Правовое воспитание военнослужащих

Как уже отмечалось, правосознание является той основой, на которой строится все здание правовой работы, чем крепче фундамент правосознания, тем прочнее и строение правой работы, тем в большей степени оно отвечает своему предназначению. Поэтому особую важность приобретает вопрос формирования и укрепления правосознания как в обществе, так и в вооруженных силах, т.е. главным образом вопрос правильной организации и проведения правового воспитания и правового обучения.

Анализ двух последних директив Министра обороны РФ по этому вопросу свидетельствует, что трудностей на этом важном направлении деятельности органов военного управления предостаточно, уровень правосознания и правовой культуры военнослужащих, а также и работа по его укреплению пока невысоки.

Так, в 2003 г. была издана директива МО РФ № Д-6 «О мерах по повышению эффективности правового обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», в которой отмечаются наиболее важные недостатки правовой работы в этой сфере. В частности, указывается, что в войсках и силах деятельность командиров, органов воспитательной работы по организации и проведению правового обучения и воспитания личного состава осуществляется неэффективно. Уровень правовой подготовки многих офицеров, особенно полкового звена, остается низким. Большинство военнослужащих из числа солдат (матросов) и сержантов (старшин) не знают своих прав и обязанностей, не сложилось единой системы изучения правовых минимумов. Зачеты по их знанию проводятся формально, их результаты не всегда находят отражение в аттестационных материалах. Низкая правовая культура личного состава является одной из причин правонарушений, совершаемых в войсках (силах). Наиболее характерным видом правонарушений, непосредственно зависящим от уровня правовой подготовленности командиров (начальников), является превышение должностных полномочий. В 2002 году в Вооруженных Силах Российской Федерации произошел их рост в сравнении с 2001 годом. Число обращений военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в судебные органы с жалобами на действия командиров и других должностных лиц, нарушающие их законные права и интересы, не снижается. Большинство жалоб на законном основании судами удовлетворяются. Многие приказы командиров (начальников) различного уровня опротестовываются военными прокурорами и отменяются как незаконно изданные. Основной причиной указанных нарушений, как отмечается в директиве, является низкий уровень правовой подготовки должностных лиц, отсутствие у них практических навыков в использовании правовых средств в повседневной деятельности по руководству подчиненными соединениями, воинскими частями и подразделениями.

Анализ изданной позже директивы Министром обороны РФ № Д-42 от 12 августа 2004 г. «О мерах по повышению эффективности правового обучения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» показывает, что изменений в лучшую сторону на этом направлении пока не достигнуто.

Как видно из указанных директив, недостатки в организации и проведении правового обучения и воспитания отрицательно сказываются на правовой культуре, уровне преступности, количестве правонарушений в войсках, состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах в целом. Поэтому от правильного понимания, организации и проведения в жизнь этого важного направления правовой работы во многом зависит и состояние воинской дисциплины, а значит и боеготовность частей и подразделений. Однако в правильном и однозначном понимании этого направления деятельности органов военного управления есть некоторые трудности.

Анализ действующих в Вооруженных Силах РФ правовых норм о правовом воспитании военнослужащих дает основание полагать, что имеется некоторое противоречие в определении понятий правового обучения и правового воспитания и неадекватное их трактование различными правовыми документами, что, как представляется, не способствует ни надлежащей организации и проведению в войсках правового воспитания личного состава, ни укреплению правосознания воинов.           

В соответствии с п. 1 Инструкции о правовом обучении в ВС РФ (утв. приказом МО РФ 1999 г. № 333) правовое обучение - это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, правовое воспитание является составной частью, элементом (наряду с правовой подготовкой) более общего понятия – правового обучения.

Вместе с тем, в соответствии с ранее утвержденной (15.04.98 г.) Министром обороны РФ Концепцией правового воспитания личного состава ВС РФ под правовым воспитанием личного состава Вооруженных Сил понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Как видно из приведенного определения правового воспитания, одним из его элементов, наряду с другими, является «влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений», т. е., по сути, это – правовое обучение, которое, как следует из анализа приведенного определения правового воспитания, выступает элементом, составной частью правового воспитания, что подтверждается другими положениями Концепции.

Среди задач правового воспитания Концепция выделяет следующие:

- обучение личного состава правовым знаниям;

- превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;

- привитие личному составу чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;

- формирование готовности и умения личного состава активно отстаивать и защищать свои права;

- укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах.

Как видно из приведенных задач правового воспитания на первом месте находится – обучение правовым знаниям, т. е., по сути, это и есть ни что иное, как правовое обучение, которое является лишь одной из задач правового воспитания. Дальнейший анализ положений Концепции о правовом воспитании личного состава ВС РФ еще больше укрепляет в мысли о том, что правовое обучение есть лишь элемент, составная часть более общего и сложного явления – правового воспитания.

С точки зрения содержания и практического осуществления правовое воспитание согласно названной Концепции включает три неразрывно связанные между собой составные части:

во-первых, это систематическое, планомерное воздействие на личность с целью доведения до ее сознания требований права;

во-вторых, обеспечение благоприятного влияния социальной среды, создание надлежащих условий для интенсивного усвоения личностью общественного правосознания и правовых норм;

в-третьих, включение личного состава в практическую деятельность, содействующую формированию у него потребности в правовых знаниях и воспитанию привычки соблюдать требования законов, иных нормативных правовых актов.

Как видно из приведенного содержания правового воспитания, первая из ее трех частей, в сущности, является правовым обучением.

Согласно Концепции на практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям: путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практикой применения правовых норм.

Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются:

правовая пропаганда;

правовое обучение;

правовое самообразование.

Воздействие на сознание и чувства личного состава правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как:

поддержание твердого уставного порядка;

личный пример командиров (начальников);

правильная дисциплинарная практика;

своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;

создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

деятельность органов военной юстиции;

участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.

Как видно из приведенного положения Концепции о правовом воспитании личного состава ВС РФ правовое обучение является лишь одним из основных средств правового воспитания, осуществляемого путем разъяснения и изучения права.

Таким образом, как следует из выше изложенного, имеет место противоречие между, с одной стороны, содержанием закрепленного в утвержденной Министром обороны РФ Концепции о правовом обучении личного состава ВС РФ понятия правового воспитания, которое включает в себя как составной элемент (одно из средств его проведения) правовое обучение (т. е. правовое воспитание по Концепции является понятием более широким, чем правовое обучение) и, с другой стороны, изложенным в изданном позже приказе Министра обороны РФ 1999 г. № 333 определением правового обучения, которое включает в себя правовое воспитание как составной элемент (т. е. правовое обучение по приказу МО РФ является более широким понятием, нежели правовое воспитание).

Образовавшееся таким образом противоречие и неясность в понимании такого важного для укрепления правосознания и надлежащего проведения правовой работы в войсках явления как правовое воспитание, не способствует единому и ясному пониманию сущности этого явления, создает у командования дополнительные трудности в определении приоритетности, выявлении главных направлений приложения усилий по воспитанию личного состава. В этой связи, для выяснения создавшейся ситуации представляется необходимым внимательно рассмотреть сущность и содержание воспитания вообще и правовое воспитание в частности, выявить роль и значение, которое они занимают в деле военного строительства. 

Правовое воспитание, как видно из его наименования, является разновидностью воспитания, охватывающей ту его часть, которая в той или иной мере связана с правом, т.е. с правильным пониманием его (т.е. права) сути и предназначения в обществе, с уяснением его социальной ценности, принципов и содержания (применительно к той социальной роли, в которой выступает тот или иной человек, коллектив), с выработкой и развитием в человеке таких убеждений, качеств, навыков и привычек, которые обеспечивают неуклонное претворение правовых норм в повседневной жизни и деятельности людей.

К такому же выводу приходит и Чагинский В.В., который указывает, что правовое воспитание следует понимать как процесс организованного воздействия на личность правовыми средствами с целью формирования у нее праводозволительных навыков поведения. Среди задач правового воспитания он указывает наряду с прочими также и формирование у личного состава необходимых морально-психологических качеств[165].

О роли и месте воспитания в обществе и в деле государственного строительства человечеством проведено большое количество исследований и издано немало работ, однако в последнее время этому важному аспекту в правовой работе руководством страны уделяется, как свидетельствует анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности различных государственных (в т. ч. и законодательных) органов очень мало внимания.

Наглядным свидетельством тому, какое большое значение этому вопросу отводилось в прежние времена, может служить Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в котором вопросам воспитания была посвящена целая глава XIV, так и называвшаяся «О воспитании». В частности, в ст.ст. 348 и 356 этой главы указывалось, что «правила воспитания суть первые основания приуготовляющие нас быть гражданами», в связи с чем далее указывалось, что необходимо делать для правильного воспитания достойных, законопослушных граждан: «Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях, и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла и заблуждения; научать пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезного; отвращать их от мотовства; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами, и служить оному украшением»[166].

Таким образом, суть воспитания, как видно из изложенного, состоит в привитии человеку определенных добродетелей, утверждении в нем высоких качеств, полезных для общества привычек. Применительно к правовой работе человеческие качества также оказывают решающее значение на качество ее организации и проведения.

Интересен взгляд на соотношение воспитания и образования в военном деле такого выдающегося и многоопытного военачальника и педагога как М.И.Драгомиров, который справедливо отмечал, что военное воспитание ведает, главным образом, областью воли, образование – областью ума… Успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т. е. в какой мере он проникнут сознанием долга исполнительности[167]… Следовательно, обучение как таковое является вторичным, по отношению к воспитанию и полностью зависит от состояния этого воспитания, поэтому одним из главных направлений в работе по повышению правосознания, воинской дисциплины и правопорядка в войсках безусловно является правовое воспитание, непрестанное воздействие на сознание военнослужащего с целью пробудить в нем чувство воинского долга и привить основанную на нем высокую исполнительность.

Совершенно очевидно, что если командир части или подразделения будет иметь ряд негативных качеств, таких, например, как лень, грубость, низкая исполнительность, безответственность, халатное отношение к своим обязанностям, неопрятность внешнего вида и одежды, безразличие к нуждам подчиненных, злоупотребление спиртными напитками, корыстолюбие, склонность к обману вышестоящих начальников и подчиненных и т. п., то это не может не отразиться на состоянии правовой работы в возглавляемой им части или подразделении в худшую сторону. И наоборот, такие качества личности командира как трудолюбие, высокая исполнительность и ответственность за принимаемые решения, аккуратность, честность и принципиальность, требовательность к себе и подчиненным, бескорыстность и открытость, внимательное и уважительное отношение к своим начальникам и подчиненным, их нуждам не может не снискать высокий авторитет и уважение такого командира в глазах его начальников и подчиненных, будет явится образцом для ревностного исполнения своих обязанностей всеми его сослуживцами, в результате чего уровень правовой работы будет неуклонно возрастать.

Очевидно, что в военном деле правовое обучение и воспитание должны преследовать цель формировать и укреплять у военнослужащих такое правосознание, которое в максимальной степени будет способствовать повышению воинской дисциплины и правопорядка в военных организациях, укреплению боеготовности войск и обороноспособности государства. В этой связи представляется важным выявить главные элементы (черты, свойства) этого важного для обороны страны состояния правосознания военнослужащих, а также пути и способы (источники) формирования и укрепления этих главных, основополагающих в военном деле элементов в правосознании воинов.

В научной литературе выделяется такой термин как здоровое (нормальное) правосознание, под которым понимается нечто более широкое и глубокое, чем «сознание», как таковое. В частности, И.А.Ильин указывает, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно злоупотребляют этим знанием для того, чтобы превысить свои полномочия, преуменьшить свои обязанности и сложить с себя запретности. Необходимо не только знать все это, но и признавать в порядке самомнения и, признавая, иметь достаточную силу воли для того, чтобы соблюдать признанное [168]. 

Нормальное правосознание, как отмечает И.А.Ильин, отнюдь не сводится к верному знанию положительного права. Оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего – волю и при том именно – духовно воспитанную волю, а затем и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души[169].

Учитывая изложенное в вопросе укрепления законности и правопорядка командирам (начальникам) необходимо большое внимание уделять именно вопросам формирования у личного состава правосознания, при этом помимо изучения правовых норм, следует проявлять особую заботу о духовном и нравственном воспитании, как основе формирования правосознания и правомерного поведения военнослужащих. Необходимо также большое внимание уделять воспитанию у военнослужащих волевых качеств личности, которые способствуют достижению победы в бою, таких, например, как мужество, отвага, бесстрашие, терпение, стойкое перенесения тягот и лишений военной службы, инициативность и смекалка, войсковое товарищество и взаимовыручка, любовь и беззаветная преданность своему Отечеству и народу, готовность пожертвовать своим здоровьем, а если потребуется, то и самой жизнью ради победы над врагом и др.

При формировании правосознания воинов следует учитывать также еще одно важное правило: разъяснению и усвоению подлежат правовые нормы, регулирующие такие общественные отношения, в сфере которых живет и действует (либо может оказаться) конкретный военнослужащий.

Важность формирования и укрепления положительных морально-деловых качеств у личного состава настолько важна, что эти основные, наиболее важные для военного дела качества закреплены как обязательные в Уставе внутренней службы ВС РФ в числе первых среди общих обязанностей военнослужащих и командиров. При этом анализ этих обязанностей показывает, что они начинаются (т.е. стоят на первом месте и, следовательно, имеют для военного дела первостепенное значение) именно с перечисления высоких духовных, волевых качеств, которые должен иметь и воспитывать в себе каждый воин.

Так, в частности ст.ст. 13-16 Устава внутренней службы ВС РФ предписывают, что военнослужащий обязан:

- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

- строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

- быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

- беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

- дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

- соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

- быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

- с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания;

- проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями;

- оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

Как видно, все перечисляемые обязанности при внимательном их рассмотрении не являются набором действий, которые должен монотонно выполнять военнослужащий, а есть по своей сути ни что иное, как характеристики внутреннего состояния воина, его наиболее важные для военного дела личностные качества, которые должен иметь, постоянно воспитывать и неуклонно повышать в себе каждый защитник Отечества, т. е., другими словами, это критерии, показатели уровня состояния правосознания военнослужащего, главные ориентиры, в направлении которых он должен его укреплять.

Кроме того, ст. 75 Устава внутренней службы ВС РФ устанавливает, что командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:

- формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а также воинские ритуалы;

- совершенствовать культуру межнационального общения, заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между воинами различных национальностей, учитывать и уважать их национальные чувства, традиции и обычаи;

- проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства.

Все перечисленные выше из Устава положения свидетельствует о той роли, которую играет при формировании правосознания воина такие качества, которые необходимы ему в деле защиты Отечества от внешнего агрессора, для духовного противостояния негативному воздействию враждебных сил.

Согласно ст. 76 Устава внутренней службы ВС РФ командир (начальник) обязан постоянно поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Данное положение имеет прямое и непосредственное отношение к правовой работе, поскольку укрепление воинской дисциплины есть одно из важнейших направлений правовой работы, а высокое морально-психологическое состояние личного состава есть ничто иное, как основа правовой работы, условие ее успешного проведения в войсках. Однако следует заметить, что для проведения такой огромной и широкомасштабной работы использовать лишь правовые средства, закрепленные в положениях Дисциплинарного устава ВС РФ, явно недостаточно. Необходимо более всестороннее воздействие на сознание и волю воинов, применение более широкого арсенала правовых средств, способствующих улучшению положения дел на этом направлении деятельности органов военного управления, а также требуется разработка и внедрение новых правовых средств, в т.ч. с использованием богатого исторического опыта.

В настоящее время правовое воспитание во многом сводится к распространению правовых знаний, изучению, по сути, правовых документов, перечисленных в Правовом минимуме[170]. Однако само по себе изучение правовых норм не приводит к формированию и укреплению, устойчивого здорового правосознания.

Знание права – не самоцель, а лишь исходный уровень адекватного правосознания, который сам по себе еще не обеспечивает правомерного поведения. Отсюда следует, по мнению Чефранова В.А., что в структуре правосознания надо обращаться не только и не столько к знанию права, сколько к отношению к нему, что может быть достигнуто путем превращения накапливаемой правовой информации в личные убеждения воспитуемых, включающие в себя не только знания правовых норм, но уверенность в их истинности, постоянную готовность действовать в соответствии с идеями, заложенными в них[171].

В процессе правовоспитательной деятельности, как отмечает Чурсин В.Д., важное значение приобретает показ и пропаганда ценностных свойств государственно-правового регулирования в прогрессивном развитии общества. При этом прочность правовоспитательного процесса определяется не только и не столько знанием государственно-правовых норм, сколько признанием их социальной ценности для всех людей. Это способствует формированию глубокого внутреннего убеждения в необходимости соблюдать и исполнять государственно-правовые предписания и содействовать их соблюдению другими[172].

Таким образом, в деле формирования и укрепления правосознания главным, доминирующим (влияющим в т.ч. и на качество правового обучения) является правовое воспитание. Для успешного проведения правовоспитательный процесс должен включать два составных направления, первое из которых состоит в выявлении ценностной сущности права, его непреходящей социальной пользы и значимости, разъяснении личному составу этой социальной сущности, ценности законов (приказов командиров) и необходимости их беспрекословного исполнения каждым военнослужащим – посредством чего происходит формирование глубокого внутреннего убеждения в необходимости соблюдать и исполнять государственно-правовые предписания, содействовать их соблюдению другими. Второе направление правовоспитательного процесса должно заключаться в формировании и укреплении качеств личности, необходимых воину для неуклонного претворения в жизнь полученных правовых знаний и сформированных убеждений (таких, например, как уважительное отношение к закону, начальникам и подчиненным, высокая исполнительность, трудолюбие, честность, искренность, доброжелательность, мужество, твердость и упорство в достижении целей и выполнении задач, а также исполнении своих обязанностей, настойчивость, требовательность к себе и подчиненным, высокие волевые качества и т.п.).

На каждом из приведенных направлений правового воспитания перед органами военного управления стоят большие препятствия. Наиболее серьезным и опасным из них, как представляется, является явное, зачастую бросающееся в глаза, несоответствие издаваемых правовых актов по своему внутреннему, сущностному содержанию исторически сложившейся в русском народе системе ценностей, что вызывает неприязненное отношение к этим актам, а вместе с ними и ко всему законодательству, ведет к правовому нигилизму и правовому беспределу. Примеров этому можно привести все больше и больше. Многие из них подробно рассматриваются в других параграфах настоящей работы, здесь лишь кратко отметим некоторые из них.

I. Это изъятие у командиров такого мощного правового средства воздействия на нерадивых военнослужащих и злостных нарушителей воинской дисциплины как арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте, в результате чего более трех лет командиры не могут адекватно реагировать на правонарушения, что приводит к безнаказанности, рецидиву и росту преступности в войсках. В случае, даже если через какое-то время и будет принят закон о дисциплинарном аресте военнослужащих, предусматривающий, как предполагается, такой арест только с санкции судебных органов, все равно это не на много улучшит отношение к данной мере наказания правонарушителей, т.к. передача полномочий по наложению ареста от командира военному судье, есть не что иное, как явное недоверие командирам со стороны государства, ограничение их полномочий по управлению подразделениями и обеспечению воинской дисциплины. По сути же, все это ведет к подрыву власти командира, единоначалия – основополагающего, формировавшегося веками принципа строительства вооруженных сил.

II. Это законодательство об альтернативной гражданской службе, которое, по сути, отменяет конституционный принцип всеобщности воинской обязанности и равенство прав и обязанностей граждан независимо от их убеждений и вероисповедания, поскольку согласно этому законодательству достаточно иметь пацифистские убеждения или соответствующее вероисповедание для замены военной службы альтернативной гражданской службой. В результате наиболее сознательная часть молодежи должна мужественно и стойко переносить тяготы и лишения военной службы, отдавать свое здоровье и жизни в горячих точках, вооруженных конфликтах, при защите конституционного строя в Чечне, а другая, менее сознательная ее часть, в это самое время на законных основаниях может прятаться за их спинами, уклоняясь от военной службы.

Так, постановлением Минтруда РФ от 3 марта 2004 г. N 27 утверждены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. В этих перечнях можно увидеть следующие виды должностей: буфетчик, водитель автомобиля, дворник, кладовщик, курьер, кухонный рабочий, мойщик посуды, медник, официант, парикмахер, повар, помощник воспитателя, радист-радиолокаторщик, садовник, слесарь по ремонту автомобилей, сторож (вахтер), стрелок, уборщик территорий; в том числе и служащих, такие как: администратор, библиотекарь, бухгалтер, воспитатель, врач, делопроизводитель, звукорежиссер, инженер-программист, инструктор по труду, капитан, охранник, преподаватель, программист, психолог, редактор научный, экономист, электроник, юрисконсульт и др.

Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы еще интересней. Например, в Министерстве обороны РФ это такие «малопрестижные» с «тяжелыми условиями труда» организации как Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова (г. Москва), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский военный институт, Военный институт (ракетных войск, Серпуховской), Редакция журнала Минобороны России "Ориентир" (г. Москва), Краснодарский военный авиационный институт им. А.К.Серова, Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва), Московский военный институт, Учетно-аналитическая группа при Главном управлении воспитательной работы (г. Москва), Центральный музей Вооруженных Сил (г. Москва), Штаб Московского военного округа и др.

 Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что должности и организации с альтернативной гражданской службой ничем особым от обычных условий труда рядовых граждан не отличаются, следовательно, перед призывником встает серьезная проблема: идти служить Родине, перенося все тяготы и лишения военной службы с риском для жизни и здоровья, практически ничего за это не получая, либо стать пацифистом и пойти работать на вполне приличную работу, без перенесения всех неудобств, трудностей, лишений и рисков, связанных с военной службой, при этом получая вполне приличную зарплату (по сравнению с военнослужащим по призыву) и опыт работы по специальности, живя не на казарменном положении, не заступая в караулы, дежурства и другие наряды. Ответ на вопрос, куда будет склоняться сердце призывника при таком раскладе, думаю, понятен и во многом предопределен самим законодательством.  

Таким образом, становится очевидным, что честные (не пацифисты, имеющие высокий уровень правосознания) призывники оказываются заведомо в невыгодных условиях по сравнению с нечестными (пацифистами), а законодательство об альтернативной службе фактически упразднило институт всеобщей воинской обязанности, который стал носить, по сути, декларативный характер, способствует распространению пацифизма среди населения страны, уменьшению призывного контингента, численности войск и мобресурсов страны, т.е. подрывает ее обороноспособность.

III. Это раздутое законодательство об отсрочках и освобождении от военной службы, которое также как и в выше приведенном примере создает явное социальное неравенство и, по сути, отменяет всеобщность воинской обязанности, поскольку дает возможность значительной части молодежи легальным способом уклоняться от военной службы, используя те или иные правовые основания, предусмотренные ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Например, в силу п. 2 ст. 23 этого закона право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук. А в соответствии с п. 2 ст. 24 этого же закона право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, постоянно работающие врачами в сельской местности (на время этой работы), а также лица, имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях (на время этой работы). Возникает недоумевающий вопрос, как может заменить работа сельским врачом или педагогом долг и обязанность по защите Отечества и как ученая степень может приравниваться к тяжелому ратному труду, ведь это категории совершенно несопоставимые и неравноценные?

В условиях острого дефицита призывных ресурсов в нашей стране законодательно предусмотрена 21 жизненная ситуация, дающая право на отсрочку. В Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» их было всего 11, а в странах Западной Европы – в среднем 4,6. По этой причине в Российской Федерации призывается не более 13 % из тех, кому положено служить по возрасту[173].

IV. Непонятно также и то, по какой причине с принятием последней, ныне действующей Конституции России долг по защите Отечества перестал быть священным, а обязанность по защите Отечества перестала быть почетной, как это предусматривалось ранее действовавшими конституциями и воспитывалось в сознании русского народа на протяжении многих поколений.

Таких примеров можно привести множество. Все они свидетельствуют о том, что ценностные ориентиры законодателей удаляются все далее и далее от ценностей, выработанных русским народом на протяжении своей тысячелетней, богатой ратными подвигами истории, тех ценностей, благодаря которым одолевало врагов, выживало в лихолетьях и процветало государство Российское. Подобные негативные явления в правосознании законодателей приводят к подрыву авторитета закона, его понимания как высшей справедливости, в результате этого выхолащивается его социальная ценность, падает уважение к таким законам, а также и уважение к власти их принимающей и исполняющей. Все это создает серьезные препятствия в проведении правового воспитания, негативно сказывается на укреплении правосознания воинов и воинских коллективов, ведет к ухудшению состояния правовой работы в войсках.

 Выход из создавшейся ситуации видится лишь в создании и официальном закреплении единой системы ценностей, выступающей ориентиром и критерием для нормотворческих и правоприменительных органов, а также правового воспитания всех должностных лиц и рядовых граждан. Пересмотр и корректировка законодательства в соответствии с этой официальной ценностной системой координат. Примечательно то, что такая система ценностей в России давно выработана на основе богатого исторического опыта государственного строительства и существует глубоко в сознании русского народа (независимо от смены политических лидеров и партий) необходимо только ее официально оформить и строго ее придерживаться.

Что касается другого направления правового воспитания – формирования внутренних качеств личности, необходимых для обеспечения высокого уровня правосознания и правовой культуры, – то здесь помимо вышеуказанной причины (отсутствие официальной системы ценностей и ориентиров, что зачастую приводит к недопониманию того, какие качества личности социально полезны и востребованы государством), существует и ряд других причин, наиболее важной из которых является растлевающее воздействие средств массовой информации на сознание и ценностные ориентации молодежи. Коммерциализация СМИ в начале 90-х прошлого столетия привела к пагубным явлениям практически во всех отраслях социальной сферы государственного строительства. Объясняется это несовпадением государственных интересов с интересами тех коммерческих структур, которые владеют теми или иными СМИ. Нередко эти интересы прямо противоположны, поскольку главной целью многих коммерческих организаций является прибыль, материальная выгода, корысть, для получения которой все средства хороши, в т. ч. и эксплуатация низменных человеческих качеств и пороков общества, пропаганда нездорового образа жизни, распущенности и невоздержанности, что достигается изображением этого в СМИ в самых привлекательных формах (реклама спиртных напитков, сигарет и т.п., соответствующие публикации, шоу, художественные и документальные фильмы, спектакли и концерты, соответствующие сайты в Интернет и т.п.). Все это приводит к тому, что молодежь поступает в армию с пышным букетом негативных личностных качеств, привычек и наклонностей, перевоспитать которые в короткий период времени крайне сложно, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе правового воспитания, а также на правосознании и правовой культуре воинов. Отрицательно сказываются эти явления и на морально-психологическом состоянии, боеготовности частей и подразделений.

Выход из создавшегося положения видится только один – национализация всех средств массовой информации и жесткий контроль уполномоченных государством органов за их деятельностью по воспитанию граждан. Необходимо также восстановление организационно-правовых механизмов, исключающих пропаганду в СМИ аморальности, пьянства, культа жестокости и насилия и им подобных антисоциальных явлений, оказывающих вредное воздействие на духовное и физическое здоровье нации, а также возрождение цензуры, для чего потребуется внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и другие законодательные и подзаконные акты. Необходимо возродить также и строгую уголовную ответственность за наиболее опасные для общества виды пропаганды, как это было ранее, до перестройки, поскольку зачастую они являются источниками духовных болезней общества, приводящих к погибели как государство, общество, в целом, так и его гражданина, человека, в частности.

Понимание возрастания исходящей с этой стороны угрозы обществу, государству и личности постепенно приходит и к высоким государственным деятелям в области средств массовой информации. Так по сообщению «Финансовых известий» сторонников введения цензуры в интернете становится все больше. За введение информационных фильтров в российской сети высказался зам. руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Андрей Романченко. Агентство стало первой госорганизацией, профинансировавшей исследования на тему фильтрации содержимого сети. В своем выступлении на конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества" А.Романченко заявил о необходимости введения фильтров контента в российском сегменте интернета. "Государственная политика в вопросе контентной фильтрации интернета заключается в том, чтобы предоставить обществу и личности услугу по защите от вредного и незаконного контента". Заявление А.Романченко можно толковать как достаточно мягкое по сравнению, например, с фильтрацией контента, действующей в Китае. Примечательно, что в своем выступлении Романченко развил мысль своего руководителя Михаила Сеславинского, высказанную на пресс-конференции по поводу празднования 10-летнего юбилея рунета в декабре 2004 года. Сеславинский тогда заявил, что интернет в последнее время стал одним из основных информационных ресурсов, однако, как любая информационная среда, оказался подвержен "загрязнению". Поэтому, заметил он, государство должно поддерживать создание "специальных программ по ограничению доступа к сайтам, несущим в себе основу подрыва нравственных ценностей".
Политика Роспечати - далеко не первый знак того, что интернет в России хотят ограничить. "Интернет - это стоглавая гидра, которая выходит из-под контроля, это и помойка, но это и мощнейший коммуникационный ресурс", - заявил в прошлом году министр культуры Александр Соколов. Проблемой содержимого интернета озабочен и министр образования и науки Андрей Фурсенко, который уверен, что из-за легкого доступа к виртуальной информации "возникает серьезная проблема, связанная со взаимоотношениями человека и общества"[174].

Подобные угрозы исходят также и из других видов СМИ, что создает серьезную опасность подрыва основ правосознания личности, разрушения системы его нравственных, духовных ценностей, дезориентации, морального разложение граждан, а, следовательно, и личного состава Вооруженных Сил, его боевого духа, морально-психологического состояния. Поэтому необходимо принимать жесткие меры правового характера (вплоть до внесения соответствующих изменений в Конституцию России, уголовное законодательство) для предотвращения этих опасных социальных явлений в обществе, не только подрывающих оборону страны, но и несущих разложение, гибель самой личности, народа и государства.

Необходимость таких крайних мер обусловлена также и постоянно возрастающей угрозой применения информационно-психологического оружия, опасные последствия применения которого мы рассмотрим ниже.

Исследуя проблемы правового воспитания, Чефранов В.А. делает ряд важных выводов, имеющих существенное значение для совершенствования правовой работы в войсках. Поскольку правовое сознание тесно взаимодействует с иными видами социального отражения, правовое воспитание личности, по его мнению, не может быть в достаточной степени эффективным, если рассматривать его в «чистом виде» – в отрыве от задач идейно-политического, нравственного, художественного, философского развития. Чафранов В.А. особо подчеркивает, что большинство «неправовых» форм социального отражения вступает в воспитательный процесс задолго до того, как возникает потребность в усвоении личностью правовых понятий, в связи с чем отмечает, что чем более богатыми и разносторонними будут представления человека в других областях духовной жизнедеятельности, тем более благоприятны возможности усвоения идей и понятий, относящихся к правовому отражению. Более того, при известных обстоятельствах политическая, нравственная или художественная воспитанность личности в определенной мере может компенсировать недостаточность правового развития и брать на себя бремя ориентира правомерного (законопослушного) поведения. Но это означает, что к соблюдению норм права личность идет через всю систему имеющихся у нее духовных ценностей[175].

Таким образом, формирование духовных ценностей есть универсальный путь повышения правосознания воинов и правовой работы в войсках, поскольку способствует всестороннему развитию личности, повышению ее духовных знаний, правовой культуры, формированию правомерного поведения, устойчивых духовных ориентиров правомерного поведения и способности к трезвым самостоятельным оценкам своей деятельности, а также воспитанию положительных качеств, полезных для укрепления воинской дисциплины, законности, правовой работы и военного дела в целом.

Данный вывод особенно актуален в настоящее время и особенно для Вооруженных Сил, которые могут быть подвергнуты (а, по мнению некоторых ученых, уже давно подвергаются) воздействию информационно-психологического оружия.

Так, по утверждению ряда отечественных и зарубежных специалистов, силы и средства психологических операций ряда ведущих мировых держав направлены на их углубление. Используя различные каналы, в том числе и российские средства массовой информации, они пытаются сломить волю нации, дискредитировать ее прошлое и настоящее. Основные объекты информационно-психологического воздействия противника – психика и сознание российских воинов. На это направлена деятельность различных общественных движений и партий, пытающихся представить службу в рядах Вооруженных Сил РФ в качестве абсолютного зла, а людей в погонах «профессиональными убийцами», «дармоедами», противниками всех позитивных изменений в обществе. В связи с этим, приходят к заключению эти специалисты, сегодня необходима стройная система мер по противодействию информационно-психологическому оружию как в общегосударственном масштабе, так и в Вооруженных Силах РФ[176].

Особое место в этой системе мер отводится мероприятиям по формированию и укреплению здорового правосознания, способного вскрывать враждебные акции и нейтрализовать их негативное воздействие на психику и сознание воинов.

По утверждению специалистов существует много способов воздействия на психику человека. Например, суть способа систематического воздействия состоит в том, чтобы заставить как отдельного человека, так и народ в целом потерять способность к самостоятельным оценкам путем последовательного вытравливания у людей таких качеств, как патриотизм, чувство братства, справедливости, уважительного отношения к истории и старшему поколению. При этом среди современных СМИ наиболее манипулятивным воздействием обладает телевидение. Оно нередко формирует устойчивую иллюзию объективности и достоверности иных фактов. Происходит как бы накладывание подсознательного ощущения человека на ощущения, происходящие на экране, что ведет к подмене истинных ценностей, деградации психики. В результате создается иллюзия знаний, которая в сочетании с изображением и прославлением как в печати, так и в кино низменных человеческих чувств (жестокости, насилия, садизма, культа секса, героизации «ловкого жулика» и т. п.) приводит к дибилизации. Особенно это касается подрастающего поколения.

Как отмечают некоторые исследователи, насыщение средств СМИ негативной информацией способствует постепенной подмене в сознании и подсознании людей истинных ценностей на фальшивые. Это ведет за собой изменение психического здоровья и поведения людей и может привести к потере веры в себя и собственные силы, осознанию бессмысленности своего существования. В конечном итоге человек становится беспринципной и безнравственной личностью. А там, где царят беспринципность и безнравственность, процветают самодурство и взяточничество чиновников, бюрократизм и волокита. Манипулирование общественным мнением различными способами представляет собой одну из серьезных проблем современной политической жизни. Признавая объективный характер манипулирования, необходимо отчетливо осознавать, что расширение его масштабов ведет как к необратимому угасанию самосознания народа, его руководства, армии, так и к деградации общества в целом.

Изучение мировых войн и вооруженных конфликтов ХХ века свидетельствует о большом значении психического состояния военнослужащих. Если в период Второй мировой войны число психогенных потерь со стороны Вооруженных Сил СССР составляло до 30 случаев на 1000 человек (3%), то в ходе боевых действий в зоне персидского залива они составляли уже до 80%. Именно военнослужащие находятся в эпицентре информационно-психологической борьбы. Поэтому основная цель информационно-психологического воздействия на них в ходе решения геополитических проблем мира в ХХI веке будет заключаться в том, чтобы разрушить их систему психической адаптации до начала боевых действий. Исследователями также указывается на хорошую теоретическую проработку и тактическое освоение новых способов применения информационного оружия в деятельности войск противника. Этому оружию принадлежит будущее, и оно способно заменить другие современные виды оружия, которые направлены на подавление или физическое уничтожение человека[177].

Анализ всего выше изложенного показывает, что чрезвычайно важно изучать, разрабатывать и активно внедрять средства и способы (в т.ч. и правовые) эффективного противодействия применяемому в отношении граждан и военнослужащих информационно-психологическому оружию. Важное место в этом вопросе принадлежит правовой работе и в первую очередь тому из ее направлений, которое связано с формированием и укреплением правосознания воинов, т.е правовой работе по правовому обучению и правовому воспитанию личного состава частей и подразделений. Чтобы понять наиболее важные элементы такого вида работы органов военного управления, необходимо понять не только ту систему опасностей и угроз, которая надвигается со стороны информационно-психологического воздействия противника, но также и существующие, выработанные человечеством механизмы защиты от такого воздействия, закрепив наиболее важные и существенные из них с помощью правовых средств.

Под негативным информационно-психологическим воздействием, по утверждению некоторых специалистов, принято понимать пропагандистские и психологические действия, ведущие:

- к размыванию чувства гордости за свою страну, за принадлежность к ее Вооруженным Силам, подрыву убежденности военнослужащих в необходимости выполнять свой конституционный долг по защите своего Отечества;

- снижению морального духа, созданию обстановки неуверенности и беспокойства личного состава относительно своего будущего, будущего Вооруженных Сил и государства, ослаблению воли к проведению конструктивных реформ, а в военное время к вооруженному сопротивлению;

- расколу воинских коллективов по политическим, религиозным, этническим, служебным и другим факторам, противопоставлению рядового и офицерского состава;

- снижению боеспособности, т.е. понижению служебной активности, к дезертирству, симуляции болезни, уклонению от выполнения приказов командиров, к измене, колебаниям и сомнениям в надежности оружия, в непобедимости, подавлению воли, созданию искаженной картины боевых действий, боевой обстановки;

- к неверному восприятию военнослужащими существующих угроз национальной безопасности, истинных планов и намерений вероятного противника, развитию обстановки благодушия[178].

Внимательное изучение приведенной системы угроз информационно-психологического характера показывает, что результативность их проведения в жизнь зависит во многом от идеологического, нравственного и духовного состояния общества в целом и вооруженных сил в частности. Такое состояние будет тем прочнее чем выше в обществе будут ставиться и укореняться системы ценностей, основывающиеся на глубоком исследовании богатого исторического опыта, объединяющего общество в единый живой организм.

Все, что происходит в духовной жизни общества, как указывает Петрий П.В., проникает в армию посредством разнообразных форм общения и передачи информации. Но природа армии такова, что она всегда нуждается в четких, устойчивых, официально принятых нормах и духовных ценностях. Духовная неопределенность общества подрывает единство армии, размывает патриотизм, снижает ее морально-психологическое состояние. И поэтому армия кровно заинтересована в духовной определенности и четкой ориентации в отношении дальнейшего развития общества[179].

Таким образом, отсутствие официально установленной на самом высоком государственном уровне системы ценностей, ориентиров дальнейшего развития государства и общества не только отрицательно сказывается на правосознании, правовой работе и эффективности функционирования государственного правового механизма в целом, но также подрывает боевую мощь армии, негативно влияет на обороноспособность страны. Более того, состояние отсутствия в обществе официально принятой системы ценностей способствует, создает благоприятные условия для применения противниками в отношении России и ее Вооруженных Сил информационно-психологического оружия, делает военнослужащих более уязвимыми мишенями такого применения средств психологической борьбы. 

Как отмечается рядом исследователей, лучшим фундаментом для создания системы информационно-психологического противодействия является национально-государственная надпартийная идеология, в основе которой должны лежать не политические интересы различных партий, а ценности, проверенные тысячелетней историей развития российского общества. Важной составляющей защиты от негативного информационно-психологического воздействия является историческое самосознание военнослужащих. Ибо значительно проще манипулировать сознанием тех людей, которые не знают истории своего народа, своих исторических корней. При этом необходимо больше опираться на опыт военной истории, которая является самым беспристрастным судьей. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый военнослужащий понимал, что не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным Вооруженным Силам и готовности многих поколений россиян служить Отечеству. Именно в служении Отечеству, а не в уклонении от него формировался кодекс чести российского общества. Идея государственного патриотизма, высокое историческое самосознание, гордость за свою военную профессию и принадлежность к Вооруженным Силам России служат предпосылкой формирования невосприимчивости к разрушительным информационно-психологическим воздействиям и должны являться основой, на которой строится вся система защиты от такого негативного воздействия[180].

Следует отметить, что понимание этого опасного социального явления и противодействие ему постепенно осознается командованием и проявляется в деятельности органов военного управления в той или иной форме. Конкретным подтверждением этому может служить утвержденная приказом начальника Военного университета № 797 от 7 июля 2004 года Концепция развития Военного университета на период до 2010 года, провозглашающая, что конечная цель образовательного процесса – подготовка такого выпускника, которого характеризуют: высокая духовность, преданность своему Отечеству – России, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу; профессиональная компетентность; умение хорошо ориентироваться в педагогических, психологических и информационных технологиях, вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности; готовность к принятию ответственности за свои решения; самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; нравственность и чувство собственного достоинства; приверженность к ценностным ориентирам, определяемым высокими понятиями – Отечество, Долг, Честь, Достоинство, Культура, Семья, Вера, Любовь, Истина[181].

Понимание проблемы противостояния воздействию информационно-психологического оружия противника в мирное и военное время позволяет глубже постигнуть суть правовой работы на этом направлении выявить главные цели и задачи правовой работы по правовому обучению и воспитанию личного состава. Очевидно, что решение этих сложных задач лежит в нравственной, духовной, психологической и идеологической плоскости, без глубокого исследования которых трудно выработать правильную, наиболее эффективную систему правовых средств, направленных на правовое обучение и правовое воспитание личного состава частей и подразделений, на формирование и укрепление правосознания и правовой культуры воинов, повышение морально-психологического состояния войск.

Здесь нельзя не отметить особо огромный многовековой опыт в этой области, накопленный Русской Православной Церковью, который до сих пор остается в полной мере не востребованным. Руководством страны и ее Вооруженных Сил пока до конца не осознана огромная роль этого важного социального института в укреплении государственности и обороноспособности России, хотя понимание этого обстоятельства обнаруживается все больше и больше прежде всего у командного состава. В частности, командующий войсками Сибирского военного округа прямо указывает, что «потеря нравственных ориентиров, духовная пустота, захватившая гражданское общество и в особенности молодежь, к сожалению, проникает и в армейские ряды. Здесь мы особенно рассчитываем на поддержку Церкви и просим духовенство помочь армии»[182].

Вместе с тем, учение Русской Православной Церкви содержит наиболее полные и проверенные жизнью многих поколений знания о смысле и цели временного существования человека на Земле, о его жизни и смерти, об истинных и мнимых духовных ценностях, о путях, средствах и способах духовного роста, а также о многом другом, что особенно актуально, важно и востребовано для укрепления психики и правосознания военнослужащих в наше время. В этой связи представляется важным эти знания изучать и применять с пользой для военного дела.

Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В основном формы такого взаимодействия органов военного управления с Русской Православной Церковью закрепляются в различных соглашениях и программах о сотрудничестве. Так, например, 28 июля 2003 г. Командующим ВДВ генерал-полковником Г.И.Шпаком и Председателем Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями протоиереем Дмитрием Смирновым подписано Соглашение о сотрудничестве между Воздушно-десантными войсками и Русской Православной Церковью. Соглашением предусматривается Программа сотрудничества, учреждение (при штабе ВДВ и высших военно-учебных заведениях ВДВ) Координационных советов по вопросам укрепления духовно-нравственного потенциала. Также было утверждено и Положение о них, в котором, в частности, среди основных целей Координационных советов указывается «разработка программ, методик и планов работы с целью формирования у военнослужащих Воздушно-десантных войск духовно-нравственных сил, обеспечивающих эффективное противодействие духовной и информационно-психологической агрессии противника», а среди основных задач – «подготовка и проведение заседаний военных советов ВДВ по актуальным проблемам укрепления духовно-нравственного состояния войск, повышения уровня воинской нравственности и дисциплины, организации противодействия духовной и информационно-психологической агрессии против военнослужащих Воздушно-десантных войск».

По сообщению заместителя командующего Северным флотом по воспитательной работе контр-адмирала А.Г.Дьяконова в декабре 1999 г. органами военного управления Северного флота и отделом по связям с ВС РФ Мурманской и Мончегорской епархии была согласована Программа взаимодействия соединений и частей Северного флота с Мурманской и Мончегорской епархией. В соответствии с этим документом были определены необходимые условия результативного сотрудничества флота и Православной церкви, выработаны конкретные формы совместной работы. Взаимодействие Северного флота с РПЦ стало важным звеном в процессе возрождения славных традиций Российской армии и флота, оказало благотворное влияние на морально-психологическое состояние личного состава и духовно-нравственный климат в воинских коллективах. Для осуществления такого сотрудничества в Мурманской и Мончегорской епархии специально был создан отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами РФ… Ежегодно, начиная с 1995 года, между Северным флотом и местной православной епархией согласовываются планы взаимодействия. Это стало нормой и во флотских гарнизонах, где планы утверждаются командующими объединениями и соединениями по согласованию с настоятелями православных храмов, осуществляющими свою пастырскую деятельность в районах дислокации сил флота. В соответствии с этими планами в целях духовно-нравственного воспитания военнослужащих и возрождения славных традиций Российской армии и флота между православными храмами и конкретными кораблями, подводными лодками, береговыми частями в гарнизонах флота установлено постоянное взаимодействие[183].

Другим важным фактором, обусловливающим важность и первостепенность правового воспитания, являются те принципы, начала, на которых основывается вся правовая система, и соблюдение которых является условием нормального ее функционирования. Речь идет в первую очередь о таких фундаментальных принципах как добросовестность, разумность и справедливость, ссылка на которые содержится во многих правовых актах, несмотря на то, что в самих этих актах содержание названных принципов не регламентируется, не раскрывается и понятие терминов: добросовестность, разумность, справедливость. По-видимому, законодателем наличие этих качеств и чувств личности у участников правоотношений молчаливо предполагается как само собой разумеющееся, как их нормальное, естественное состояние.

Так, в силу п. 2 ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. А в ст. 10 того же кодификационного акта, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, устанавливается, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Согласно ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. В соответствии со ст. 602 ГК РФ при разрешении спора между сторонами об объеме содержания, которое предоставляется или должно предоставляться гражданину, суд должен руководствоваться принципами добросовестности и разумности. Статьей 662 ГК РФ также предусматривается, что арендодатель может быть освобожден судом от обязанности возместить арендатору стоимость улучшений, если докажет, что издержки арендатора на эти улучшения повышают стоимость арендованного имущества несоразмерно улучшению его качества и (или) эксплуатационных свойств или при осуществлении таких улучшений были нарушены принципы добросовестности и разумности.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Аналогичная норма содержится и в ст. 41 АПК РФ. Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. В силу ст. 237 Кодекса торгового мореплавания морской агент обязан осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования. Статьей 2 Кодекса чести судьи Российской Федерации (утв. постановлением Совета Судей РФ от 21 октября 1993 г.) судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". В чем-то похожая норма содержится и в ст. 9 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", в соответствии с которой при вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

Приведенные выше примеры являются лишь малой частью тех норм, которые содержат подобные требования, однако и эти примеры наглядно показывают, насколько фундаментальными являются эти понятия, исходя из понимания которых выстраивается вся правовая система общества. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в государстве были выработаны и культивировались единые, универсальные, всеобъемлющие подходы в понимании этих важных правовых категорий, принимались меры по укреплению в народе соответствующих качеств. В противном случае, при неправильном или противоречивом их толковании, либо низком состоянии этих качеств у законодателей или правоприменителей эффективность правового регулирования может быть существенно подорвана, а правовая работа будет находиться на низком уровне.

На это справедливо указывает И.А.Ильин, сравнивая роль и значение образования и воспитания в жизни человека и государства. В частности, он отмечает, что «…образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, – и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации»[184].

С подобным заключением трудно не согласиться. Верность этого положения подтверждается анализом неуклонного роста преступности как в военных организациях, так и в других государственных структурах. Во избежание пагубных п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: