Духовность, как определяющий фактор укрепления правосознания воинов и улучшения состояния правовой работы в войсках

 

Дух всюду сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем – Бог!

Г.Р.Державин (из оды «Бог»)

 

Дарвинизм, особенно его социальный аспект, все больше теряет свои позиции, все меньше людей, в т.ч. ученых, которые хотят видеть себя потомками обезьян. Все больше утверждается тварная теория[221]. Теория творения стоит на четких детерминистских позициях: есть Творец – Бог, создавший мир и человека в нем, посылающий человеку Духа Святого, который животворит его и направляет поведение. При этом человек не лишается творчества и свободы воли, что делает его ответственным за свои поступки. Жизнь человека, таким образом, приходит к заключению А.А.Тер-Акопов, детерминирована, хотя и не жестко, и главным детерминантом выступает Дух, духовность[222].

Раскрывая эти сложные понятия простым, доступным для понимания языком, Святитель Феофан Затворник указывает, что «у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека… Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти… Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдохнул в него дух Свой, и из животного стал человек – ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отраждаются от родителей или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. – И не понимаю, чем тут смущаться?! Да вы, когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете, или всю животную жизнь? – Конечно, всю животную жизнь и с душою животною. А прибавляя к сему: разумное – что означаете? То, что хотя человек то же с одной стороны, что животное с душою животною, но с другой – он несравненно выше животного, ибо имеет разум… – что совершенно соответствует слову – дух. Сказать: животное разумное есть то же, что сказать: животное одухотворенное…

Отчего производят человека от животных – обезьяны? – Оттого, что не различают в человеке души и духа… А когда мы настоим на различии духа от души и характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, – но то паче, как происходит он яко духовное лице в животном теле с его животною жизнью и душою»[223].

Духовная сторона человека и ее влияние на человеческую деятельность, в т.ч. и правовую, занимает одно из центральных мест в правовой работе, поэтому рассмотрим эти вопросы более внимательно и последовательно.

Понять сущность духовности и механизм ее действия можно, по мнению А.А.Тер-Акопова, если рассмотреть ее с точки зрения причиняющей способности. Духовность представляет собой относительно самостоятельное причиняющее начало, стоящее в одном ряду с материей и религией. Она обладает активностью, направленностью действия, способностью создавать условия для наступления определенного следствия и непосредственно производить его. Особенность духовности как причины в том, что она, во-первых, имеет социальную природу, действует лишь в социальной среде, воздействуя на человека; во-вторых, механизм ее действия не материально-энергетический, но информационно-психологический, духовный фактор как информация воздействует на сознание и волю, определяя поведение человека; в-третьих, детерминация духовным не жесткая, не однозначная, но вероятностная, поскольку человек обладает свободой воли и может поступить вопреки тому, что диктуют ему духовные требования[224].

Данные выводы представляют большой интерес с точки зрения правовой работы как разновидности человеческой деятельности, связанной с правом, которое само по себе является категорией духовной (поскольку во многом оперирует нематериальными, духовными понятиями и критериями такими как, например, справедливость, равенство, жизнь, свобода, независимость, уважение, достоинство, насилие, защита, охрана, неприкосновенность, частная жизнь, правоотношения, норма, санкция, лишение свободы, умысел, неосторожность, вина, договор, ответственность и т.п.). Выявление сущности духовности и механизма ее действия на правосознание человека и его правовое поведение представляется достаточно важным в понимании сущности правосознания, глубинного внутреннего содержания самой правовой работы, которую в этом смысле можно также отнести к разновидности духовной деятельности в обществе, имеющей в своей основе большое творческое и волевое начало.

Нормотворческая деятельность, как важнейшая составляющая правовой работы, есть, по сути, разновидность творческой деятельности. Вместе с тем, имеется в нормотворческой деятельности и волевое начало (как целенаправленное усилие людей), без которого она немыслима, теряет свою направленность, стройность, соответствие незыблемым духовным критериям и ценностям, идеалам и целям общества.

Если в нормотворческой деятельности приоритетным является творческое начало, то в правоприменительной составляющей правовой работы, главное место уже принадлежит волевым усилиям людей и коллективов. Достижение в практической плоскости целей и задач, поставленных в правовых документах, есть результат в первую очередь целенаправленных волевых действий. Однако и здесь отводится немалое место творческому подходу в реализации правовых норм в повседневную жизнь. Сами нормы зачастую предоставляют командирам (начальником) и другим должностным лицам широкий диапазон действий в рамках соответствующей правовой нормы, полагаясь на их разумное усмотрение и целесообразность.

Правовое воспитание, в т.ч. и правовое обучение, которое принято рассматривать как важное направление правовой работы при внимательном рассмотрении также представляет собой ни что иное, как духовный процесс, способ информационно-психологического воздействия на сознание и волю людей с целью получить от них заданное правомерное поведение. При проведении правового обучения также требуется приложить немало творчества и воли, в большей степени это относится к области военного воспитания в целом, в которое составной частью включается и правовое воспитание.

Особенно остро творческое и волевое начало в правосознании и правовой работе проявляются в военных организациях. Объясняется это явление самой сущностью и предназначением вооруженных сил, условиями, в которых им предназначено действовать (бой, сражение, учения и т.п.), средства и способы ведения войны (поражение живой силы противника, уничтожение объектов и т.п.), целями (обеспечение вооруженной защиты Отечества, победа в бою, войне). Все это требует от военнослужащих быстрой оценки динамично меняющейся ситуации, принятия правильного решения и его неукоснительного исполнения, зачастую в чрезвычайной обстановке, вопреки обстоятельствам, и, в то же время, сопряжено с высокой моральной ответственностью за свои действия перед своим Отечеством, народом. Как справедливо замечает И.А.Ильин: «Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения… Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, – родина остается без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли»[225].

В этой связи встают закономерные вопросы: что представляет собой духовность, каково ее значение в жизни человека и общества, каково ее воздействие на правосознание и поведение человека, каковы ее место и роль в правовой работе, как она может влиять на военное дело в целом.

Кук отмечает Ю.Г.Носков, «все очевиднее для нас всех в России становится та особая роль, которую в системном кризисе, поразившем сегодня нашу страну, играет духовный кризис. Отсутствие общероссийской объединительной национальной идеологии, без которой невозможна консолидация российского общества и его мобилизация на решение стоящих перед ним сложнейших задач, – только одно из проявлений этого кризиса. Без преодоления духовного кризиса, без духовного прогресса в его органическом единстве с экономическим, политическим и социальным прогрессом подъем России невозможен»[226]. Такой вывод дает наглядное представление об огромной роли духовности в жизни общества, государства, а значит и каждого человека его составляющего.

Духовности посвящено много исследований. В том или ином своем проявлении, аспекте она изучается уже на протяжении нескольких тысячелетий. Рассмотрим кратко воззрения тех исследователей, которые наиболее близко стоят к теме настоящей работы. В этом смысле неоценимый вклад в изучение сущности духовности, ее связи с правосознанием и правом был сделан в середине прошлого века И.А.Ильиным, который утверждал, что только духовная жизнь человечества нуждается в естественном и содержательно-совершенном праве. Человеку-животному можно совсем обойтись без права; он будет осуществлять торжество наивной силы. Человеку, как созидателю хозяйства, невозможно жить вне права, но зато возможно ограничиться одною поверхностною видимостью правоты, одною схемою права, культивируя и применяя дурные и несправедливые «положительные» нормы[227].

В этом смысле, правовую работу можно рассматривать как целенаправленную деятельность человеческого духа в его движении от схемы права, дурных и несправедливых «положительных» норм к естественному и содержательно-совершенному праву, т.е. правовая работа есть своего рода способ, инструмент, средство движения к более высокой, совершенной духовной жизни человечества.

Как справедливо отмечает И.А.Ильин, где-то, в глубине бессознательного, живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. С этого и начинается духовность человека, в этом и состоит жизнь духа. При этом, говоря о «лучшем», надо разуметь не субъективно-приятное или удобное, а объективно-совершеннейшее, в смысле художественном, нравственном, социальном и религиозном[228].

Такой подход позволяет выявить направленность правовой работы, ее ориентиры. Она должна быть направлена на поиски, выявление и всемерное утверждение в сознании людей того «лучшего», «объективно-совершеннейшего», в чем «состоит жизнь духа», что является безусловной ценностью человечества. Другими словами, подобное понимание духовности указывает на место правосознания в правовой работе, его важнейшие составляющие, а также пути и средства его укрепления.

Анализируя содержание духовной жизни далее, И.А.Ильин приходит к очень важному для военного дела и правовой работы, в целом, выводу. Одинаковость духовной жизни ведет незаметно к интенсивному общению и взаимодействию, а это, в свою очередь, порождает и новые творческие усилия, и новые достижения, и новое употребление. Духовное подобие родит духовное единение; и обратно. И весь этот процесс духовного «симбиоза» покоится на общности духовного предмета. Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога; но именно такое единение людей лежит в основе истинного патриотизма[229].

Вывод о том, что в основе истинного патриотизма лежит одинаковость духовной жизни людей (духовное подобие), приводящее к духовному единению, а также общность духовного предмета, основанная на одинаковом созерцании единого Бога, – есть ключ к пониманию истоков патриотизма, являющегося важной качественной характеристикой состояния правосознания и оказывающего существенное влияние на содержание правовой работы в целом (в особенности на волевую ее составляющую) и военного дела в частности. Общность духовного предмета, духовное единение – есть та животворящая сила, которая делает военный организм жизнеспособным, сплоченным, повышает его морально-психологическое состояние, дух войск, способствует преодолению тягот и лишений военной службы, вдохновляет на героические подвиги, крепкое войсковое товарищество, взаимовыручку – без чего военное дело немыслимо.

Душа гражданина, по утверждению И.А.Ильина, должна быть достаточно сильна в любви к духу и тверда волею для того, чтобы поднять и снести бремя государственной ответственности; ей необходимо и бескорыстное воленаправление, и верность убеждениям, и жизненная неустрашимость. Но такой характер политического адаманта возможен только на некой безусловной основе, на основе непоколебимого духовного самосознания и достоинства. Такую основу огромное большинство людей может найти только в религии, которая открывает доступ к духу даже самой элементарной душе. Вот почему живая религия всегда была самым могучим и верным источником достойного правосознания; и история не раз показывала, как народ, забывший Бога, разрушал свое государство[230].

Применительно к вооруженным силам государства И.А.Ильин отмечает, что армия, как элемент государственного бытия, есть организованное множество людей, систематически воспитывающих себя к победе и ради нее – к смерти и к убиению во имя государственной цели. Именно этим определяется ее достоинство и ее трагическая судьба. Каждый член армии, каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное приятие. Армия может существовать только в ту меру, в какую ее одушевляет государственно-патриотическое правосознание. Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишенный патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце. Достоинство армии определяется достоинством духа и духовной культуры; воинское звание есть духовное звание и дело воина есть подвиг в духе и во имя духа. Именно поэтому ратная победа остается или эфемерной случайностью или порождением духовного подъема; и только духовный подъем может сообщить душе силу, необходимую для практического разрешения основного нравственного противоречия войны и для обороны родины.

Развивая эту мысль далее И.А.Ильин указывает, что военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; но это уже не воспитание души, а ее нравственное умерщвление и духовное извращение. Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека. Техническое умение воина должно иметь неприступаемую грань в предметно-духовных мотивах и побуждениях: внутреннее и внешнее умение убивать, умирая, и умирать, убивая, нуждается не только в формально волевой дисциплине, но и способности мотивировать свое поведение подлинным, предметным отношением к духовным содержаниям и целям. Воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей родины и своего государства[231].

Ярким подтверждением вышеизложенных выводов являются последние события в связи с войной на Ближнем Востоке. В частности, в последнее время в Пентагоне серьезно обеспокоены падением морально-психологического состояния американских военнослужащих, вызванным войной в Ираке. Среди личного состава оккупационных войск уже зарегистрированы случаи неподчинения командирам и отказа выполнить боевой приказ. Важным фактором роста небоевых потерь стали психические расстройства военнослужащих. Например, военными психиатрами были освидетельствованы более шести тысяч военнослужащих США перед их отправкой и после возвращения из зон боевых действий в Ираке. Результаты обследования показали, что депрессии подвержены более 17 процентов военнослужащих, вернувшихся из Ирака. И большинство военнослужащих США не хотели бы повторно отправиться в эту страну[232].

Подобные факты заставляют вновь глубоко задуматься о роли и месте духовного воспитания, причем не только в войсках, но и в народе, который на примере Ирака демонстрирует несгибаемую твердость и волю к победе, заставляющую коалиционную группировку войск сильнейших стран мира (в общей сложности представители около 50-ти стран) во главе с США нести большие потери и постепенно выводить войска с оккупированной ими иракской территории, несмотря на то, что иракские вооружены силы в основе своей потерпели поражение и были разбиты еще в марте-апреле 2003 г. (о победоносном окончании войны США объявило 1 мая 2003 г.), т.е. более двух лет назад. 

Происходящие события во многом напоминают нападение на СССР фашистской Германии со своими европейскими союзниками по коалиции, а также нашествие ведущих европейских государств во главе с Наполеоном на Россию. В обоих случаях именно огромный духовный подъем народных масс, широкое партизанское движение, несокрушимая духовная воля к победе во многом предопределил победу над противником, его деморализацию, позорное бегство и уничтожение.

Примечательно и то, что сами США имеют богатый опыт ведения подобных действий в различных странах, который, похоже, их ничему не научил. Так, к примеру, многолетняя вьетнамская война имела во многом схожие последствия. Твердость духа вьетнамского народа американским солдатам так и не удалось сломить, в результате чего они вынуждены были уйти из Вьетнама, несмотря на огромное военное превосходство как в живой силе, так и в вооружении и технике, тем самым признав свое поражение в этом вооруженном противоборстве.

Высоко оценивал «влияние боевого духа на успех боя» и военного противостояния в целом великий русский военачальник вице-адмирал С.О.Макаров, который в частности указывал: «Дело духовной жизни корабля есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нем долю участия. Принятие того или другого оружия, того или другого боевого материального средства зависит от высшего начальства, но бодрость духа на кораблях по преимуществу находится в руках строевых чинов, а потому изучение способов, как достигнуть успеха в этом направлении, составляет их прямую обязанность». Исследуя творчество и деятельность выдающегося флотоводца, В.Русских приходит к заключению – вице-адмирал Макаров убедительно доказал, что на войне побеждает прежде всего тот, кто сильнее духом, понимает, за что и во имя чего сражается. Он широко раскрыл содержание понятия «боевой дух»[233].

Правовая работа в Вооруженных Силах должна исследовать и выявлять все факторы, условия, явления и обстоятельства, оказывающие существенное влияние на повышение уровня вооруженной защиты Отечества, с тем, чтобы на основании этих данных вырабатывать и внедрять различные организационно-правовые механизмы, способы и средства, способствующие всемерному их (факторов, условий, явлений и обстоятельств) укреплению и улучшению, а посредством этого повышению уровня обороноспособности страны. Важное место, как отмечают выдающиеся военачальники, в системе таких факторов, условий, явлений и обстоятельств занимает духовная жизнь воинов, воинских коллективов, их боевой дух. В этой связи особое, важное место в правовой работе, проводимой в войсках должно отводится воспитанию боевого духа, развитию духовной жизни армии и флота.

Для наглядности, сравнения и более глубокого понимания высокого значения духовной составляющей в военном деле уместно привести воспоминания о героической защите блокадного Ленинграда и размышления о ее источниках, оставленные маршалом Жуковым Г.К., который, в частности, отмечал: «Победа в оборонительных сражениях на ближних подступах к Ленинграду была достигнута совместными усилиями всех видов вооруженных сил и родов войск, опиравшихся в своей борьбе на героическую помощь населения города. В основе этих общих усилий лежали – высокий моральный дух советских войск, непреклонная вера в победу, глубокий патриотизм и ненависть к фашистским захватчикам. История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда»[234].

Как указывают Ю.Н.Арзамаскин и А.Ф.Вакаров, в сложном и многогранном процессе применения военной силы взаимодействуют две составляющие – материальная и духовная. Они тесно связаны между собой, находятся в неразрывном диалектическом единстве. По утверждению этих исследователей боевой опыт свидетельствует, что для победы в современном вооруженном конфликте количественные показатели – численность вооружения, техники и личного состава – имеют далеко не первостепенное значение. Важнее качественные характеристики противоборствующих сторон. По мнению указанных ученых проблема формирования духовного фактора – это проблема чрезвычайно глубокого управления людьми, а роль духовного фактора и требования к нему неуклонно повышаются, особенно это касается войн будущего[235].

Все выше изложенное должно учитываться в организации и проведении правовой работы в войсках. Ее главным стержнем должна быть деятельность по воспитанию воинского духа, высоких морально-психологических качеств защитников Отечества. Без бойцовских качеств, которые имеют духовную природу и свойства, одержать победу в войне, как свидетельствует история и современные события в мире, – невозможно.

Трудно переоценить вклад И.А.Ильина и в раскрытие глубинного, духовного понимания воинской дисциплины. Воинское дело, по его утверждению, требует строгой, выдержанной организации, которая невозможна без дисциплины. Но было бы жестокой ошибкой смешивать дисциплину с покорной слепотой и механической косностью. Слепая, механическая дисциплина есть начало мертвящее и потому духовно разрушительное. И может быть, никто не понимал это лучше Суворова и никто не умел так бороться со «слепотою» солдатского подчинения, как именно он. Истинная дисциплина есть форма живого духа; она есть духовное состояние и притом волевое, т.е. принятое волею и целостно вросшее в нее, усвоенное ею, как ее собственный закон[236].

Такое выявление истинной сущности воинской дисциплины – как формы живого духа, как духовного состояния – заставляет совершенно по-новому взглянуть на духовный фактор в укреплении воинской дисциплины, без которой не только правовая работа, но и любой успех в военном деле – немыслимы. Следовательно, необходимо всесторонне и глубоко изучать влияние духовности на правовую работу и на военное деле в целом с тем, чтобы выявлять наиболее благотворные формы такого влияния и с помощью правовых средств, их закреплять, активно внедрять и распространять в войсках, повышая тем самым и уровень правовой работы в военных организациях, и их боеготовность, а значит и обороноспособность государства в целом. 

Важное значение придавал И.А.Ильин и личной духовности воина, которая в России «нашла себе особое выражение в русской армии, где военная организация и личная доблесть солдата шли рука об руку; где Суворов, идя по стопам Петра Великого, выдвинул идею солдата как религиозно верующей и несущей духовное служение личности; где воинская инициатива и импровизация ценились всегда по заслугам»[237].

Вышеприведенное изложение воззрений И.А.Ильина на военное дело с позиций духовных начал, вскрытие духовной сущности патриотизма, правосознания, военной подготовки, воспитания и воинской дисциплины заставляет по иному взглянуть и на цели и содержание правовой работы в Вооруженных Силах, выделить в них существенную духовную составляющую. Невольно напрашивается вывод о необходимости при организации и проведении в войсках правовой работы большое внимание уделять духовным вопросам, духовному воспитанию. Для укрепления правосознания воинов необходимо и религиозное воспитание, поскольку, как было указано выше «живая религия всегда была самым могучим и верным источником достойного правосознания».

Как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин): «вера – это не состояние пассивной внушаемости, а напротив, духовная сила, особая интуиция, способность человека к общению с Богом, внутреннее свидетельство души о существовании духовного мира и принадлежности к нему»[238]. Такое понимание веры как духовной силы заставляет по-новому взглянуть и переосмыслить роль и место религиозного воспитания в укреплении воинского, боевого духа, морально-психологического состояния личного состава, духовных основ военной службы, воинской дисциплины, правосознания и правовой работы в войсках. 

По всей видимости, пришло время по-новому переосмыслить всю концепцию правовой работы, порядок ее организации и ведения, с позиции ее воздействия на духовный мир воина, на воспитание у него наиболее важных для военного дела духовных качеств личности. Необходим также и поиск правовых средств, механизмов и инструментов, этому способствующих.

Как справедливо указывает И.А.Ильин, духовные законы и запреты связуют всех людей, в том числе и тех, которые отвергают их или издеваются над ними. Человеку дана свобода отвергать их или попирать их; но никогда еще человек и народ, идущий по этому пути, не вел на земле достойной, творческой и прекрасной жизни; напротив, все они разлагались душевно, впадали в общественный беспорядок и смуту и исчезали в духовном небытии[239].

Законы духовного мира оказывают определяющее воздействие на поведение людей, их судьбу, поэтому не могут оставаться вне рассмотрения (хотя бы и даже самого поверхностного) применительно к предпринятому исследованию правовой работы. Особое место в исследовании этих законов отводится науке, несмотря на попытки противопоставить ее религии и другим проявлениям духовного мира.

Как отмечал немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики Макс Планк (1858-1947): «Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога»[240].

Представляют также большой интерес и физко-математические исследования в области духовного мира. Все начиналось, по словам известного белорусского ученого, члена Академии наук, профессора Виктора Вейника, с величайшего открытия современности, которое случайно (хотя, впрочем, абсолютно ничего случайного на свете не бывает) попало ему в руки. Это открытие было сделано Иваном Паниным, который строго математически доказал, что исходные библейские тексты продиктованы Господом, “вложены” в мозги писавшим их людям, включая каждое слово, каждую букву и даже каждую черточку (йоту) [241].

Иван Панин (1855-1942) родился в России, в юности был выслан из Отчизны, вначале обучался в Германии, потом закончил Гарвардский университет в США. Открыв первую математическую (числовую) закономерность в тексте Священного Писания, он пренебрег карьерой и поселился с женой на маленькой канадской ферме, где более 50 лет ежедневно до полного изнеможения трудился над завершением своего доказательства. В полном согласии с заповедью Иисуса Христа: “Исследуйте Писания” (Ин 5:39).

Суть открытия заключается в том, что в исходном тексте Библии, состоящей из Ветхого Завета, продиктованного на древнееврейском языке, и Нового Завета, продиктованного на греческом языке, в каждом слове и в каждой букве непостижимым образом закодирована цифра 7, как, впрочем, она закодирована и во всем нашем мироздании. Иваном Паниным обнаружены также цепочкообразные числовые закономерности, проходящие сквозь все Писание и связывающие воедино весь его текст. При этом они охватывают значение, грамматические формы, значимость места и порядковый номер каждого слова и каждой его буквы, так что любое слово и любая буква имеют свое определенное предназначенное им место.

По глубокому убеждению В.Вейника, из теории вероятности, которая появилась сравнительно недавно, строго математически следует, что обнаруженные в структуре оригинального библейского текста числовые особенности не могли возникнуть случайно, вероятность этого равна нулю, а являются результатом заранее спланированного и осуществленного замысла. При этом его осуществление практически невозможно на произвольном алфавитном, словарном и грамматическом материале. Следовательно, план должен был предусматривать создание соответствующего алфавита, словарного запаса и грамматических форм древнееврейского и греческого языков. Необходимо было учесть также психические, общеобразовательные, стилистические, возрастные и прочие индивидуальные особенности каждого исполнителя указанного замысла. В целом сложности замысла и трудности его воплощения в жизнь возрастают до бесконечности.

Известно, что Библия писалась 1600 лет с перерывом перед Новым Заветом в 400 лет, отсюда должно быть совершенно ясно, что это не мог сделать разум писавших ее авторов, живших в разные эпохи и в разных странах, причем некоторые из них были необразованными. Следовательно, это мог спланировать и осуществить (продиктовать) только Бог Духом Святым (богодухновенно). В самой Библии факт участия Творца подчеркивается более 2500 раз, примером могут служить слова: “Все Писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим 3:16).

Как отмечает В.Вейник, открытые Иваном Паниным числовые закономерности не встречаются больше ни в каких других человеческих текстах, включая неканонические (назидательные, полезные) книги, добавляемые иногда в Библию, а также апокрифы. Эти закономерности присутствуют только в канонической Библии, состоящей из 66 книг — 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета; причем, если добавить или изъять из нее не только книгу, но даже одно слово или одну букву, или изменить порядок слов, то соответствующие закономерности и связи нарушатся.

На основании вышеизложенных выводов В.Вейник приходит к следующему заключению. Поскольку Бог абсолютно истинен, постольку нарисованная Им в Библии картина мироздания абсолютно достоверна, и ей надлежит верить беспрекословно, не случайно ведь в Писании говорится: “Откровения Твои несомненно верны” (Пс 92:5). Следовательно, Библию вполне возможно использовать для воссоздания истинной физической картины мира, если обратиться к естественно-научным ее текстам. Однако уровень понимания людей того времени был крайне низким, что по необходимости учитывалось при диктовке, поэтому тексты требуется подвергнуть соответствующему декодированию, расшифровке, что и было сделано. В результате такой расшифровки В.Вейником появилась на свет Общая теория природы, позволяющая найти объяснения в том числе и различным аномальным и другим явлениям духовного мира, научно обосновать которые современная наука была не в состоянии. Рассмотрим лишь некоторые из ее важных для понимания сути и содержания духовности положений.

По мнению В.Вейника, верного представления о времени и пространстве не было в течение тысячелетий. И только сейчас, когда ситуация с человечеством достигла критического состояния, и мы пришли к возможности самоуничтожения, были сделаны три открытия. Первое из них принадлежит Ивану Панину, который математически доказал, что все библейские тексты абсолютно истинны и каноническая Библия продиктована Богом. Второе — доказательство хронального явления, связанного с новым пониманием времени, и третье — открытие метрического явления, связанного с новым пониманием пространства. Сегодня можно с помощью приборов, установок убедиться в том, что временем, пространством можно управлять так же, как электричеством, теплотой, магнетизмом, — проверить наличие духовного мира, который живет вне времени и пространства. И это очень важно. Открытия последних лет с позиций рассудка доказывают факт существования духовного мира — мира Светлых и темных сил. Человек находится в центре борьбы Светлых и темных сил; именно на нем все и завязано. И обществу предстоит кардинально пересмотреть все взгляды на устройство человека, на процессы мышления.

Законы, которые действуют в духовном мире, по заключению В.Вейника, не имеют никакого отношения к законам нашего физического мира. Они принципиально различны. Законы телесного мира — Ньютона, Ома, Фурье — почерпнуты из общения с физическим миром, это порождения человеческого разума, и они все время меняются. Древние греки говорили, что мир состоит из четырех начал: земли, воды, огня, воздуха. Сейчас ученые совсем недалеко ушли от них, утверждая, что мир построен из четырех взаимодействий и сил: сильного, слабого, гравитационного и электромагнитного. В духовном же мире действует промысел Божий, который формулой не определишь. Ибо “пути Господни неисповедимы”. Потому в Библии и сказано, что волос не упадет с головы человека без воли Божьей. Главная суть истинной веры предельно четко выражена в православном Символе веры. Это неизменно и дано навечно. Приборы фиксируют, что церковь, иконы, изображения святых излучают положительные физические микрочастицы — хрононы. Все, что связано с нечистой силой, излучает отрицательные частицы. Все аномальные явления — НЛО, полтергейст, колдуны, экстрасенсы, парацелительство, гороскопы, астрология — связаны с нечистой силой.

Человек, согласно общей теории природы В.Вейника, состоит из тела, души, которая заботиться о теле, и духа — объекта, который связан с Богом. Если человек совершает грех — заболевает дух, а это автоматически приводит к заболеванию телесному. И чтобы исцелиться телесно, необходимо освободиться от греха... Физически доказано, что мысль материальна, вещественна, и структура хрональных излучений содержит информацию о мысли. Стрессовые размышления, слова, поступки вызывают хрональные излучения, которые в миллионы раз интенсивнее, чем в обычном состоянии. А поскольку все функции регулирования в организме тоже хрональны, человек облучает не только других, но и себя. Все болезни без исключения вызваны заболеваниями духовными. Причем каждый грех приходит в резонанс с определенным органом в организме, поражая именно его. Например, структура излучений при зависти такова, что бьет по пищеводу. Страх нарушает функции печени, болезни мозга вызывает извращенное отношение к труду, а причина сердечных заболеваний — в неправильных жизненных идеях. Истинное лечение в том, чтобы избавиться от греха. А право избавлять от греха дано только Христу, и происходит это в православной Церкви. Бабки, экстрасенсы, народные целители с помощью сатаны могут повлиять только на хрональные излучения и возобновить циркуляцию хрононов в организме, но причину болезни — грех — они устранить неспособны[242].

Исследования В.Вейника привели к важному выводу, состоящему в том, что духовные законы изложены в Библии, кратко они сформулированы в виде десяти заповедей в Ветхом Завете и девяти блаженств евангельских в Новом. Предельно кратко Христос Бог выразил главный духовный закон одной фразой: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).

За нарушением этих заповедей неотвратимо следует наказание. За массовые грехи страдают целые регионы. Отдельный человек вразумляется персонально, причем существует прямая автоматически срабатывающая связь между характером греха и видом заболевания. Особенно пагубно нарушение духовных законов отражается на молодежи, которая, расплачивается также и за грехи своих родителей.

В Беларуси до сих пор сохраняются целые языческие районы со своими жрецами и ритуалами, в частности, Полесье, некоторые поклоняются даже валунам (камням), отсюда и вразумления региональных масштабов. Вчера это был Чернобыль. Но люди “не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам” (Откр 9:20), и “хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу” (Откр 16:9). В результате последовали новые вразумления: катастрофические пожары, наводнения, ураганы. Характерно, что от вчерашней радиации и сегодняшних наводнений, как отмечает В.Вейник, сильнее всего пострадали именно языческие районы.

Массовые социально-этнические конфликты часто наказываются землетрясениями, как это было в Молдове, Спитаке, Румынии, Узгене Ошской области Кыргызстана, Грузии. Вразумление не помогло, поэтому, например, в Ошской области оно повторилось в 1992 г. в виде ливневых дождей и землетрясения силой 7 баллов, общий ущерб превысил 3 млрд. руб. Ученые уже заметили связь между поведением людей и землетрясениями, но пока еще ставят проблему с ног на голову, утверждая, что на психику людей влияют опережающие землетрясение физические излучения. Библии они не верят[243].

Анализируя все выше изложенное, невольно приходят на ум слова В.Г.Белинского (1811-1848) в частности отмечавшего: «Есть книга, в которой сказано все, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги…»[244].

Подведя краткий итог рассмотренных положений, следует особо выделить следующие из них: Библия есть откровение (слово) данное людям Богом (Духом Святым); в ней содержатся законы духовного мира, ничего общего не имеющие с законами материального мира, и в отличие от последних неизменны, вечны; нарушение духовных законов человеком, коллективом, обществом есть грех, который влечет для нарушителей вредные последствия (болезни, землетрясения, экологические, политические, военные бедствия и т.п.); грех может быть снят Христом в православной Церкви.

Перечисленные выводы имеют существенное значение для правовой работы, которая во многом задает направления и формы человеческой деятельности. Если правовая работа будет создавать такие правовые формы деятельности, которые будут нарушать духовные законы, то, очевидно, что это будет иметь вредные последствия как для самого нарушителя, так и для общества в целом. Следовательно, в правотворческой деятельности необходимо учитывать и законы духовного мира, не допускать их нарушения. Этого же правила, необходимо придерживаться и при осуществлении правоприменительной и особенно правовоспитательной деятельности. Правовое воспитание должно в первую очередь основываться на изучении, внимательном исследовании духовных законов мироздания, человеческой жизнедеятельности, на глубоком осознании важности их реализации в повседневной деятельности, в том числе и в рамках осуществляемой правовой работы как при издании правовых норм, так и при их реализации. В этом вопросе необходимо активно сотрудничать с религиозными организациями и в первую очередь с Русской Православной Церковью.

Исследование рассматриваемого вопроса было бы неполным без рассмотрения понятия духовности и ее влияния на поведение людей по учению Православной Церкви, которое изучает это уникальное явление уже не одно тысячелетие. Уникальность человека, по утверждению профессора архимандрита Платона (Игумнова), заключается в том, что его бытие, своим основанием утверждаясь в Боге, обладает в то же время свободой самовыявления и становления. Об уникальности человека свидетельствует Священное Писание и вся святоотеческая традиция. Человек представлен здесь как пересечение самых глубоких жизненных основ, развертывающихся в Божественном замысле и в историческом процессе. По своей сотворенности человек принадлежит тварному миру, но по своей идеальной сущности он – образ Божий. В онтологическом плане человек – сплав бытия и небытия, открыт для становления. Человек не имеет в самом себе причины своего бытия, он не имеет в самом себе источника жизни. Человек существует благодаря своей причастности к невидимой и глубокой основе жизни, которая в Боге. Человек существует и духовно созидается как личность благодаря тому, что он сотворен Богом как Абсолютной Личностью и в своем становлении открыт для богоуподобления. Сотворенность указывает на принципиальную связь человека с Богом – Источником бытия – и на возможность богоуподобления человека через возрастание в духовности.

Данное положение важно для понимания сути духовности, ее источника и направления совершенствования, а также того, какое важное место занимает в жизни человека вопрос необходимости «возрастания в духовности» и чем ему в этом призвана помочь правовая работа.

Уникальность человека, как отмечает архимандрит Платон (Игумнов) далее, состоит в сложности человеческого естества. При определении понятия духовности это обстоятельство имеет особенно важное значение. Человек является носителем двух природ – материальной и духовной. Своим телом, своей материальной природой человек принадлежит земле, но своим умом, своими духовными способностями человек преодолевает границы материального мира и выявляет себя как существо разумно- сознательное, духовное. По своему месту в общей структуре бытия человек принадлежит одновременно двум мирам – земному и небесному. Материальным средоточием жизни является плоть человека, его тело, духовным – его душа, дух.

Рассуждая далее на эту тему, архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что духовность человека определяется, во-первых, тем, что человек создан Богом как Абсолютной Личностью и что, следовательно, нет во всем мире ничего, что могло бы в метафизическом смысле обусловить самую возможность бытия человека как личности, кроме той, что человек создан Богом. Во-вторых, человек создан по образу Божию, т.е. является личностью, обладающей духовной, сознательно-разумной природой. В-третьих, духовность человека не есть какое-то неизменное свойство человеческой личности, но есть категория изменяющаяся, открытая для становления и формирования и делающая возможным процесс богоуподобления человека[245].

Приведенные положения обращают внимание на такое важное качество духовности человека как динамизм, т.е изменяемость (по-видимому, под воздействием каких-то факторов), текучесть. Это обстоятельство выдвигает необходимость установления источников повышения духовности и факторов (как позитивных, так и негативных) на нее влияющих. Учитывая связь духовности человека с его уровнем правосознания и состоянием осуществляемой им правовой работы, по-видимому, необходимо и в рамках правовой работы проводить исследования по выявлению источников духовности и факторов на нее влияющих, а также их воздействию на правосознание и правовую работу. Результаты такого исследования могут использоваться в рамках правовой работы для выработки комплекса правовых средств, призванных оказывать управляющее воздействие на состояние духовности личного состава, с целью его всемерного повышения, и тем самым укрепления правосознания и правовой культуры воинов, морально-психологического состояния войск, их боеготовности.

Примечательно и то, что за свой многовековой опыт борьбы за спасение человеческих душ Православная Церковь накопила обширные знания. Особое место среди них занимают и причины, факторы, влияющие на снижение или повышение духовности. Большое внимание среди них отводится греху, о котором уже ранее упоминалось. Призывая человека к борьбе с грехом, отмечает архимандрит Платон (Игумнов), христианство требует не умерщвление плоти, а умерщвление плотских страстей, поскольку именно страсти, живущие в человеке, влекут человека к духовной смерти.

Такое обнаружение источника духовной смерти выдвигает перед правовой работой задачу по изучению этого негативного явления, выявлению его причин и способов воздействия на человека, выработку правовых средств, направленных на снижение или нейтрализацию этого пагубного воздействия на людей. 

Продолжая далее, архимандрит Платон (Игумнов) указывает, что восхождение к состоянию духовности представляет собой трудный и сложный путь, требующий внимательного отношения к себе, воздержания от всего недозволенного и порочного, нравственной чистоты, внутренней сосредоточенности и углубленной молитвы. При этом, молитва, как поясняет архимандрит Платон (Игумнов), есть одна из важнейших сфер человеческого духа, которая формирует духовность. Внимательная и постоянная молитва совершает в душе человека преображение уже здесь, на земле, делает человека причастным вечной жизни[246].

Важность такого средства формирования духовности как молитва очень хорошо понимали в дореволюционное время, закрепив ее обязательность в ряде нормативных правовых актов. В частности, как уже отмечалось, молитва была обязательной для всего личного состава по Воинскому уставу Петра I (глава LXIV «О молитве, как и в которое время отправлять»). Более того, законодательством того времени предусматривалась достаточно строгая ответственность за уклонение от участия в молитве. Например, в Морском уставе Петра Великого (книга IV, глава 1 «О благом поведении на кораблях», ст. 9) устанавливалось, что «если офицер без важной причины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность офицерам, за первую 25 копеек, за другую 50 копеек, за третию 1 рубль, и далее умножать вдвое, унтер-офицерам вполы, из которых 10 доля профосу, а прочее в шпиталь во флоте, а рядовые кошками будут наказаны».

По сути, данные нормы можно рассматривать как правовые средства укрепления духовности в войсках. Современное законодательство, в том числе общевоинские уставы, таких правовых средств формирования и повышения духовности защитников Отечества не содержат, тем самым, государство не учитывает имеющийся в истории как церкви, так и права опыт укрепления духовности воинов, их правосознания, что не способствует в целом укреплению законности и воинской дисциплины в войсках, повышению их боеготовности.

Вместе с тем, этот позитивный опыт чрезвычайно богат различными историческими примерами. Так, например, убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и сильно поднимает его дух, А. В. Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и "благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности перед Богом, Царем и Отечеством"[247]. Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. "Каждую победу, каждую удачу приписывал он Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол"[248].

Знаменитый генерал А.П.Ермолов, покоритель Кавказа, в своих «Записках» об обороне Смоленска, которой он руководил в 1812 г., писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие»[249].

Накануне Бородинской битвы 25 августа (7 сентября) Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Вечером перед иконой в присутствии М.И.Кутузова был отслужен молебен. Ф.Н.Глинка писал: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Само собою, по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли»[250].

Как указывает епископ Читинский и Забайкальский Евстафий: «Главной, основной целью, которую ставит перед собой Церковь в деле духовного окормления военнослужащих, является спасение их душ. И для этого мало построить часовню на территории части, мало приглашать регулярно священника. Необходимо, чтобы вся жизнь в армии была проникнута христианским духом. Необходимо участие военнослужащих в церковных таинствах, необходимо постоянное христианское воспитание бойцов. «Кто жаждет, иди ко мне и пей», – зовет всех Христос Бог. Нельзя напиться один раз на всю жизнь. Так и духовно надо постоянно расти, иначе мы будем духовно деградировать. Надо помнить, что православие – это не свод этических норм. Православие – это жизнь со Христом и во Христе. Духовный труд не легок. Но он необходим, и никакой замены ему нет и в принципе быть не может. Именно он является важнейшей основой боеспособности нашей армии»[251].

Таким образом, повышая духовный уровень воинов, Русская Православная Церковь, как главная действующая в этой области социальная сила, решает, по сути, триединую задачу: спасает души воинов; укрепляет боеспособность войск; повышает уровень правосознания, а значит и воинской дисциплины, законности, правовой работы в военных организациях. Неразрывно связаны с этой триединой задачей и две другие задачи, которые исконно решало военное духовенство в войсках. Это прежде всего то, что благодаря православной вере русское воинство выступало не источником зла (как, например, наполеоновская, гитлеровская армии или натовская армия в Югославии или на Ближнем Востоке), а действенным орудием, средством борьбы с мировым злом. Ну и пятая задача, которую решает военное духовенство, духовно окормляя воинов, – гуманитарная. Поскольку страх Божией кары за причинение вреда или смерти безоружным людям, военнопленным, местному населению, действует сильнее норм международного гуманитарного права, которые как показывают, например, события в Югославии, Ираке не действуют в отношении победителей, а потому по своей сути и игнорируются на всех уровнях военного управления (подробнее об этом см. в параграфе 3.5. настоящего исследования).  

По свидетельству Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, жизнь всякого народа, всякого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что — за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая, вечная, непреходящая цель. На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и исторической судьбе народов и стран коренятся прежде всего в области религиозной, духовной. Понятно, что столкновения противоречивых, порой взаимоисключающих религиозных вероучений, содержащих «разноименный» духовный заряд, не могли обойтись без потрясений. Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков[252].

Приведенное положение, сделанное на основе анализа обширного исторического материала, показывает место духовности в жизнеустройстве, судьбе человеческих сообществ, ее объединяющее и направляющее начало. Кроме того, внимательное рассмотрение этого важного положения позволяет сделать вывод о том, что основным, главным источником духовных основ общества является религиозное вероучение. Следовательно, духовность и религиозность, проникая во все слои общества, не может не получить своего отражения на правосознании и правовой культуре общества, являющегося, по сути, живым социальным организмом. Отсюда следует другой важный вывод о том, что правовая работа при ее организации и проведении должна изучать и учитывать такие важные факторы как духовность и религиозное вероучение того общества, государства, в котором она осуществляется. Это в определенной степени будет способствовать мобилизации усилий при ее осуществлении, а также позволит избежать возможных социальных напряженностей и конфликтов, которые могут произойти при проведении этой работы вразрез с требованиями духовного и религиозного развития общества, коллектива, личности.

Другим ученым с большой буквы, внесшим неоценимый вклад в изучение духовности и ее роли в государственном строительстве и жизнедеятельности людей, по праву является А.А.Тер-Акопов, который рассматривал духовность как производную от понятия духа. При анализе этого явления А.А.Тер-Акопов приходит к заключению, что дух можно охарактеризовать как некоторый феномен, стоящий над душой и телом, находящийся вне их, но творящий и проникающий их, дающий человеку свободу, истину и разум, силу творчества. Эти качества и должны быть определяющими при объяснении причинных свойств духовности. Характеризуя далее духовность, ученый выделяет другие ее важные качества: «Духовное же это то, что стоит над душевным, что выше психического, управляет последним, придает ему силу»[253].

Указанные свойства духовности показывают неразрывную ее связь с правосознанием и правовой работой. Правовая работа это в определенном смысле свободная творческая деятельность, осуществляемая людьми исходя из их правосознания, посредством его управляющего воздействия на их поведение. Это воздействие происходит на основе разумности, достоверных данных (истинного положения дел) об окружающем мире. Такое же качество духовности как управление психическим и придание ему силы позволяет сделать важный вывод о ее тесной связи с правосознанием и управляющим воздействием на него, а посредством этого и на поведение людей, на правовую работу.

Сопоставляя духовность с нравственностью А.А.Тер-Акопов отмечает, что духовность – это отношение более высокого уровня по сравнению с нравственностью, которая является составной частью духовности и одним из ее проявлений. Различие между ними в основаниях отношения. Если нравственность основывается на традициях, формирующих взаимоотношения людей, то духовность, это отношения, формирующиеся на основе не только традиций, но и других социальных ценностей. При этом самостоятельную ценность, по мнению А.А.Тер-Акопова, представляет Бог. Отношение к Богу – центральное звено духовности, по нему определяется отношение к другим ценностям[254].

В этой связи данные выводы важны и для правосознания, в котором система социальных ценностей личности оказывает существенное значение на правомерность ее поведения в зависимости от того, насколько ценности, устанавливаемые правовыми нормами, соответствуют этой системе. Оптимальной ситуацией является полное такое соответствие. При столкновении же этих систем ценностей (в праве и правосознании индивида) выбор может быть сделан не в пользу права, что и приводит к тому или иному правонарушению. Поэтому ориентация государства и общества, а вместе с ними и правовой работы на универсальную систему ценностей, основанную на незыблемых духовных законах, проверенную временем и отражающую глубинную суть народа, его истоки, исторические корни, преемственность поколений – есть важное условие повышения духовности, а вместе с ней и правосознания и правовой работы.

Поведение человека определяет его индивидуальная сущность, выраженная в индивидуальной духовности, от которой зависит способ его существования. Отсюда следует, что декларируемые нормы общественной духовности, в какой бы форме они не провозглашались и какое бы содержание не имели, не являются обязательным руководством к действию людей, которые в своих поступках исходят из своих собственных представлений о должном отношении, из своей индивидуальной духовности. Если общество заинтересовано в высокодуховных отношениях людей, оно должно не просто провозглашать духовные ценности, но и заботиться о том, чтобы они стали ценностями индивидуальными, личностными. Этот вывод, как указывает А.А.Тер-Акопов, имеет принципиальное значение для понимания поведения человека, в том числе преступного. В преступлении отражается индивидуальная духовность виновного, его личностное отношение к тем ценностям, на которые он посягает, поэтому формирование позитивных духовных качеств является важнейшим, если не самым главным направлением профилактики преступлений[255].

Тесная взаимосвязь между формированием позитивных духовных качеств личности и профилактикой преступного поведения, выявленная ученым, заставляет по-новому взглянуть на принципы формирования и укрепления правосознания, улучшения правовой работы, а также переосмыслить подходы, средства и способы при осуществлении этой деятельности с позиции того, насколько они способствуют воспитанию у личности позитивных духовных качеств, а посредством этого обусловливают его правомерное поведение.

Помимо детерминирующих функций духовность, по мнению А.А.Тер-Акопова, выполняет и функцию интеграции общества, она консолидирует общество, объединяет граждан в единый социальный организм. Духовность формирует в гражданах единую социально-психологическую установку, всеобщую социально-психологическую направленность, определяющие готовность поступать в соответствии с социальными нормами и требованиями, действовать в соответствии с потребностями общества в соответствующей критической обстановке, поступиться личными интересами во имя общих благ, пожертвовать, если потребуется, собою для сохранения общества. Кроме того, духовная общность народа способствует развитию преданности человека своему государству, к которому он «привязывается» не законом, а более крепкими узами – своими чувствами. Она облегчает государству управление обществом за счет исполнения наряду с правовыми также и иных, духовных средств[256].

Перечисленные качества (духовное единство, жертвенность, преданность своему государству), которые позволяют развить в обществе и личности наряду с правовыми также и духовные средства, имеют огромное значение для обеспечения вооруженной защиты Отечества, дают силы выстоять в тяжелой критической обстановке, победить в бою. В этой связи встает вопрос о выявлении таких духовных средств и их правовом закреплении, с целью упорядочения и оптимизации их правильного, наиболее эффективного применения.

Таким образом, основываясь на выше изложенном, А.А.Тер-Акопов приходит к важному выводу – приведенная характеристика духовности достаточна для осознания ее высокой социальной значимости, что делает духовность предметом права, в т.ч. и уголовного, и обязывает оценивать правовые системы с точки зрения отражения ими духовной составляющей жизни общества[257].

Данный вывод также как и предыдущие еще раз указывает на глубокую связь правовой работы с духовностью, и на необходимость в связи с этим сделать духовность предметом правовой работы ввиду высокого содержания в ней позитивных социальных свойств, а также влияния духовности на необходимые на войне воинские качества, на морально-психологическое состояние личного состава, состояние боеготовности войск и обороноспособности государства в целом. Все это выдвигает необходимость глубоко и тщательно исследовать способы повышения духовности у воинов и наиболее эффективные и действенные из них закреплять в законодательстве в качестве правовых средств. Представляется важным также проанализировать все действующие и вновь принимаемые правовые нормы на предмет соответствия их духовным законам, их позитивного или негативного воздействия на духовность личного состава, а значит и его правосознание, осуществляемую им правовую работу, которая, в свою очередь, отражает уровень боеготовности войск.

Таким образом, можно придти к важному выводу о том, что духовность воинов, личного состава посредством правосознания, правовой работы, воинской дисциплины оказывает существенное влияние на состояние боеготовности Вооруженных Сил и обороны страны.

Кроме того, следует указать также и на другой важный вывод, согласно которому оценка правовой системы, а, следовательно, и правовой работы (в результате осуществления которой эта система создана и функционирует), должна осуществляться с помощью таких критериев, которые лежат в духовной плоскости, основываются на духовных законах, а потому универсальны (неисчерпаемы) и неизменны. Ценность этого вывода состоит также и в том, что он полностью соотносится с целью (смыслом) жизни человека (общества) и целью правовой работы, которые, как уже было выше показано и еще будет рассматриваться ниже, также лежит в духовной сфере.

Как отмечает А.А.Тер-Акопов, духовность действует в механизме преступного поведения в качестве главного детерминирующего фактора на двух уровнях: на уровне личностной характеристики и на уровне социальной характеристики. Позиция, в целом ориентирующая на переход к исследованию духовности личности и общества как главного фактора в механизме преступного поведения позволяет в конечном итоге через криминальную проблематику глубже осознать доминирующую значимость духовности в генезисе человеческого поведения, в том числе и преступного, и приступить к разработке духовного направления противодействия преступности. Для этого общество должно решить для себя главную задачу, какой системы духовных ценностей оно будет придерживаться? Без ее решения вся общественная жизнь, в том числе и в сфере борьбы с преступностью, обречена на ставшее обычным для России топтание на месте, а как известно, кто не идет вперед, тот падает.

С учетом Российских традиций, по мнению А.А.Тер-Акопова, такая система духовных ценностей должна бы ориентироваться на православное христианство. Процесс формирования духовности не может быть стихийным, он требует специально организованной работы, которая могла бы завершиться созданием Концепции духовной безопасности России с последующей реализацией ее положений в действующем законодательстве[258].

Глубокое осознание доминирующей значимости духовности в генезисе человеческого поведения и предложение приступить к разработке духовного направления противодействия преступности выдвигают потребность в разработке, по сути, относительно самостоятельного направления правовой работы, направленной на укрепление духовных и нравственных основ общества и государства. Предметом этого направления правовой работы, по-видимому, должно стать упорядочение и оптимизация общественных отношений в духовной области. Доминирующая значимость духовности в генезисе человеческого поведения (в т.ч. и правового) дает основания предположить, что данное направление (в ряду других направлений) правовой работы будет также главным, определяющим.

Другой важный вывод, на который следует обратить особое внимание, состоит в том, что для России система духовных ценностей, по глубокому убеждению А.А.Тер-Акопова, должна ориентироваться на православное христианство. Такое традиционное понимание сути государства Российского (основанное на удивительной и неповторимой истории России, на наиболее глубоких корнях самосознания и культуры русского народа) во многом определяет содержание и направленность правовой работы вообще и правовой работы по укреплению духовных и нравственных основ государства, в особенности.

Духовное не есть нечто отвлеченное от поведения, само поведение есть духовная жизнь человека; по нему мы не только судим о духовности, но видим ее в нем как в конкретном проявлении. Признание деятельности человека как формы осуществления и существования его духовности имеет важное значение для понимания социальной духовности, которая является результирующей духовности членов общества, определяемой по конкретным поступкам конкретных лиц. По ним делается вывод о состоянии духовности общества, которая в свою очередь воздействует на граждан, формируя в них определенные духовные качества и побуждая к определенным действиям[259].

Понимание деятельности человека как формы осуществления и существования его духовности в обществе (коллективе), а также вывод о взаимном влиянии состояния духовности общества и духовных качеств личности имеет огромное практическое значение и выдвигает важную задачу по выработке и внедрению комплекса мер (в т. ч. и правового характера) по всемерному повышению духовных качеств личности на основе единой универсальной системы духовных ценностей.

Данный вывод подтверждается и дальнейшими рассуждениями и заключениями А.А.Тер-Акопова: духовность, как отношение человека к окружающей социальной среде, занимает доминирующее положение по отношению к иным психическим процессам, в т. ч. мотиву. Основой, началом поведения является отношение – духовность человека, в ней формируются мотивы и цели, которые эту духовность выражают. Из соотношения духовности и мотивации следует важный в криминологическом плане вывод: движущей силой преступного поведения, как и любого иного, является не мотив и даже не конкретная потребность человека, а его духовные качества, именно последние должны быть предметом первоочередного внимания криминологов; основным объектом поиска причин преступности должна быть духовная сфера жизни общества; преобразования в этой сфере должны рассматриваться в качестве основного направления профилактики преступлений[260].

Таким образом, подведя краткий итог, можно отметить, что А.А.Тер-Акопов, по сути, заложил основы концепции правовой работы: определил ее основную цель (укрепление духовности), выявил главную движущую силу правомерного (преступного) поведения, а, следовательно, и главное направление правовой работы (в сфере укрепления духовности), указал критерии оценки (духовные ценности православного христианства).

Необходимо особенно отметить имеющийся в истории строительства российских вооруженных сил опыт, основанный на нравственном, духовном фундаменте, многовековых традициях российского воинства, которые необходимо возрождать и крепить и в современной армии, также как следует возрождать в войсках институты (и в первую оч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: