Основные вопросы философии

Философствование является проявлением мудрости. Любой человек имеет определенную меру мудрости, так как вынужден отвечать на настоятельные вопросы о том,

• какова вещь, с которой он связан, в какой мере она зависит от него и в какой не зависит;

• отчего вещь начинается, на чем держится, и чем заканчивается, как связана эта вещь с другими вещами:

• что с вещью будет происходить, если относительно ее поступать определенным образом и

• как правильно следует поступать в связи с этой вещью. Как видите, нет даже намека на привычный для нас основной вопрос философии как отношения духа к материи и первичности одного или другого.

Если на эти четыре вопроса отвечать, применительно к какому-либо отдельному случаю, то философия становится не явной. Она скрывается в способе ориентировки, в мотивации и в принятии решения и работает бессознательно. Если же на эти же вопросы отвечать в общей форме, безотносительно к конкретной ситуации, применяя логические обоснования, то такое философствование становится профессиональным занятием философа. Но нас интересует не профессиональная, а обыденная конкретная философия.

Если же эти же основные вопросы философии применять к определенной вещи, например, к такой, как упрямство и обидчивость вашего сына или жены, то такая философия может быть названа частной философией упрямства или обидчивости. От качества вашей философии будет зависеть многое в ваших отношениях с женой и сыном.

Если же вы вообще хотите размышлять над такими чертами человека, как упрямство или обидчивость, то ваш ум уходит в абстракции и черты упрямства и обидчивости воспринимаются как категории качества личности в самом общем виде. В обыденной жизни такая философия бесполезна. Для собственной пользы нужно научиться правильно мыслить упрямство или обидчивость именно вашего ребенка или вашей жены, оставаясь на уровне философии обыденности.

 

Общение и философствование

Мышление происходит из общения. Если принять это, то философствование - это общение по некоторому вопросу. Однако не всегда найдется человек, который пожелает с вами обсуждать именно эту проблему как раз в том ракурсе, в каком это вам нужно. Если каждый станет с вами обсуждать, скажем, обидчивость именно вашей жены. Партнера может больше интересовать сварливость его собственной жены. Притом возникают проблемы взаимопонимания в обмене мыслями. Вместо размышления может начаться спор, в котором каждый настаивает на своем, не слушая аргументов другого. В споре очень редко рождается истина. Эти сложности общения с другим человеком не всегда разрешимы. Другой человек вас может неправильно петлять. Он, кроме того, может использован, ваше мнение во вред вам. Философствование наедине с самим собою - явление вынужденное.

 

Трудности памяти

Высказанные вами мысли со временем из памяти стираются или приобретают совершенно другой облик и эмоциональную окраску. Ваш диалог с самим собою прерывается, так как вы не можете вспомнить собственную мысль, возникшую ранее, чтобы можно было ее обдумать. Кроме того наши мысли искажаются под влиянием последующих переживаний и чувств. Вы невольно начинаете вспоминать обиды или оскорбления, создаете сценарий того, как вам следовало бы вести себя, и приходите в состояние стресса.

Обычное размышление часто перерождается в эмоциональный стресс. Поэтому люди избегают размышлять наедине с собой в тишине. Они всегда находят себе какое-либо дело или развлечение, чтобы только не думать о своих проблемах. А у некоторых впечатлительных людей даже возникают разные навязчивости, с помощью которых они полностью избавляют их от дум.

- Тогда как размышлять, не причиняя вреда себе? - вопрошает внимательный читатель.

 

Дневник и саногенное мышление.

Если же вы думаете обо всем, что приходит в данный момент в голову, то возникает бесполезный и беспорядочный поток сознания. Этот поток можно упорядочить путем письменного выражения мыслей. Дневник приучает правильно и систематически размышлять над своими эмоциями. Поэтому дневник используется при обучении саногенному мышлению.

В пособиях по саногенному мышлению излагается то, как следует мыслить свои обиды, неудовлетворенные желания, стыд, оскорбления, ревность, страх смерти. Этой философией может легко овладеть. Достаточно самостоятельно проработать 20 заданий на аутопсихоанализ эмоций. Результаты этой работы отражаются в дневнике, в котором учащийся философствует по поводу своих собственных обид, вины, стыда, оскорблений, ревности, страха смерти, любви и так далее. В результате вырабатывается умственные привычки саногенного мышления, с помощью которого человек легко справляется со своими эмоциональными проблемами.

 

Значение дневника

У вас проблема. Вы обижены, оскорблены или вам страшно. Читая даже знаменитого философа, скажем, Гегеля или Маркса, Сартра или Хайдеггера, вы не получите облегчения. Чтение только временно отвлечет вас, но закрыв книгу, вы не найдете для себя решения именно ваших проблем.

В беседе с другом о ваших обидах и ревности вы можете получить облегчение от этих переживаний. "Моя жена тоже в одно время спуталась с одним хлыщом, - признался ваш друг. – я ее поколотил, и у нее отбило желание флиртовать. Да я не знаю ни одной женщины, которая была бы верна мужу и может противостоять соблазну. Следует это признать. Такая у них уж порода...".

Даже если вы и не намерены следовать его советам поколотить свою жену, все равно, обнаружив, что и у других бывают проблемы, сходные с вашими, вы облегчаете своё сердце. Доморощенная философия, проецирующая на других ваши проблемы, дает какое-то странное, сиюминутное облегчение. В данном случае вы получаете облечение в той степени, в какой у вашего друга здоровая философия жизни. Лучше, если собеседник - психолог. Общение с психологом можно рассматривать как шанс на выработку философии, с помощью которой вы пытаетесь разрешить вашу конкретную личную проблему и проверки надежности этой философии. Но не у каждого есть такой друг или психолог.

Ничего не остается лучше, как научиться оставаться наедине с самим собой, лицом к лицу со своими переживаниями и правильно размышлять. Однако и при этом нет уверенности в том, что вам не станет хуже. От простого удлинения ваша философия не становится лучше. Иначе все отшельники стали бы великими философами. Уединение может сделать вас лучше, если вы научитесь саногенно мыслить.

От ведения дневника, вы получаете пользу лишь только в том случае, если ваша жизненная философия здорова. Плохая философия, наоборот, будет вредить, закрепляясь в дневнике. Глупец с дневником нисколько не благополучнее глупца без дневника. Поэтому прочитав эту книжку и желая с пользой для себя вести дневник, вы почувствуете необходимость заняться изучением саногенного мышления (СГМ).

Люди. ведущие дневник, иногда оказываются в ситуации повышенною риска, так как дневник может быть прочитан кем-либо и неправильно понят. Мама, к примеру, прочитала в дневнике дочери о том, что ее "отчим дурак". Если бы мама не была глупа, то дневник дочери раскрыл бы ей глаза на многое. Но она была действительно глупа и еще активна. После этою девочка перестала вести дневник. Мама потеряла возможность видеть развитие собственных отношений в своей семье глазами дочери. не удивительно, что она сегодня жалуется, что у нее дочь отбилась от рук.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: