Суть обыденной философии

Ю. М. Орлов                           ИСЦЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ  

В брошюре популярно описываются возможности управления психосоматическими отношениями, совершенствования философии обыденной жизни с помощью ведения дневника аутопсихоанализа эмоций. В брошюре даны способы разработки и ведения дневника для последующего терапевтического использования его в качестве инструмента скриптотерапии, терапии письмом. Брошюра предназначена для лиц самостоятельно изучающих саногенное мышление, а также для применяющих терапию методом Шичко.

 

Исцеление философией

Некоторые болезни, именуемые психосоматическими, являются следствием того, что мы неправильно думаем. Язва, грудная жаба, лихорадка, опухоли обычно рассматриваются как результат функциональных расстройств, слабости слизистых, сердца, заражения, повреждения, действия канцерогенов и других болезнетворных влияний, а не как следствие того, что наша философия жизни плоха. Когда мы думаем неправильно, обычные, и даже не угрожающие обстоятельства жизни, создают хронический эмоциональный стресс, и мы становимся прилежными пациентами кардиолога или гастроэнтеролога.

Оскорбление, например, как объективный стимул, длится лишь несколько секунд, а эмоциональный стресс от этого у некоторых впечатлительных людей продолжается неделями и месяцами. Возникает вопрос, кто продлевает эмоциональный стресс? Ответ один: наша плохая жизненная философия или, как я часто говорю, патогенное мышление.

Хронический стресс, ведущий к истощению иммунитета, является отцом и матерью многих расстройств, именуемых психосоматическими болезнями, которые почти неизлечимых в рамках традиционной лекарственной медицины.

Иммунные тела призваны уничтожать микробов, опухолевые клетки, чужеродный белок. Если же иммунитет от хроническою перенапряжения ослаблен, то ничто не препятствует росту опухолей и инфекции.

- Причем тут философия? - Спрашивает читатель. - Как она может истощать иммунитет?

Если я считаю, что мир изначально плох и люди только и думают о том как мне причинить ущерб, и все, что говорится о любви и верности - обман, то моя философия жизни стимулирует бдительность. Постоянная готовность к "драке" порождает сверхактивность иммунитета, который истощается. Тогда оказывается, что некому бороться с инфекцией и опухолями.

- Но есть болезни, происходящие от "избытка" активности иммунных тел, расстройства иммунитета, например, при ревматоидном артрите. - Замечает знакомый с медициной читатель.

Недостаток или избыток иммунитета одинаково вредны. Если под влиянием хронического гнева организм длительно активизирует свои защитные функции, то эта защита может приводить к расстройству. Иммунные тела, у которых оказывается "нет работы", начинают нападать уже не на микробов, а, например, на соединительную ткань сердца, суставов, мышц, которые рассматриваются как чужие. Это ведет к неизлечимым ревматическим болезням, о большинстве которых в медицинской энциклопедии сказано, что их "этиология неясна". Нетрудно понять, что плохая философия жизни, порождает патогенное мышление, хронический эмоциональный стресс, который приводит к расстройству защитных систем организма.

- У меня по философии была тройка и, наверное, поэтому у меня гипертоническая болезнь. Съязвит читатель. - Я слушал в вузе курс философии, который не оказывал влияния даже на мое мышление, не говоря уж о влиянии на артериальное давление. А вы пишете о влиянии философии на иммунитет.

Читатель прав, поскольку философия философии рознь. Я веду речь не о философии как учебной дисциплине, внедренной приказом министра высшего образования, а о философии обыденной жизни.

- Так что такое философия обыденного?

 

Суть обыденной философии

Философия в общем понимается как любовь к мудрости. Буквально: Фило (любовь) и София (мудрость). Точнее, философия - способ проявления мудрости или глупости человека в вопросах обыденной жизни. Если вы заболели или ваша жена слишком близка с соседом, то вы невольно приводите в движение свою философию болезни или философию ревности. Любые поступки предполагают обдумывание и мудрость. В основе этого обдумывания и лежит ваша философия. Именно обыденная философия определяет стиль, привычки способы мышления и способы использования знания, для решения жизненных проблем. - Нельзя ли привести пример?

Пожалуйста. Если вы считаете, например, что болезнь происходит от обилия болезнетворных микробов, то вы думаете, как их уничтожить, и пользуетесь антибиотиками, которые убивают и полезных микробов. Вы требуете от врача их.

А наши предки думали, что лихорадка от того, что Лихоманка вселилась в тело, морозит его и жарит. Они приглашали мастера по изгнанию злого духа.

У античных врачей и Авиценны была иная философия. Они считали, что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха и стремились с помощью лекарств, питания и воздействия достичь равновесия стихий. Лихорадка - избыток огня и поэтому нужно усилить влажность тела, давать больному влажное или в виде еды, или обертывания, или отнять каким-либо способом избыток огня. Как видно из сказанного, философия болезни определяет мышление и лечебное поведение и больного, и врача.

В случае ревности человек может думать, что действует дьявольский соблазн, приворот. Человек, свободный от суеверий может думать, что причиной ревности являются дурные наклонности жены, которые можно легко исправить или поколотив ее или вызвав на дуэль совратителя, как поступил Пушкин. Во всех случаях вырабатывается прикладная философия, которая приводит к принятию решения. Если философия плоха, то будут и плохие решения.

Философия может влиять и на состояние духа. Если у меня слишком жесткие и твердые ожидания относительно поведения моих близких и если они еще не реалистичны, то я буду постоянно находиться в состоянии напряжения и стресса. Обида, вина, зависть, оскорбление, ревность создаются моим собственным мышлением, протекающим по привычке, что и создаст мою "мудрость". Моя философия обыденного в виде нетерпимости и жестких ожиданий создает множество стрессов, которые истощают меня и моих близких.

Если моя философия жизни оправдывает мою нетерпимость, и я для каждого случая нахожу тысячу обоснований своей нетерпимости особенно к тем, кого люблю, то оказываюсь в духовном порочном круге, выхода из которого для меня нет. Это плохая философия. Опыт консультирования убеждает, что только изменение стиля мышления, отказ от порочной философии жизни и выработка новой философии всегда помогает разрешить проблему. Исцеление возможно только вследствие изменения философии жизни.

- Если поверишь вам, - продолжает язвить читатель, - профессиональные философы должны быть весьма здоровы. А они ведь также болеют и даже сходят с ума, например, как Ницше. Изучив и сдав экзамен по философии, - продолжает он, - никто еще не стал здоровее.

Верно. Но есть профессиональная философия и обыденная. Философия, лекции по которой мы слушаем в вузе и сдаем экзамены, почти не участвует в создании философии жизни. Она не обслуживает человека. Только в античности философия служила отдельному человеку. С появлением христианства, со дня, как она стала государственной религией, преподавание философии было запрещено под страхом смерти. Религия ревниво оберегала свой приоритет на единственный путь спасения через веру. Со временем философия возродилась, но уже под видом служанки богосословия. Позднее она слала обслуживать науку, а сегодня она обслуживает партии, общественные движения и государство. И сегодня философия не занимается отдельным человеком. Каждый из нас на свой страх и риск создаст свою философию обыденной жизни. Философы ему в этом не помогают. Обыденную философию профессиональные философы презирают, называя ее домашней философией, философией четырех стен. Сегодня уважающий себя и свою профессию философ не станет заниматься обыденной философией.

Итак, каждый, независимо от своего желания быть ему или не быть философом, имеет собственную философию жизни применительно к разным случаям. Если человек думает определенным образом о некотором предмете, имеющем для него значение, и у него проявляется свой индивидуальный стиль мышления, то он пользуется философией. Когда профессиональные философы с пренебрежением относятся к домашней философии, я считаю, что они-то как раз имеют плохую философию обыденной жизни. Каждый, независимо от желания имеет эту философию, которая обслуживает его в той мере, в какой нужно для полноценной жизни. Ведь никто вместо вас не может спать, отдыхать, наслаждаться и утолять голод, как бы хорошо он это не делал. Вы должны это делать сами для себя. Точно так же другой человек не может вместо вас думать о ваших проблемах. Чужой мудростью не проживешь. Как бы ни были хороши советы мудреца, но глупый всегда найдет случай поступить глупо.

 

О мудрости

Когда еще в шестом веке до нашей эры некий любознательный грек спросил Гераклита, что такое мудрость, то философ ответил, что многознание не обучает мудрости. В этом ответе Гераклит намекнул, что мудрость состоит не столько в знаниях, сколько в правильном употреблении знания. Это суждение не теряет своего смысла и по сегодняшний день.

Примеры глупости. Вы знаете, что жар при болезни облегчает борьбу организма с ядами и чужеродными белковыми образованиями, с микробами. Вы знаете это, но все равно принимаете жаропонижающее и не даете организму делать свое дело исцеления. Вы неправильно употребляете свое знание и посему поступаете не мудро. Это явная глупость. Но она может быть и скрытой.

Эпиктет полагал, что мудрость состоит в различении вещей, которые от нас не зависят, от вещей, которые от нас зависят. Эту женщину обижает муж. Она считает, что ее обида зависит от того, что ее муж - плох. На самом же деле ее обидчивость зависит от нее самой, так как у нее такие требования к мужу, которым он никогда не соответствовал и не будет соответствовать. Она думает, что такая вещь, как обида, зависит от мужа, а на самом деле она зависит от нее самой. Эта скрытая глупость с каждым днем усложняет жизнь женщины. А надо бы просто поправить свои ожидания, принять мужа таким, каков он сеть. Только изучив саногенное мышление, она сможет это сделать, то сеть приобретет мудрость различения вещей.

 

Мудрость конкретна

Мы можем быть мудры в одних делах и глупы в других. Кто-то может быть мудр в делах науки или бизнеса и глуп в любви. Не существует мудрости вообще, а мудрость всегда есть мудрость в каком-либо деле, в которое мы вовлечены.

Когда мы думаем о некотором деле в широком контексте, то мы вынуждены философствовать.

 

О философствовании

Что значит философствовать?

Знать философию или философствовать - это разные вещи. Философствовать - это применять философию к определенной проблеме или ситуации. Следовательно, философствование – определенное состояние души. Философствование отличается от чтения философского трактата или слушания лекции по философии. Здесь приобретается философское знание. Совсем другое дело, когда я сам философствую по какому-либо поводу, связанном с проблемой. Здесь я употребляю это знание. Я практикую мудрость, хотя не узнаю ничего нового. Тут я применяю имеющиеся знания, для того чтобы определить ситуацию и преобразовать ее в своих интересах. Я предоставляю возможные последствия различных решений, их смысл дня меня и других, соразмеряю со своими ресурсами жизни. Это практическое мышление не имеет явного признака философствования. Здесь философия претворена в живое дело и существует не явно.

Философствование проявляется явно после тою, как я выполнил дело и у меня есть, возможность с разных позиций обдумать ситуацию в более широком контексте. Это занятие праздного человека. В это время я не должен думать о делах, а отрешиться от них и посмотреть на себя и свое дело со стороны. Это философствование значимо не только для данной минуты, но и в целом для жизни. К сожалению, большинство людей неспособны пребывать в состоянии недеяния, свободной праздности, и у них нет времени создавать хорошую собственную философию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: