свыше восьми суток;

6. лишение ефрейторского и бомбардирского звания и смещение на низшие степени и меньшие оклады.

Для сравнения полезно заглянуть в ныне действующий Дисциплинарный устав ВС РФ, ст. 51 которого, в частности, устанавливает, что на солдат и матросов могут налагаться следующие взыскания:

а) выговор;

б) строгий выговор;

в) лишение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

г) назначение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу - до 5 нарядов;

е) лишение нагрудного знака отличника;

ж) досрочное увольнение в запас солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.

Разница впечатляющая. Особенно сильно бросается в глаза наличие перед революцией ареста военнослужащих. При этом существовало три его разновидности (а не одна, как было предусмотрено ныне действующим Дисциплинарным уставом ВС РФ до отмены в 2002 г. этого дисциплинарного взыскания), а максимальный срок его достигал одного месяца (30 дней), что давало командирам широкие возможности по воздействию на волю подчиненных.

Чтобы понять глубже сущность этой меры дисциплинарного взыскания, накладываемого командиром единолично, в соответствии с предоставленными ему правами, рассмотрим кратко, что же представлял собой арест военнослужащих в то время.

Устав Дисциплинарный в ст. 74 устанавливал, что аресты для нижних чинов состоят в следующем:

1) Простой арест – в том, что виновные содержатся, каждый отдельно, в светлом карцере, с исправлением, по усмотрению начальства, служебных обязанностей. Они получают пищу из роты и спят на голых нарах.

2) Строгий арест – в том, что арестованные содержатся в светлом же карцере. Им отпускается хлеб, соль, вода и чайное довольствие ежедневно, а горячая пища из роты - через два в третий. Они спят на голых нарах.

3) Усиленный арест – в том, что арестованные содержатся в темном карцере. Им отпускается хлеб, соль, вода ежедневно, а горячая пища из роты – через два в третий. Они спят на голых нарах.

Кроме того, нижним чинам, подвергнутым аресту, как усиленному и строгому, так и простому, воспрещается курение табаку, употребление водки, всякого рода игры и песни, а также сообщение с посторонними (ст. 76).

Анализ данных положений наглядно показывает, что у современных командиров, правовых средств воздействия на нарушителей воинской дисциплины и правопорядка значительно меньше, чем существовало у их коллег в начале XX века. Что же касается действенных правовых мер принуждения, позволяющих им эффективно оказывать управляющее воздействие на подчиненных, – можно сказать, что их практически и вовсе нет. Как, например, бороться командиру с казарменным хулиганством военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которых уволить досрочно нельзя, а возбудить уголовное дело в отношении них – нет достаточных оснований? Что делать с злостными нарушителями воинской дисциплины, которых самое большое дисциплинарное взыскание – наряд на работу – не пугает, а находясь в наряде, они либо бездельничают, либо халатно исполняют свои обязанности? Действующий Дисциплинарный устав четких и ясных ответов на эти вопросы не дает, а командиров ставит в тяжелое положение, поскольку решать задачи, стоящие перед ним он должным образом при таком своем правовом положении не может.

 Примечательно и то, что согласно Уставу Дисциплинарному право на ограничение свободы имели:

Фельдфебели (ст. 23):

воспрещать отлучку из казармы или со двора до четырех суток;

назначать не в очереди на службу или на случающиеся по роте работы до трех нарядов;

подвергать простому аресту на одни сутки.

Младшие офицеры роты и подпрапорщики, переименованные в это звание из выдержавших офицерский экзамен нижних чинов инженерных войск и из инженерных кондукторов, относительно подведомственных им нижних чинов (ст. 24):

воспрещать отлучку из казармы или со двора до восьми суток;

назначать не в очередь на службу, или на случающиеся по роте работы до четырех нарядов;

подвергать простому аресту до двух суток.

Ротные командиры (ст. 25):

воспрещать отлучку из казармы или со двора до одного месяца;

назначать не в очереди на службу или на случающиеся по роте работы до восьми нарядов;

подвергать простому аресту до пяти суток, строгому аресту до пяти суток и усиленному до двух суток.

  Полковые командиры (ст. 29):

подвергать простому аресту до одного месяца, строгому аресту до двадцати суток и усиленному до восьми суток;

подвергать, для усугубления наказания, простому, строгому и усиленному аресту вместе до одного месяца.

Более того, ст. 33 Устава предусматривала даже для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства дисциплинарное взыскание – арест домашний и на гауптвахте на время до одного месяца. При этом, в главе о степени власти начальников в наложении взысканий дисциплинарных на офицеров и гражданских чиновников военного ведомства устанавливалось, что этих лиц уполномочены:

ротные командиры (ст. 37) – подвергать домашнему аресту на одни сутки;

полковые командиры (ст. 41) – подвергать аресту домашнему и на гауптвахте штаб и обер-офицеров и гражданских чиновников соотвественных классов: штаб-офицеров – до трех, а обер-офицеров – до семи суток;

начальники дивизий (ст. 43) – подвергать штаб и обер-офицеров, а также гражданских чиновников соотвественных классов, аресту домашнему и на гауптвахте; штаб-офицеров – до четырнадцати суток, а обер-офицеров – до одного месяца.

Аресты для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства в соответствии со ст. 78 Устава состояли в следующем:

1) домашний арест – в содержании на квартире, с исправлением или без исправления служебных обязанностей, причем оружие не отбирается;

2) арест на гауптвахте – в содержании на гауптвахте без исправления обязанностей службы. За неимением гауптвахты, офицеры и гражданские чиновники, подлежащие этому роду ареста, содержатся в особой комнате при полку, под наблюдением дежурного по нему офицера, в исключительных, по усмотрению начальства, случаях – и с приставлением к комнате часового.

Обращает на себя внимание также и то, что согласно Уставу Дисциплинарному 1913 г. даже высшее командование, генералы могли подвергаться аресту в дисциплинарном порядке. Так, в частности ст. 36 Устава предписывала, что генералы, гражданские чиновники военного ведомства первых четырех классов, лица, занимающие должности не ниже пятого класса, а также полковые командиры и другие начальники в чине полковника, пользующиеся властью командира полка, могут быть, за исключением чрезвычайных случаев, подвергаемы аресту в порядке дисциплинарном не иначе, как по Высочайшему повелению.

По ныне действующему законодательству арестовать даже рядового или матроса (не то, что генерала) в дисциплинарном порядке не вправе даже Верховный главнокомандующий – Президент России. И это в то время, когда уровень образования и культуры поступающей в войска молодежи снижается все ниже и ниже, а преступность неуклонно растет (в среднем на 10 % в год)[107].

Вместе с тем, в целях укрепления воинской дисциплины право на арест в дисциплинарном порядке предоставлялось не только прямым начальникам провинившихся военнослужащих. Например, ст. 51 Устава предусматривала, что за нарушение младшим, в присутствии старшего, общего порядка военной службы и дисциплины или общественного в публичном месте благочиния и неотдание установленной чести, старший не только был вправе, но обязан был сделать младшему напоминание и мог его, за исключением лиц, показанных в ст. 36 сего Устава (т.е., по сути, полковых командиров, полковников им равных и выше), арестовать.

Эти обязанности возлагались: 1) в отношении штаб-офицеров – на генералов; 2) в отношении обер-офицеров – на генералов и штаб-офицеров; 3) в отношении нижних чинов – на всех офицеров.

Ныне действующее военное законодательство по части дисциплинарного ареста ничего подобного не содержит, в связи с чем действенных мер, эффективных правовых средств укрепления воинской дисциплины как при исполнении военнослужащими обязанностей военной службы, так и в другое время, в общественных местах, у командиров и начальников, по сути, нет.

Такое положение вещей противоречит интересам военного дела, укрепления обороны государства. Более того, законопроект о дисциплинарном аресте военнослужащих, предусматривающий судебную процедуру, которого уже более трех лет с нетерпением ждут командиры всех степеней, по-видимому, так никогда и не появится в виде законодательного акта. Как сообщили в СМИ, директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Юрий Калинин заявил, что арест как вид наказания дорог и неэффективен, поэтому должен быть отменен. В интервью Калинин рассказал, что арест в России является самой жесткой разновидностью заключения, с полной изоляцией от общества. Условия отбывания ареста не соответствуют ни личности осужденных, ни тяжести совершенных ими деяний. В связи с этим Минюст России подготовил проект федерального закона об исключении из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста. Документ уже проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах по поручению правительства. Альтернативой лишению свободы может стать ограничение свободы, то есть наложение определенных обязанностей или запретов. Например, осужденному может быть запрещено выходить на улицу после восьми вечера или приближаться к кому-то или чему-то ближе обусловленного расстояния. Закон о применении такого наказания уже готовится. "Его принятие позволит сэкономить более 20 миллиардов рублей", - подчеркнул Калинин[108].

При таком подходе ответственных государственных лиц к вопросам наказания руки у правонарушителей развяжутся еще больше, преступность будет наступать все дальше и дальше, что, конечно же, недопустимо.

Приведенный пример, связанный с закреплением правовых средств управления, среди которых важное место отводится аресту военнослужащего с содержанием на гауптвахте, свидетельствует о том, какое важное место занимает правовая работа в деле обеспечения управления войсками, поддержания высокого уровня боеготовности частей и подразделений.

Все выше изложенное позволяет также понять значение правовых средств в управленческой деятельности командиров, важность соответствия предоставляемых этим командирам правовыми актами полномочий тем задачам, которые возлагаются на них, и тем условиям, в которых они вынуждены осуществлять свою деятельность.

В разрешении серьезной государственной правовой проблемы о дисциплинарном аресте необходимо понять, что для России важнее ее обороноспособность и независимость, нежели абстрактные ценности и интересы мирового сообщества. Правовые средства командиров по укреплению воинской дисциплины необходимо корректировать без оглядки на Запад, а глубоко вникая в исторический опыт военного строительства и реальное положение вещей в войсках. Необходимо заимствовать из дореволюционного законодательства наиболее эффективные и проверенные временем правовые средства управления военными организациями, в т.ч. и касающиеся дисциплинарного ареста военнослужащих, с внесением необходимых изменений в соответствующие законодательные и иные акты, в т.ч. и Дисциплинарный устав. Что же касается международных договоров и международных стандартов по правам человека, без которых Россия столько веков обходилась, то представляется более разумным выйти из этих договоров и поставить национальные интересы выше абстрактных международных.

Представляет интерес и другое правовое средство, связанное с обеспечением сохранности военного имущества – материальная ответственность военнослужащих, которая установлена соответствующим Федеральным Законом, предусматривающим судебный порядок привлечения военнослужащих к этому виду ответственности, за исключением незначительных сумм (от одного до трех окладов месячного денежного содержания и месячных надбавок за выслугу лет, в зависимости от обстоятельств), которые могут взыскиваться по решению командиров установленным порядком.

Примечательно, что данное правовое средство в дореволюционном законодательстве помещалось в Уставе Дисциплинарном 1913 г. в главе 13, которая так и называлась «О денежных взысканиях, определяемых в порядке административном». Согласно ст. 122 Устава Денежные взыскания определялись:

1) когда количество взысканий не превышает ста рублей, - по распоряжению полковых и бригадных командиров;

2) когда количество взысканий не превышает трехсот рублей, - по распоряжению начальников дивизий;

3) когда количество взысканий не превышает шестисот рублей, - по распоряжению корпусных командиров;

4) когда количество взысканий не превышает девятисот рублей, - по распоряжению главных начальников военных округов;

5) когда количество взысканий превышает девятьсот рублей, то главные начальники военных округов представляют о том на утверждение военного министра.

При этом, в примечании к этой статье оговаривалось, что в военное время главнокомандующему и командующим армиями предоставляется собственной властью определять денежные взыскания и свыше девятьсот рублей.

Когда сумма взысканий превышала власть военных начальников, то они, объявив свое заключение обвиняемому, предоставляли его утверждение высшему, по порядку подчиненности лицу, принимая законные меры обеспечения следующего в пользу казны взыскания.

Статья 124 Устава предусматривала, что денежные взыскания, определяемые военными начальниками, пополняются с офицеров преимущественно вычетом из жалования, а если у виновного есть собственное имущество, то в случаях, не терпящих отлагательства, продажею его в порядке, законами установленном, исключая, когда со стороны высшего начальства последует, по жалобе недовольного, распоряжение о приостановлении взыскании.

Вычет же на удовлетворение денежных взысканий производился из окладов жалованья и всех прибавочных к нему под разными наименованиями сумм, квартирных и столовых денег, аренды, пенсий, единовременных денежных награждений и всяких делаемых или предназначаемых виновному выдаче.

Размер вычетов был установлен следующий:

Из окладов лиц, получающих в год:        до          до               более

                                                            500 руб. 1000 руб.           1000 руб.

Неженатых                                              1/3        2/5                1/2

Женатых или вдовых, но имеющих детей    1/4             1/3               2/5

Указанный правовой механизм позволял командирам эффективно бороться за сохранность военного имущества, предусматривал возможность при значительном ущербе без обращения в суд в административном порядке быстро принять решение и произвести соответствующие удержания с виновного в доход государства. Другими словами, рассмотренное правовое средство, в том виде, в котором оно закреплялось в дореволюционном законодательстве, помогало командирам в управлении войсковым хозяйством, возвышало его авторитет и власть, т.е. работало на укрепление единоначалия, воинской дисциплины обороноспособности страны.

В настоящее же время возможности командира значительно снизились, поскольку судебная процедура требует дополнительных усилий по подготовке документов, поиску и уплате государственной пошлины, а также отнимает много времени, т. к судебные заседания могут тянуться месяцами.

Кроме этого, недоверие со стороны государства командиру в принятии решения самостоятельно, а не через суд, подрывает его авторитет в глазах подчиненных, умаляет единоначалие, как основной принцип управления войсками, ведь чтобы наказать виновного в причинении ущерба рублем он вынужден идти на «поклон» к судье. Другими словами часть властных полномочий командира попросту передана законодателем судебным инстанциям, которые теперь наряду с отправлением правосудия также и управляют войсками, т.е. судебной власти переданы функции исполнительной власти, ведь до принятия в 1999 г. ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» никто не мешал виновным в причинении ущерба обжаловать действия командира установленным порядком, в т.ч. и в суд.

Таким образом, на примере двух кратко рассмотренных выше правовых институтов (дисциплинарного ареста и материальной ответственности военнослужащих) можно убедиться в том, что одной из важнейших основ управления войсками является правовая работа, представляющая собой комплекс правовых средств, без которых управление военными организациями в современных условиях немыслимо. От того, как грамотно отрегулирован правовой механизм в военном законодательстве, насколько он соответствует целям и задачам военных организаций, насколько помогает (а не мешает) командирам реализовать в жизнь эти цели и задачи – во многом зависит успех военного дела.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: